Россия будет действовать в соответствии с законодательством в вопросе о возможности обмена осужденной на 22 года гражданки Украины Надежды Савченко, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «В остальном решение может принять только президент. Какое, пока сказать не могу», – сказал Песков, комментируя слова украинского президента Петра Порошенко о возможном обмене Савченко на двух граждан России.
Александров и Ерофеев, по сути, стали заложниками, они не совершали военных преступлений и им таковые даже не инкриминируются, а по Савченко есть приговор
Как только стало известно о приговоре, вынесенном Савченко Донецким горсудом Ростовской области, президент Украины предложил обменять осужденную на двоих россиян, арестованных на Украине. Порошенко не назвал их имен, но, очевидно, речь идет о Евгении Ерофееве и Александре Александрове, которых судят на Украине по обвинению в терроризме. Порошенко заявил, что по окончании суда он готов передать их России. Президент Украины утверждает, что подобный обмен якобы будет соответствовать минским договоренностям, что, впрочем, является прямым передергиванием. В соглашениях «Минска-2» действительно говорится об обмене пленными между сторонами конфликта, то есть Украиной и непризнанными республиками, но Россия никакой стороной гражданской войны на Украине не является. Не говоря уж о том, что именно Украина и препятствует обмену пленными с республиками Новороссии.
Виновна
22 года колонии – таков оглашенный во вторник приговор суда города Донецка Ростовской области. Бывшая украинская военнослужащая Надежда Савченко признана виновной в причастности к гибели в Донбассе россиян – журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина.
Фактически Савченко предстоит провести в колонии 20 лет и четыре месяца, так как год и восемь месяцев она провела в СИЗО, передает РИА «Новости» текст приговора. Отмечается, что Савченко сможет выйти на свободу в 2036 году, но может рассчитывать на УДО через 12 лет, в 2028 году. Также суд оштрафовал Савченко на 30 тыс. рублей по эпизоду о переходе границы. Генпрокуратура осталась приговором довольна.
«Савченко совершила убийство по предварительному сговору группой лиц по мотивам ненависти и вражды», – цитирует судью РИА «Новости». «Она совершала свои умышленные преступные действия общеопасным способом..., осознавая общественно-опасный характер своих действий и желая наступления общественно-опасных последствий», – установил суд.
По мнению суда, виновность Савченко подтверждается доказательствами и показаниями свидетелей. В частности, суд принял во внимание показания главы ЛНР Игоря Плотницкого.
Вопрос надо ставить шире
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в комментарии газете ВЗГЛЯД обратил внимание на явную асимметричность ситуации. Александров и Ерофеев, по сути, стали заложниками, они не совершали военных преступлений и им таковые даже не инкриминируются, а по Савченко есть приговор, который касается участия в убийстве российских граждан.
«Характерно, что тема убийства мирных жителей в Донбассе была вынесена за пределы уголовного дела... Это подводит некую черту под попытками российской юрисдикции обозначить некий трансграничный характер отношения к конфликту на Украине. Такие признаки были в момент конфликта, но сейчас, видимо, можно считать эти попытки исчерпанными», – считает он.
Что касается непосредственного обмена, то для России логично ставить вопрос более широко, уверен Ремизов – не только о людях с российским паспортом, но и политических заключенных, которых на Украине довольно много.
«Большим недостатком нашей информационной политики и политики вообще является то, что мы не слышим имена этих людей. Мы не ставим эти вопросы на международном уровне. Например, такой вопиющий случай, как дело Владимира Галичева – депутата городского собрания Севастополя. На Украине ему грозит порядка 15 лет лишения свободы за сам факт того, что он был депутатом горсовета, который проголосовал за проведение референдума (о возвращении Крыма в состав России). Обо всем этом российские СМИ и политики молчат», – отметил Ремизов.
Поэтому, уверен эксперт, обмен Савченко был бы оправдан в гораздо более широком контексте, чем предлагаемый Порошенко. «Мы сначала должны увидеть списки и имена пророссийских политзаключенных на Украине и потом рассмотреть возможность обмена Савченко на этих людей. Синхронное освобождение по принципу «всех на всех». Самое худшее, что может сделать Россия, – это сделать вид, что ее касаются только те люди на Украине, у которых есть российский паспорт, а остальные люди, которые рисковали жизнью за Россию и сейчас страдают, к ней никакого отношения не имеют», – подытожил Михаил Ремизов.#{ussr}
Напомним, 17 мая 2015 года стало известно о задержании в населенном пункте Счастье в Донбассе двух военных, которые назвали себя российскими контрактниками, служившими в спецназе: Александра Александрова и Евгения Ерофеева. В Минобороны России потребовали прекратить пытки и освободить двоих бывших военнослужащих. Родственники захваченных россиян также подтвердили, что те уволились из армии.
В конце мая прошлого года суд в Киеве арестовал Александрова и Ерофеева. Им было предъявлено обвинение в терроризме. 10 ноября прошлого года суд приступил к рассмотрению уголовного дела по существу. На одном из заседаний Голосеевского районного суда Киева Ерофеев заявил, что во время проведения допросов со стороны украинских силовиков на него оказывалось давление, применялись пытки.
Мотив и организатор убийства
В понедельник был назван мотив преступлений Надежды Савченко. По мнению суда, она руководствовалась в своих действиях ненавистью к русскоязычным людям и враждой по отношению к «социальной группе» – жителям Луганской области.
Далее она «вступила в предварительный преступный сговор с командиром батальона Сергеем Мельничуком..., направленный на использование артиллерийских орудий для нанесения огневых ударов по гражданским лицам, в том числе не участвующим в вооруженном противостоянии, с целью убийства путем их обстрела из гаубиц Д-30».
Согласно разработанному плану, Мельничук снабдил Савченко необходимым снаряжением, а та корректировала огонь артиллерии по скоплениям гражданских лиц, установил суд. Командир батальона «Айдар» Сергей Мельничук назван непосредственным организатором убийства журналистов под Луганском.
Добавим, что сейчас он уже ничем не командует, а является депутатом Верховной рады Украины. Причем прошлым летом Рада лишила его неприкосновенности и дала согласие на привлечение к уголовной ответственности. Основная статья, которую инкриминируют экс-командиру батальона на Украине, – создание преступной организации.
Впрочем, есть сведения, что и Савченко была не просто «исполнителем». «Савченко занимала в батальоне «Айдар» руководящие роли, была его серым кардиналом», – сказал судья Леонид Степаненко, ссылаясь на показания одного из свидетелей обвинения – бойца батальона «Заря» из ЛНР.
В чем обвинялась
Напомним, Надежда Савченко была арестована на российской территории в начале июля прошлого года.
По данным российских следователей, она была корректировщиком огня при обстреле в Донбассе журналистов ВГТРК Антона Волошина и Игоря Корнелюка. 17 июня 2014 года Савченко находилась в расположении батальона «Айдар» в районе поселка Металлист Славяносербского района Луганской области, где вела скрытое наблюдение и корректировку обстрела по участку блокпоста луганских ополченцев с находившимися на нем мирными гражданами. Корнелюк и Волошин в результате обстрела погибли на месте.
Российский прокурор попросил суд приговорить Савченко к 23 годам лишения свободы. Обвиняемая категорически отрицает причастность к гибели журналистов, однако ранее призналась суду в убийстве людей «без злого умысла».