В конце января стало известно, что американская компания Electric Boat, являющаяся основным производителем ядерных субмарин США, намерена существенно расширить штат сотрудников, сообщает CTmirror.com. По словам представителя концерна General Dynamics, в состав которого входит и Electric Boat, обязанностью новых сотрудников станет дальнейшее производство атомных многоцелевых подводных лодок класса «Вирджиния» и разработка новых АПЛ, которые должны прийти на смену стратегическим подводным ракетоносцам класса «Огайо». Это соответствует тому, что ждет от Electric Boat Конгресс, выделивший ей 5,7 миллиарда долларов на завершение строительства двух АПЛ класса «Вирджиния» и 1,5 миллиарда долларов на проектирование преемника «Огайо». Defenseindustrydaily.com уточняет, что новое поколение подводных лодок класса «Огайо» появится к 2021 году.
Бесшумная и юркая «Готланд» устроила настоящее побоище, «уничтожив» несколько ударных АПЛ, эсминцев, крейсеров, фрегатов, а на «десерт» даже «торпедировала» авианосец «Рональд Рейган», после чего ускользнула незамеченной
Не отстает от Америки и ее ближайшая союзница Британия. 7 февраля Лондон объявил, что выделяет 201 миллион фунтов-стерлингов на продолжение работ по стратегической АПЛ нового поколения в рамках программы Successor («Преемник»). Новый подводный ракетоносец придет на смену субмаринам типа «Авангард», несущим ракеты «Трайдент». Согласно нидерландскому интернет-ресурсу Asdnews.com, «новая подводная лодка будет одной из самых бесшумных в мире, а также самой безопасной и технологически совершенной из тех, которые были когда-либо построены в Великобритании».
В поисках шапки-невидимки
В январе прошлого года «Центр стратегических и бюджетных оценок» США обнародовал доклад под названием «На пороге новой эры подводной войны». Там, в частности, есть такие строки: «Американское превосходство в военном подводном противостоянии – это десятилетия исследований, разработок, обучения и накопленного опыта». «Однако, – продолжает автор доклада Брайан Кларк, – это превосходство отнюдь не гарантировано. Американские подводные лодки – самые тихие в мире, но в основе новых методов обнаружения субмарин лежит не акустика, что в будущем серьезно увеличит риск использования традиционных обитаемых подводных лодок. Весьма вероятно, что американские потенциальные противники, наращивая свои подводные силы, уже разработали соответствующие технологии».
Что же это за технологии?
Раньше, чтобы засечь ядерную субмарину, вполне хватало пассивного сонара, ибо работа инженерных систем подлодки всегда производит шум. Но совершенствовалась звукоизоляция корпуса, менялись гребные винты, также являющиеся одним из основных источников шумов. Правда, как отметил Кларк, снижение акустической видимости лодки на каждый новый децибел становилось все более дорогим.
Однако все эти конструкторские решения в настоящее время уже могут быть нейтрализованы. Чем? Например, низкочастотными активными сонарами или устройствами, способными «считать» кильватерный след даже погруженной субмарины. Данные методы, как отмечают эксперты, были на концептуальном уровне известны уже давно, но лишь появление мощных компьютеров сделало возможным отслеживать и анализировать мельчайшие изменения в окружающей среде, которые возникают в ней, когда сквозь нее движется даже очень малошумная подводная лодка.
К этому списку нужно добавить и появление относительно недорогих подводных аппаратов-роботов, «косяки» которых могут охватить наблюдением значительно больше водного пространства, чем патрулирующие субмарины.#{weapon}
Волк, бегающий как заяц, не опасен
Чтобы бороться с субмаринами, не обязательно их уничтожать. Достаточно просто заставить их постоянно прятаться от тех, кто за ними следит, или спасаться от тех, кто их преследует. Когда волк бегает от охотника, ему не до поиска добычи – самому бы не попасть на мушку. Тактика эта под названием «не уничтожить, а спугнуть» стала главной в борьбе с подводными лодками еще со времен Второй мировой войны. Сохраняет она свою актуальность и в наши дни.
Эту цель – превратить волка в зайца – преследовало, в частности, создание SOSUS (Sound Surveillance System) или «Системы слежения за звуком», развернутой еще в годы холодной войны. В советской прессе ее окрестили системой «Прозрачный океан». Она состояла из сети стационарных гидрофонов, установленных в Атлантике вдоль берегов Гренландии, Исландии и Англии, а также в ряде мест Тихого океана.
Советские субмарины, двигающиеся в западном направлении к берегам потенциального противника, должны были проходить сквозь эти сети и, естественно, себя обнаруживали. А избежать этих акустических ловушек можно было лишь с помощью весьма длинного «объезда», что серьезно затрудняло оперативность и эффективность действия подлодок. Да и «объезд» со временем уже почти не помогал, ибо SOSUS была дополнена SURTASS (SURveillance Towed Array Sensor System) или «Системой буксируемого массива гидрофонов, которая «гастролировала» по просторам Мирового океана, прослушивая те участки, которые находились за пределами действия SOSUS.
SOSUS эффективно действовала с начала 1960-х и до конца 1970-х годов. Однако в середине 1970-х годов СССР (в частности, благодаря завербованному советской разведкой офицеру ВМС США Джону Уокеру) узнал об этой системе. В результате в Советском Союзе появились новые малошумные подводные лодки проектов 914 «Акула» и 945 «Барракуда». Для противодействия им и был разработан уже упомянутый низкочастотный активный сонар, который пришел на смену пассивному.
Перспективы воздухонезависимости
Если министерство обороны США считает, что вероятность конфликта с Россией, Китаем, Ираном или Северной Кореей в обозримом будущем достаточно низка, оно раскошелится на создание лодок-«роботоносцев
У неатомных подводных лодок (НАПЛ), под которыми понимаются, в первую очередь, традиционные дизель-электрические субмарины, есть один «минус» по сравнению с АПЛ. Это небольшая автономность плавания, в частности, в подводном положении, и ограниченный радиус действия. Но есть и большой плюс: НАПЛ куда тише своих ядерных «сестер», не говоря уж о том, что намного дешевле. Например, шведская НАПЛ «Готланд» стоит около 700 миллионов долларов, в то время как АПЛ «Вирджиния» – 2,7 миллиарда долларов.
Разумеется, «Готланд» намного меньше «Вирджинии», но это не означает, что шведская субмарина существенно уступает своей американской «коллеге» в боевых возможностях. Более того, в чем-то она даже превосходит ее, что было продемонстрировано в ходе военно-морских учений США в 2005 году. Бесшумная и юркая «Готланд», играя роль неприятельской субмарины, устроила настоящее побоище, «уничтожив» несколько ударных АПЛ, эсминцев, крейсеров, фрегатов, а на «десерт» даже «торпедировала» авианосец «Рональд Рейган», после чего ускользнула незамеченной.
Что же касается ограниченной автономности, свойственной традиционным НАПЛ, то создателям «Готланда» удалось в значительной степени изжить этот недостаток, установив на субмарине так называемую воздухонезависимую двигательную установку на основе двигателя Стирлинга, которая позволяет ей непрерывно двигаться под водой в течение двух недель со скоростью шесть узлов. Этого достаточно, чтобы незаметно перехватить флот противника на дальних подступах. Развитие литий-ионных батарей (именно их в качестве основного источника питания будет использовать новейшая японская дизель-электрическая Soryu) и топливных элементов также представляется весьма перспективным для повышения автономности НАПЛ.
Работает в этом направлении и Россия. ЦКБ «Рубин» создает новый проект «Калина» с воздухонезависимой установкой, который будет развиваться после 2020 года.
А вот у Соединенных Штатов НАПЛ не осталось. Последняя – USS Blueback – была списана в 1990 году и в настоящее время является экспонатом Музея науки и промышленности штата Орегон.
«Подводные авианосцы»
Каждое действие, как известно, рождает противодействие. В настоящее время Китай уже приступил к созданию системы, по своей философии аналогичной SOSUS, но и без этого у американских подводников хватает «головной боли». Новые технологии и способы обнаружения субмарин, как уже отмечалось, практически нивелируют все достижения по обеспечению их бесшумности и малозаметности. Нечто подобное происходит и в современной авиации, в которой технологии «стелс» из-за развивающихся средств поиска воздушных целей уже с трудом решают возлагающиеся на них задачи.
Что же делать в сложившейся ситуации? Остается единственный выход: возложить решение боевых и разведывательных задач на роботов, предоставив людям возможность управлять ими с безопасного расстояния. Именно такой сценарий прогнозируется в вышеупомянутом докладе «Центра стратегических и бюджетных оценок»: «По мере того, как будут уменьшаться размеры компьютерных процессоров, они будут устанавливаться на кораблях, самолетах, автоматических подводных аппаратах и на морском дне. Подобные системы в перспективе сделают действия субмарин в прибрежных водах куда более опасными и, с большой вероятностью, приведут к тому, что их тактические задачи в районах, контролируемых неприятелем, будут решать необитаемые подводные аппараты». И это при том, что робот намного дешевле комплекса «система-человек».
В число тактических задач, решаемых необитаемыми подводными аппаратами (НПА), войдут и чисто боевые. ВМС США разрабатывают так называемую «Унифицированную очень легкую торпеду» (Common Very Lightweight Torpedo – CVLWT). Ее размер составляет не более одной трети от размера тех торпед, которые в настоящее время находятся на вооружении ВМС. Несмотря на то, что у CVLWT не такой большой радиус действия, значительное количество таких торпед можно будет разместить на крупном НПА, который, используя свои относительно малые размеры и малошумность, сможет незаметно «подвезти» этих «коротышек» к цели.
По мнению автора упомянутого доклада, миссия субмарин в будущем сведется к тому, чтобы быть «подводными авианосцами», которые, правда, будут нести на своем борту не самолеты, а НПА. Именно они и будут выполнять разного рода задачи в водах, контролируемых или патрулируемых потенциальным противником.
Подобную задачу, например, призвана решать перспективная подводная российская система «Статус-6», представляющая из себя автономную роботизированную торпеду сверхдальнего (до 10 000 км) радиуса действия. При этом сама субмарина-носитель будет находиться на безопасном удалении от районов, где присутствуют силы противника с большим количеством противолодочных средств.
В тени F-35
Как известно, сверхсовременный истребитель F-35 создавался для того, чтобы уничтожать противника на дальней дистанции, до начала маневренного боя с ним. Это стратегически правильное направление. Но отработка такого оружия требует времени. Создатели F-35 думали, что период «стратегического партнерства» с Россией даст им такую возможность. Однако данное партнерство закончилось раньше, чем F-35 приобрел способность гарантированно уничтожать цели на дальнем расстоянии, а потому Пентагону пришлось задуматься о том, что противопоставить сверхманевренным российским и скопированным с них китайским истребителям.
Не попадет ли и с подводными лодками военное ведомство США в такое же положение? Идея использовать их только в качестве носителей подводных роботов, которые сами будут находить и уничтожать цели, представляется правильной в долгосрочной перспективе. Но смогут ли эти роботы в обозримом будущем так же эффективно бороться с обитаемыми российскими, китайскими, иранскими и северокорейскими субмаринами, как классические подводные лодки? И вот тут пентагоновским стратегам может, подобно тени отца Гамлета, явиться «призрак» F-35.
Если министерство обороны США считает, что вероятность конфликта с Россией, Китаем, Ираном или Северной Кореей в обозримом будущем достаточно низка, оно раскошелится на создание лодок-«роботоносцев», отвлекая бюджетные средства от поддержания «классического» подводного флота. Если же возможный конфликт «на горизонте», то Пентагон будет делать ставку на традиционные ударные субмарины, что приведет к уменьшению финансирования, а как следствие этого, к более позднему появлению на свет новых вооружений для ведения подводной войны.
В мире происходит качественное переосмысление боевых систем в целом. Ранее для того, чтобы обеспечить их эффективное использование, в них должен был быть физически интегрирован человек. Соответственно, акцент делался на том, чтобы максимально защитить комплекс «система-человек» от поражающего воздействия со стороны противника. Так в авиации появились технологии «стелс», а подводные лодки проектировались все более бесшумными. Однако средства борьбы с подобными комплексами развились настолько, что дальнейшая «игра в прятки» подводит игроков к пределам, установленным законами физики.
Таким образом, соревнование в области военной силы все более переходит в плоскость создания высокоинтеллектуальных роботизированных систем. Гонка вооружений трансформируется из тысяч тонн стали, принимавших облик самолетов, танков, кораблей и подводных лодок, в граммы микрочипов, которые в будущем и станут решать исход военных конфликтов.