Только в среду «Аэрофлот» отменил 29 рейсов, в четверг их количество возросло до 39, и на пятницу планируется отмена еще 14. Блогосфера, как и следовало ожидать, отреагировала на подобные новости неодобрительно:
Вина лежит не на наземных службах аэропорта Шереметьево, речь идет о дефиците важных элементов инфраструктуры
«Сама авиакомпания объясняет такую массовую отмену погодными условиями в Шереметьево, – пишет пользователь roosich. – Однако что же там за природные катаклизмы происходят? Например, сегодня – тихая ясная погода, мороз далеко не критический, ветер, если верить сообщениям Росгидрометцентра, всего 5 м/с (штиль практически). Однако самолеты «Аэрофлота» почему-то не летают. Забастовки пилотов при этом тоже нет. Так что там за аномальная зона такая появилась?»
Причем следует отметить, что подобные эмоции по поводу отмены рейсов возникают у интернет-пользователей не в первый раз. Так, пользователь jungleman еще в феврале этого года сомневался в заявленной авиакомпанией официальной причине отмены рейсов:
«Думаю, причина банальна – рейсы полупустые, и «Аэрофлоту» проще кидануть клиентов, чем гонять пустые самолеты туда-сюда. Осталось только пролоббировать поправки в законодательство, в чем «Аэрофлот» мастер (уже добились невозвратных и безбагажных билетов «по просьбам трудящихся» и законного овербукинга), чтобы в случае отмены рейса из-за плохой погоды никаких компенсаций пассажирам не светило (как в США)».
Вся надежда на третью взлетную полосу
Подобные настроения заставили авиаперевозчика выступить с официальным объяснением, которое было опубликовано на сайте «Аэрофлота»:
«В последнее время в блогосфере получили распространение утверждения о том, что причиной массовой отмены рейсов «Аэрофлота» в аэропорту Шереметьево являются не тяжелые погодные условия, а коммерческие интересы. Говорится о том, что таким образом авиакомпания якобы объединяет рейсы, чтобы избежать низкой загрузки воздушных судов в ущерб удобству своих пассажиров. «Аэрофлот» заявляет, что подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью. Отмены и задержки рейсов объясняются только погодными условиями, аномальный характер которых признают эксперты, а также инфраструктурными особенностями аэропорта Шереметьево».
Далее расшифровываются эти «инфраструктурные особенности»:
«Аэропорт Шереметьево располагает двумя близко расположенными взлетно-посадочными полосами, которые при простых (благоприятных) метеоусловиях обеспечивают 55 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час. Как базовая авиакомпания в Шереметьево «Аэрофлот» формирует свое расписание исходя из 47–48 ВПО. В случае закрытия одной полосы на чистку от снега пропускная способность аэропорта падает до 32 ВПО, которые необходимо распределить между «Аэрофлотом» и другими авиакомпаниями, работающими в Шереметьево. Результатом становится скопление воздушных судов на маршрутах руления. При обливе воздушных судов противообледенительной жидкостью время от момента окончания посадки пассажиров на борт до взлета увеличивается. Негативным фактором, препятствующим нормальной работе аэропорта, является также туман».
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД генерал армии в отставке, заслуженный военный летчик СССР, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Петр Дейнекин подтвердил зависимость авиаперевозок от погодных условий:
«То, что в плохую погоду некоторые рейсы отменяются, – это мера вынужденная, однако необходимая. Вместе с тем и в критических ситуациях, когда пропускная способность аэродрома уменьшается, авиакомпании стараются принять или отправить пассажиров по назначению. К примеру, содержат в эксплуатационном состоянии поочередно одну из двух взлетно-посадочных полос, а при дефиците самолетов объединяют два полупустых рейса в один. Кстати, подобная зависимость от метеоусловий весьма характерна не только для российских аэропортов».
По словам Дейнекина, аэропорт Шереметьево делает шаги для того, чтобы улучшить ситуацию, в частности на конец 2017 года запланирована сдача третьей взлетно-посадочной полосы.
Лучше, чем в Европе
Главный редактор отраслевого портала AVIA.RU Network Роман Гусаров также полагает, что третья взлетно-посадочная полоса строится в Шереметьево как раз для того, чтобы отмены рейсов не носили столь массовый характер.
«90% рейсов, вылетающих из Шереметьево, осуществляются компанией «Аэрофлот», – заявил Гусаров газете ВЗГЛЯД. – Две имеющихся взлетные полосы находятся слишком близко друг к другу, поэтому их нельзя использовать одновременно, при этом все равно в среднем самолеты садятся и взлетают в аэропорту практически каждые полторы–две минуты. При таком напряженном графике в силу совокупности самых разных причин возникают пробки – как на автотрассе. Чтобы избежать подобных проблем, компании могут идти на сокращение частоты рейсов».
При этом Гусаров не исключил и роли погодного фактора, в том числе в создании подобных «пробок»:
«Нужно отдать должное нашим авиаторам, в такую погоду, которая наблюдается сейчас в России, в Европе закрывают аэропорты. Чего-то подобного я ожидал в понедельник, когда в Москве был сильный ветер, снег и метель – но нет, наши аэропорты работали в штатном режиме».
Снегоуборочными машинами проблему не решить
Впоследствии «Аэрофлот» и «Шереметьево» приняли совместное обращение, где «инфраструктурные особенности» в качестве причины отмены рейсов уже не назывались, а вся вина перекладывалась исключительно на погодные условия:
«Прогноз погоды составляется на основе данных Главного авиационного метеорологического центра, которые имеют для «Аэрофлота» характер предупреждения о наступлении сложных метеоусловий. Эти услуги являются существенной статьей расходов Аэрофлота на производственную деятельность (по итогам года выплаты Росгидромету должны составить примерно 450 млн руб.). Авиакомпания не несет ответственности за точность прогноза, но в любом случае должна руководствоваться им, то есть вносить соответствующие коррективы в план полетов и оповещать об этом своих пассажиров... Существуют определенные критерии очередности отмены рейса. Так, «Аэрофлот» отменяет многочастотные рейсы, поскольку в таком случае есть возможность вывоза пассажиров другими рейсами на данном направлении на протяжении текущих суток».
Также в обращении делается акцент на том, что «сравнение текущей ситуации в Шереметьево и других аэропортах московского авиаузла некорректно» – как известно, в других столичных аэропортах массовой отмены рейсов не наблюдалось. «Это объясняется сильными отличиями по пропускной способности и фактическому объему выполняемой работы, – говорится в тексте обращения. – Достаточно сказать, что в минувшие сутки, 7 декабря, в период сложных метеоусловий в Шереметьево было выполнено 709 взлетно-посадочных операций (ВПО) – больше, чем в любом другом столичном аэропорту. Аномальные погодные условия означают повышенную нагрузку на аэропортовые службы... Без своевременных профилактических мер ухудшение ситуации примет характер вала, который за 40 минут до разлета приведет к коллапсу, сравнимому с катастрофическими последствиями ледяного дождя 2010 года».
И все-таки в сложившейся ситуации виноваты не только погодные условия, но и инфраструктурные, о которых в совместном заявлении «Аэрофлот» и «Шереметьево» решили дипломатично не упоминать. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев:
«Ни для кого не секрет, что используемый в аэропорту Шереметьево для внутренних российских полетов терминал «Д» мал и не соответствует тому объему полетов, которые через него осуществляются. Привести к задержкам вылетов и спровоцировать коллапс может совокупность факторов: сколько квадратных метров полезной площади используется внутри терминала, каковы возможности перронов, сколько задействовано телетрапов. Я хочу заметить, что вина в сложившейся ситуации не лежит на наземных службах аэропорта Шереметьево, речь идет о дефиците важных элементов инфраструктуры. И здесь нужна реконструкция, устранить проблему, например, покупкой новых снегоочистительных машин не удастся».