Общество

8 декабря 2016, 21:30

От массовой отмены рейсов Шереметьево спасет только третья ВПП

Фото: Leonid Faerberg/Transport Photo Images/Global Look Press

Массовая отмена авиарейсов из Шереметьево привела пассажиров в ярость. Они активно обвиняют «Аэрофлот» в том, что он таким путем сокращает борты, которые не пользуются спросом. И хотя ответные оправдания ведущей российской авиакомпании не совсем убедительны, реальная причина отмены рейсов вовсе не в алчности «Аэрофлота».

Только в среду «Аэрофлот» отменил 29 рейсов, в четверг их количество возросло до 39, и на пятницу планируется отмена еще 14. Блогосфера, как и следовало ожидать, отреагировала на подобные новости неодобрительно:

Вина лежит не на наземных службах аэропорта Шереметьево, речь идет о дефиците важных элементов инфраструктуры

«Сама авиакомпания объясняет такую массовую отмену погодными условиями в Шереметьево, – пишет пользователь roosich. – Однако что же там за природные катаклизмы происходят? Например, сегодня – тихая ясная погода, мороз далеко не критический, ветер, если верить сообщениям Росгидрометцентра, всего 5 м/с (штиль практически). Однако самолеты «Аэрофлота» почему-то не летают. Забастовки пилотов при этом тоже нет. Так что там за аномальная зона такая появилась?»

Причем следует отметить, что подобные эмоции по поводу отмены рейсов возникают у интернет-пользователей не в первый раз. Так, пользователь jungleman еще в феврале этого года сомневался в заявленной авиакомпанией официальной причине отмены рейсов:

«Думаю, причина банальна – рейсы полупустые, и «Аэрофлоту» проще кидануть клиентов, чем гонять пустые самолеты туда-сюда. Осталось только пролоббировать поправки в законодательство, в чем «Аэрофлот» мастер (уже добились невозвратных и безбагажных билетов «по просьбам трудящихся» и законного овербукинга), чтобы в случае отмены рейса из-за плохой погоды никаких компенсаций пассажирам не светило (как в США)».

Вся надежда на третью взлетную полосу

Подобные настроения заставили авиаперевозчика выступить с официальным объяснением, которое было опубликовано на сайте «Аэрофлота»:

«В последнее время в блогосфере получили распространение утверждения о том, что причиной массовой отмены рейсов «Аэрофлота» в аэропорту Шереметьево являются не тяжелые погодные условия, а коммерческие интересы. Говорится о том, что таким образом авиакомпания якобы объединяет рейсы, чтобы избежать низкой загрузки воздушных судов в ущерб удобству своих пассажиров. «Аэрофлот» заявляет, что подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью. Отмены и задержки рейсов объясняются только погодными условиями, аномальный характер которых признают эксперты, а также инфраструктурными особенностями аэропорта Шереметьево».

Далее расшифровываются эти «инфраструктурные особенности»:

«Аэропорт Шереметьево располагает двумя близко расположенными взлетно-посадочными полосами, которые при простых (благоприятных) метеоусловиях обеспечивают 55 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час. Как базовая авиакомпания в Шереметьево «Аэрофлот» формирует свое расписание исходя из 47–48 ВПО. В случае закрытия одной полосы на чистку от снега пропускная способность аэропорта падает до 32 ВПО, которые необходимо распределить между «Аэрофлотом» и другими авиакомпаниями, работающими в Шереметьево. Результатом становится скопление воздушных судов на маршрутах руления. При обливе воздушных судов противообледенительной жидкостью время от момента окончания посадки пассажиров на борт до взлета увеличивается. Негативным фактором, препятствующим нормальной работе аэропорта, является также туман».

В разговоре с газетой ВЗГЛЯД генерал армии в отставке, заслуженный военный летчик СССР, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Петр Дейнекин подтвердил зависимость авиаперевозок от погодных условий:

«То, что в плохую погоду некоторые рейсы отменяются, – это мера вынужденная, однако необходимая. Вместе с тем и в критических ситуациях, когда пропускная способность аэродрома уменьшается, авиакомпании стараются принять или отправить пассажиров по назначению. К примеру, содержат в эксплуатационном состоянии поочередно одну из двух взлетно-посадочных полос, а при дефиците самолетов объединяют два полупустых рейса в один. Кстати, подобная зависимость от метеоусловий весьма характерна не только для российских аэропортов».

По словам Дейнекина, аэропорт Шереметьево делает шаги для того, чтобы улучшить ситуацию, в частности на конец 2017 года запланирована сдача третьей взлетно-посадочной полосы.

Лучше, чем в Европе

Главный редактор отраслевого портала AVIA.RU Network Роман Гусаров также полагает, что третья взлетно-посадочная полоса строится в Шереметьево как раз для того, чтобы отмены рейсов не носили столь массовый характер.

«90% рейсов, вылетающих из Шереметьево, осуществляются компанией «Аэрофлот», – заявил Гусаров газете ВЗГЛЯД. – Две имеющихся взлетные полосы находятся слишком близко друг к другу, поэтому их нельзя использовать одновременно, при этом все равно в среднем самолеты садятся и взлетают в аэропорту практически каждые полторы–две минуты. При таком напряженном графике в силу совокупности самых разных причин возникают пробки – как на автотрассе. Чтобы избежать подобных проблем, компании могут идти на сокращение частоты рейсов».

При этом Гусаров не исключил и роли погодного фактора, в том числе в создании подобных «пробок»:

«Нужно отдать должное нашим авиаторам, в такую погоду, которая наблюдается сейчас в России, в Европе закрывают аэропорты. Чего-то подобного я ожидал в понедельник, когда в Москве был сильный ветер, снег и метель – но нет, наши аэропорты работали в штатном режиме».

Снегоуборочными машинами проблему не решить

Впоследствии «Аэрофлот» и «Шереметьево» приняли совместное обращение, где «инфраструктурные особенности» в качестве причины отмены рейсов уже не назывались, а вся вина перекладывалась исключительно на погодные условия:

«Прогноз погоды составляется на основе данных Главного авиационного метеорологического центра, которые имеют для «Аэрофлота» характер предупреждения о наступлении сложных метеоусловий. Эти услуги являются существенной статьей расходов Аэрофлота на производственную деятельность (по итогам года выплаты Росгидромету должны составить примерно 450 млн руб.). Авиакомпания не несет ответственности за точность прогноза, но в любом случае должна руководствоваться им, то есть вносить соответствующие коррективы в план полетов и оповещать об этом своих пассажиров... Существуют определенные критерии очередности отмены рейса. Так, «Аэрофлот» отменяет многочастотные рейсы, поскольку в таком случае есть возможность вывоза пассажиров другими рейсами на данном направлении на протяжении текущих суток».

Также в обращении делается акцент на том, что «сравнение текущей ситуации в Шереметьево и других аэропортах московского авиаузла некорректно» – как известно, в других столичных аэропортах массовой отмены рейсов не наблюдалось. «Это объясняется сильными отличиями по пропускной способности и фактическому объему выполняемой работы, – говорится в тексте обращения. – Достаточно сказать, что в минувшие сутки, 7 декабря, в период сложных метеоусловий в Шереметьево было выполнено 709 взлетно-посадочных операций (ВПО) – больше, чем в любом другом столичном аэропорту. Аномальные погодные условия означают повышенную нагрузку на аэропортовые службы... Без своевременных профилактических мер ухудшение ситуации примет характер вала, который за 40 минут до разлета приведет к коллапсу, сравнимому с катастрофическими последствиями ледяного дождя 2010 года».

И все-таки в сложившейся ситуации виноваты не только погодные условия, но и инфраструктурные, о которых в совместном заявлении «Аэрофлот» и «Шереметьево» решили дипломатично не упоминать. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев:

«Ни для кого не секрет, что используемый в аэропорту Шереметьево для внутренних российских полетов терминал «Д» мал и не соответствует тому объему полетов, которые через него осуществляются. Привести к задержкам вылетов и спровоцировать коллапс может совокупность факторов: сколько квадратных метров полезной площади используется внутри терминала, каковы возможности перронов, сколько задействовано телетрапов. Я хочу заметить, что вина в сложившейся ситуации не лежит на наземных службах аэропорта Шереметьево, речь идет о дефиците важных элементов инфраструктуры. И здесь нужна реконструкция, устранить проблему, например, покупкой новых снегоочистительных машин не удастся».

Текст: Алексей Топоров

Вам может быть интересно

США подтвердили предупреждение от России «незадолго до запуска» «Орешника»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?