Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель Госдумы Сергей Нарышкин внесли во вторник в нижнюю палату законопроект, предусматривающий серьезные коррективы деятельности коллекторов в России.
У коллектора и сейчас, если должник не пускает и не берет трубку, нет никаких законных методов воздействия, кроме как подать в суд
Законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» содержит прямой запрет применения коллекторами физической силы, угроз ее применения, причинения вреда здоровью, повреждения имущества, психологического давления, введения в заблуждение.
Также не допускается сообщение о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, а также раскрытие сведений о должнике путем их размещения в интернете, на здании, жилом доме для неограниченного круга лиц.
Звонить должнику коллектор сможет не чаще двух раз в неделю, а проводить личные встречи – не чаще раза в неделю. Общение с должником ночью – с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные – запрещено. Коллектор при взаимодействии с должником не сможет использовать устройства, скрывающие его телефон и адрес электронной почты.
К деятельности по взысканию задолженности не допускаются сотрудники, имеющие судимость за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, и руководители «с испорченной деловой репутацией».
Юридическое лицо, имеющее право вести деятельность по взысканию задолженности, должно заниматься ей в качестве основного рода деятельности и иметь уставной капитал в размере не менее 10 миллионов рублей.
Должник в любой момент вправе отказаться от взаимодействия с коллектором или кредитором по истечении определенного времени с даты просрочки «или определить своего представителя». Передача персональных данных о должнике взыскателю, приобретшему права требования, допускается только с личного согласия должника, зафиксированного в отдельном документе. Вводится запрет на взаимодействие с недееспособными лицами, а также с находящимися в медицинских учреждениях, инвалидами, несовершеннолетними и на взаимодействие из-за пределов России.
«Этот закон – результат совместной работы правительства, Совета Федерации, Государственной думы, – сказала Валентина Матвиенко газете ВЗГЛЯД. – Это тот случай, когда власть оперативно отреагировала «на злобу дня», на запрос общества. Закон предусматривает нормы, регулирующие деятельность кредиторов, заемщиков и тех, кто занимается взысканием задолженностей. При этом он направлен на то, чтобы не допускать впредь неправовых действий, силовых действий, психологического давления на должников».
При этом она отметила, что «в то же время никто не отменял обязанность должников возвращать долги, возвращать кредиты, поэтому в законе предусмотрен баланс интересов кредитных организаций и граждан».
«Добросовестный бизнес будет себя чувствовать хорошо. А тем коллекторским агентствам, которые злоупотребляли своим правом, терроризировали людей, вышибали, а не возвращали задолженности, порочили репутацию заемщиков, теперь не будет места на рынке, к ним будут приниматься самые жесткие меры», – говорит Матвиенко.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Николай Гончар сообщил, что комитет рассмотрит документ в первоочередном порядке. При этом он отметил, что «это законопроект не о коллекторской деятельности, это законопроект о защите прав граждан».
«Убеждать по телефону»
«Это законопроект, разработанный в Минэкономразвития, – рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин. – Из всех предыдущих инициатив он имеет самые большие шансы быть реализованным. Он наиболее сбалансированный, потому что в его разработке принимали участие все заинтересованные ведомства. Документ предусматривает не только запреты, но и механизмы финансово-экономического регулирования: требования по размеру уставного капитала, по раскрытию информации о собственниках и т.д. Это позволит решить основные проблемы коллекторского рынка. Самая главная из них – нет никакого порога для входа на него. То есть сейчас любой человек может создать ООО, назвать свой бизнес коллекторским и начать взыскивать долги. Главная задача – создать государственный реестр, сделать рынок обозримым, потому что сейчас никто не сможет сказать, сколько на рынке действует коллекторских агентств».
Комментируя ограничения, он заявил газете ВЗГЛЯД, что и сейчас в руках коллекторов не так много инструментов воздействия на должников. «Коллектору, по большому счету, и сейчас практически все запрещено. Обычный законный инструмент воздействия – телефонные переговоры. Или договариваться о встрече с должником. Если должник на это согласен, он может его впустить в квартиру, а может и не пускать», – сказал Воронин.
«Если должник не пускает и не берет трубку, у коллектора нет никаких законных методов воздействия, кроме как подать в суд. Тут мало что изменится», – добавил он. «Коллектор – это человек, который умеет убеждать нормальными правовыми аргументами. Это хороший переговорщик», – отметил председатель Ассоциации.
«Если же должник настойчиво отказывается от переговоров, единственный выход для кредиторов в таком случае – идти в суд, – сказал Воронин. – Но хотелось бы донести информацию до должников, что это не лучший выход для них. Конечно, можно прятаться, избегать контакта с кредитором. И, собственно говоря, порядка 75–80% должников сейчас – это неконтакт, их не найти. Но ведь проблема этим не решается, долг никуда не денется. Поэтому, конечно, будет просто принудительное взыскание».
Тревожные симптомы
Между тем в Петербурге в среду был оглашен приговор по громкому делу коллектора микрофинансовой организации «Домашние деньги» Тараса Коваля, который летом прошлого года сжег две детские коляски, оставленные на лестнице в подъезде дома, где, предположительно, проживал один из должников.
«Целью поджога было запугивание граждан, не выплативших кредит, полученный в ООО «Домашние деньги». Однако злоумышленник допустил ошибку и уничтожил путем поджога имущество, не принадлежащее должникам», – говорится в сообщении городской прокуратуры.
В результате действий Коваля жильцам был причинен ущерб на общую сумму 16,5 тыс. рублей, сообщает прокуратура. Кроме того, вследствие пожара было повреждено и уничтожено имущество ООО «Жилкомсервис № 1 Кировского района» и ТСЖ «Ника» на общую сумму более 320 тысяч рублей.
Коваль признан виновным и приговорен к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года.
Одновременно стало известно о возбуждении в Новосибирске в отношении коллекторов уголовного дела по статье «Клевета». Семейная пара пожаловалась на коллекторов, которые требовали оплаты долга, разместив в интернете фотографию с подписью о смерти их ребенка. По словам жительницы города, кредит в 15 тыс. рублей взял ее муж в конце прошлого года, однако из-за сложной ситуации на работе в течение нескольких недель не мог вносить платежи. Тогда, по словам девушки, ей стали поступать звонки с угрозами, а позже в интернете была распространена ее фотография с расценками на услуги интимного характера и номером мобильного телефона.
По словам девушки, этим «выбивание» долга не ограничилось, и в интернете также появилось фото ее здоровой годовалой дочери, взятое со страницы девушки в соцсетях, с припиской «Помним, любим, скорбим». После этого на прошлой неделе семейная пара обратилась с заявлением в полицию.
В последнее время скандальные истории, связанные со взаимоотношениями должников и коллекторов, случаются регулярно. 2 февраля человек, представившийся коллектором, угрожал взорвать детский сад, заведующая которого задолжала деньги.
4 февраля должник при проведении описи его имущества в присутствии сотрудников службы судебных приставов произвел выстрел из огнестрельного оружия в представителя взыскателя, который скончался на месте. Как сообщалось, долг подозреваемого составлял 160 млн рублей. По некоторым данным, взыскателем был крупный предприниматель, чье имя даже входило в список Forbes.
Наиболее резонансный случай произошел 27 января в Ульяновске: в ночь на 27 января 44-летний мужчина бросил в окно частного дома в Ульяновске бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью. В результате пожара получили ожоги 56-летний хозяин дома и его двухлетний внук. Ребенок госпитализирован с ожогами лица, рук и дыхательных путей – у него повреждено 8% поверхности кожи.