Общество

8 апреля 2016, 13:44

МАК опубликовал выводы о крушении Boeing в Ростове-на-Дону

Фото: Снимок с видео/ГУ МЧС России/ТАСС

Спустя три недели после крушения Boeing в Ростове-на-Дону Межгосударственный авиационный комитет огласил первые выводы. Согласно им, погода позволяла летчикам посадить самолет, а экипаж был опытным. При этом ряд действий пилотов, в частности одновременная отдача штурвала «от себя» и отклонение стабилизатора на пикирование, вызывают у их коллег вопросы.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в пятницу опубликовал данные расследования падения Boeing-737-800 A6-FDN авиакомпании FlyDubai в Ростове-на-Дону 19 марта.

Это уже практически не управляемая машина. Можно сказать, что неуправляемая

На сайте организации говорится, что уже завершен этап «выкладки» фрагментов воздушного судна, отбор узлов и агрегатов для дальнейших исследований. Агрегаты уже доставлены в МАК, где проводится оценка их состояния. Конкретные организации, объемы и сроки проведения исследований пока в процессе обсуждения.

Погода соответствовала прогнозам

На «полевом» этапе расследования были подготовлены и рассмотрены отчеты в группах комиссии по метеообеспечению полета, срокам и организации воздушного движения, авиационному и радиоэлектронному оборудованию, силовым установкам, планеру и системам.

В результате установлено, что фактическая погода в районе ростовского аэродрома полностью соответствовала прогнозам. А метеорологическое оборудование, которое использовалось для наблюдения за погодой в аэропорту, было исправным и работоспособным. В целом метеорологическое обеспечение полета «соответствовало требованиям нормативных и руководящих документов».

В отчете МАК приводится и более детальная информация. Бортовые самописцы упавшего Boeing на предварительном этапе показали, что экипаж самолета заходил на посадку вручную при выключенном автопилоте и в достаточно сложных метеоусловиях: нижняя граница облачности была 630 метров, ветер – 230 градусов и 13 метров в секунду, с порывами до 18 метров в секунду. В тот день шел слабый ливневой дождь, наблюдались дымка, на прямой – сильная болтанка и умеренный сдвиг ветра.

В процессе первого захода на посадку в 22.42 на высоте 340 метров экипаж Boeing, получив информацию от бортовой системы о «сдвиге ветра» (резком изменении силы и направления ветра), принял решение уйти на второй круг, после чего продолжил летать в районе аэропорта в ожидании улучшения погодных условий.

Заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что по облачности ситуация была не критична, по ветру – опасна, однако пилоты имели возможность посадить самолет и в таких условиях.

Главный редактор журнала Avia.ru Роман Гусаров также считает, что метеоусловия соответствовали прогнозам, аэродромное оборудование, самолет, экипаж «также соответствовали этим условиям». «То есть они могли вполне благополучно выполнить посадку – это вытекает из данных МАК», – сообщил он газете ВЗГЛЯД.

В ручном режиме

«В процессе повторного захода на посадку, осуществлявшегося также в режиме ручного управления, экипаж на высоте 220 метров и за четыре километра до взлетно-посадочной полосы принял решение об уходе на второй круг и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлетный режим. На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование, вследствие чего самолет перешел в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 единицы», – говорится в отчете МАК.

Гусаров обратил особое внимание на то, что посадка производилась в ручном режиме. Само по себе это не плохо и не хорошо, но может говорить о том, что «исключается некая рассогласованность между людьми и автопилотом, автопилот тут уже точно ни при чем». Все, что случилось дальше, – либо дело рук самих пилотов, либо следствие неисправностей в других системах, которых, однако, пока не обнаружено.

Также Гусаров обратил внимание на то, что на втором круге пилоты отдали штурвал «от себя» одновременно с отклонением стабилизатора самолета на пикирование. Он назвали эти действия достаточно необычными и не до конца понятными.

«Как это произошло и зачем, у меня пока нет ответов, – признался он. – Если стабилизатор ушел на 5 градусов на пикирование, они должны были попытаться парировать и тянуть штурвал на себя, а не наоборот. Не знаю, были ли это осознанные действия экипажа или, может быть, вынужденная мера – об этом в отчете МАК не сказано. Но, в принципе, бывает, что при увеличении тяги двигателя, что происходит в момент ухода на второй круг, самолет может резко задрать нос, а это очень опасно. Подобная ситуация теоретически могла вынудить летчиков предпринять экстренные действия по парированию задирания носа – переводу штурвала с одновременным переключением стабилизатора».

Гусаров добавил, что пока информации по катастрофе очень мало, поэтому все, о чем он говорил, – не более чем догадки и версии.

Усталость, ночь, погода

В свою очередь заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что катастрофа могла произойти из-за комплекса причин: «Если говорить о пилотах, несмотря на то, что это были квалифицированные специалисты, могла просто сказаться усталость. Во-первых, все происходило ночью. Во-вторых, они два часа кружили над аэропортом, ожидая повторной посадки. В-третьих, погодные условия, по крайней мере по ветру, были сложными. Все это могло привести к недооценке серьезности ситуации и переоценке возможностей экипажа. Я привык, что в конечном счете всегда, за любые происшествия спрашивают с людей, с командира судна», – заметил он.

Комментируя действия экипажа, Базыкин добавил, что между моментом, когда командир принимает какое-то решение, и моментом, когда оно будет реализовано и сигнал поступит в нужные системы управления, «запустит» процесс, всегда проходит несколько секунд. Поэтому скорость реакции пилота в меняющейся обстановке должна быть крайне высокой, но даже при этом существует риск не успеть. Особенно сложными у летчиков считаются взлет и посадка.

Информация о том, что в итоге самолет вошел в землю на скорости больше 600 километров в часов с углом тангажа на пикирование более 50 градусов, позволила Базыкину сделать следующий вывод: «Это уже практически не управляемая машина. Можно сказать, что неуправляемая», – заключил он.

В МАК добавляют, что работа по восстановлению полной картины происшествия продолжается. Для оценки состояния и действий экипажа привлечены как линейные пилоты, так и летчики-испытатели из России, США, ОАЭ. Специалисты из ОАЭ, США, Испании также будут привлечены для «работ по уточнению содержания переговоров, переводу с английского и испанского языков и идентификации абонентов».

До этого глава СК России Александр Бастрыкин распорядился создать усиленную следственно-криминалистическую группу из 50 сотрудников ведомства для расследования крушения лайнера.

По следам катастрофы

Сейчас завершается прослушивание и протоколирование переговоров экипажа – это два часа звуковой информации с черного ящика.

Пилоты потерпевшего крушение самолета имели действительные свидетельства пилотов, прошли необходимую подготовку и имели достаточный «налет» на данном типе лайнера и все необходимые документы.

Напомним, 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону потерпел крушение самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс из Дубая.

Как сообщила авиакомпания, на борту находились 55 пассажиров (33 женщины, 18 мужчин и четверо детей) и семь членов экипажа. Среди погибших были иностранцы. По предварительным данным, речь идет о гражданах Украины, Узбекистана, Индии, Испании, ОАЭ.

МЧС опубликовало список погибших, на борту самолета находились 46 граждан России. В воскресенье утром завершилась поисково-спасательная операция на месте крушения. Сообщается, что опознание погибших в авиакатастрофе в Ростове займет две недели.

СК возбудил уголовное дело по факту крушения. Рассматриваются три версии крушения.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования всем, кто потерял своих близких при крушении самолета в Ростове-на-Дону, поручил главе региона и руководителю МЧС сделать все необходимое для семей погибших.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Welt: Трамп не одобрит план Зеленского по Украине
Темы дня

Россия перешла к новому этапу борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России приобрела в 2025 году особую значимость. Серия громких дел и судебных процессов продемонстрировала не только масштаб проблемы, но и усиление внимания правоохранителей к злоупотреблениям во власти. Как говорят эксперты, принимаемые меры носят сегодня системный, а не показательный характер, существующие механизмы борьбы действительно работают и дают результаты.

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Маск заявил о произошедшем «великом замещении» в Европе

В Европе уже произошло «великое замещение» населения, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Стало известно о двух выступлениях Долиной в канун Нового года

Певица Лариса Долина выступит в спектакле «Фигаро» на сцене Театра на Таганке в Москве дважды в канун Нового года – 31 декабря.

Лавров дал совет правительству Японии

Политика Токио по ускоренной милитаризации может негативно сказаться на стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Минобороны показало кадры с военными группировки «Запад» в Купянске

Министерство обороны России опубликовало видеозаписи с военнослужащими группировки российских войск «Запад» в разных районах Купянска Харьковской области.

Росатом «развернул работы» над АЭС «Пакш-2»

После снятия Вашингтоном ряда ограничений на финансирование АЭС «Пакш-2» в Венгрии работу удалось вывести на новый уровень, заявил глава Росатома Алексей Лихачев.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов