Общество

8 апреля 2016, 13:44

МАК опубликовал выводы о крушении Boeing в Ростове-на-Дону

Фото: Снимок с видео/ГУ МЧС России/ТАСС

Спустя три недели после крушения Boeing в Ростове-на-Дону Межгосударственный авиационный комитет огласил первые выводы. Согласно им, погода позволяла летчикам посадить самолет, а экипаж был опытным. При этом ряд действий пилотов, в частности одновременная отдача штурвала «от себя» и отклонение стабилизатора на пикирование, вызывают у их коллег вопросы.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в пятницу опубликовал данные расследования падения Boeing-737-800 A6-FDN авиакомпании FlyDubai в Ростове-на-Дону 19 марта.

Это уже практически не управляемая машина. Можно сказать, что неуправляемая

На сайте организации говорится, что уже завершен этап «выкладки» фрагментов воздушного судна, отбор узлов и агрегатов для дальнейших исследований. Агрегаты уже доставлены в МАК, где проводится оценка их состояния. Конкретные организации, объемы и сроки проведения исследований пока в процессе обсуждения.

Погода соответствовала прогнозам

На «полевом» этапе расследования были подготовлены и рассмотрены отчеты в группах комиссии по метеообеспечению полета, срокам и организации воздушного движения, авиационному и радиоэлектронному оборудованию, силовым установкам, планеру и системам.

В результате установлено, что фактическая погода в районе ростовского аэродрома полностью соответствовала прогнозам. А метеорологическое оборудование, которое использовалось для наблюдения за погодой в аэропорту, было исправным и работоспособным. В целом метеорологическое обеспечение полета «соответствовало требованиям нормативных и руководящих документов».

В отчете МАК приводится и более детальная информация. Бортовые самописцы упавшего Boeing на предварительном этапе показали, что экипаж самолета заходил на посадку вручную при выключенном автопилоте и в достаточно сложных метеоусловиях: нижняя граница облачности была 630 метров, ветер – 230 градусов и 13 метров в секунду, с порывами до 18 метров в секунду. В тот день шел слабый ливневой дождь, наблюдались дымка, на прямой – сильная болтанка и умеренный сдвиг ветра.

В процессе первого захода на посадку в 22.42 на высоте 340 метров экипаж Boeing, получив информацию от бортовой системы о «сдвиге ветра» (резком изменении силы и направления ветра), принял решение уйти на второй круг, после чего продолжил летать в районе аэропорта в ожидании улучшения погодных условий.

Заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что по облачности ситуация была не критична, по ветру – опасна, однако пилоты имели возможность посадить самолет и в таких условиях.

Главный редактор журнала Avia.ru Роман Гусаров также считает, что метеоусловия соответствовали прогнозам, аэродромное оборудование, самолет, экипаж «также соответствовали этим условиям». «То есть они могли вполне благополучно выполнить посадку – это вытекает из данных МАК», – сообщил он газете ВЗГЛЯД.

В ручном режиме

«В процессе повторного захода на посадку, осуществлявшегося также в режиме ручного управления, экипаж на высоте 220 метров и за четыре километра до взлетно-посадочной полосы принял решение об уходе на второй круг и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлетный режим. На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование, вследствие чего самолет перешел в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 единицы», – говорится в отчете МАК.

Гусаров обратил особое внимание на то, что посадка производилась в ручном режиме. Само по себе это не плохо и не хорошо, но может говорить о том, что «исключается некая рассогласованность между людьми и автопилотом, автопилот тут уже точно ни при чем». Все, что случилось дальше, – либо дело рук самих пилотов, либо следствие неисправностей в других системах, которых, однако, пока не обнаружено.

Также Гусаров обратил внимание на то, что на втором круге пилоты отдали штурвал «от себя» одновременно с отклонением стабилизатора самолета на пикирование. Он назвали эти действия достаточно необычными и не до конца понятными.

«Как это произошло и зачем, у меня пока нет ответов, – признался он. – Если стабилизатор ушел на 5 градусов на пикирование, они должны были попытаться парировать и тянуть штурвал на себя, а не наоборот. Не знаю, были ли это осознанные действия экипажа или, может быть, вынужденная мера – об этом в отчете МАК не сказано. Но, в принципе, бывает, что при увеличении тяги двигателя, что происходит в момент ухода на второй круг, самолет может резко задрать нос, а это очень опасно. Подобная ситуация теоретически могла вынудить летчиков предпринять экстренные действия по парированию задирания носа – переводу штурвала с одновременным переключением стабилизатора».

Гусаров добавил, что пока информации по катастрофе очень мало, поэтому все, о чем он говорил, – не более чем догадки и версии.

Усталость, ночь, погода

В свою очередь заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что катастрофа могла произойти из-за комплекса причин: «Если говорить о пилотах, несмотря на то, что это были квалифицированные специалисты, могла просто сказаться усталость. Во-первых, все происходило ночью. Во-вторых, они два часа кружили над аэропортом, ожидая повторной посадки. В-третьих, погодные условия, по крайней мере по ветру, были сложными. Все это могло привести к недооценке серьезности ситуации и переоценке возможностей экипажа. Я привык, что в конечном счете всегда, за любые происшествия спрашивают с людей, с командира судна», – заметил он.

Комментируя действия экипажа, Базыкин добавил, что между моментом, когда командир принимает какое-то решение, и моментом, когда оно будет реализовано и сигнал поступит в нужные системы управления, «запустит» процесс, всегда проходит несколько секунд. Поэтому скорость реакции пилота в меняющейся обстановке должна быть крайне высокой, но даже при этом существует риск не успеть. Особенно сложными у летчиков считаются взлет и посадка.

Информация о том, что в итоге самолет вошел в землю на скорости больше 600 километров в часов с углом тангажа на пикирование более 50 градусов, позволила Базыкину сделать следующий вывод: «Это уже практически не управляемая машина. Можно сказать, что неуправляемая», – заключил он.

В МАК добавляют, что работа по восстановлению полной картины происшествия продолжается. Для оценки состояния и действий экипажа привлечены как линейные пилоты, так и летчики-испытатели из России, США, ОАЭ. Специалисты из ОАЭ, США, Испании также будут привлечены для «работ по уточнению содержания переговоров, переводу с английского и испанского языков и идентификации абонентов».

До этого глава СК России Александр Бастрыкин распорядился создать усиленную следственно-криминалистическую группу из 50 сотрудников ведомства для расследования крушения лайнера.

По следам катастрофы

Сейчас завершается прослушивание и протоколирование переговоров экипажа – это два часа звуковой информации с черного ящика.

Пилоты потерпевшего крушение самолета имели действительные свидетельства пилотов, прошли необходимую подготовку и имели достаточный «налет» на данном типе лайнера и все необходимые документы.

Напомним, 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону потерпел крушение самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс из Дубая.

Как сообщила авиакомпания, на борту находились 55 пассажиров (33 женщины, 18 мужчин и четверо детей) и семь членов экипажа. Среди погибших были иностранцы. По предварительным данным, речь идет о гражданах Украины, Узбекистана, Индии, Испании, ОАЭ.

МЧС опубликовало список погибших, на борту самолета находились 46 граждан России. В воскресенье утром завершилась поисково-спасательная операция на месте крушения. Сообщается, что опознание погибших в авиакатастрофе в Ростове займет две недели.

СК возбудил уголовное дело по факту крушения. Рассматриваются три версии крушения.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования всем, кто потерял своих близких при крушении самолета в Ростове-на-Дону, поручил главе региона и руководителю МЧС сделать все необходимое для семей погибших.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?