Правительство России получило от президента поручение заняться разработкой российской национальной системы управления качеством пищи, которая позволит уйти от двойных стандартов для отечественной и импортной продукции, сообщил источник в правительственных кругах.
К сожалению, качество наших продуктов питания оставляет желать лучшего
Отчитаться о проделанной работе в этом направлении правительство должно до 10 ноября. А к 1 декабря должен быть разработан документ, «который закрепит механизм ухода от использования двойных стандартов качества продукции, маркируемой едиными товарными знаками, для зарубежных и российского рынков», пишет «Коммерсант».
Премьер-министр поручил решение этого вопроса вице-премьеру Аркадию Дворковичу, а тот, в свою очередь, переадресовал поручения профильным ведомствам – Минсельхозу, Минпромторгу, Минэкономики, Роспотребнадзору.
Необходимость системы управления качеством продуктов чиновники объясняют тем, что сегодня контроль над ними выведен из-под госрегулирования и оставлен на усмотрение производителей. При этом безопасность пищи в России регламентируется примерно 7 тыс. нормативных документов. Но в них, как ни парадоксально, не идет речи именно о качестве.
Есть два пути решения проблемы. Радикальный – предполагающий введение в законодательство термина «качество» и кардинальное изменение нормативной базы в связи с этим. А также более мягкий – подразумевающий переход ряда рекомендательных норм в статус обязательных.
Кроме разнообразия стандартов, участники рынка продуктов также жалуются на большое количество проверяющих ведомств – Роспотребнадзор, Россельхознадзор и т. д. Проверяющих много, они почти не взаимодействуют между собой, а в итоге непонятно, кто именно отвечает за качество еды в магазинах.
По словам главы рабочей группы по защите прав потребителей Общественной палаты России, сопредседателя Союза потребителей России Владимира Слепака, «без качества никуда».
«Сегодня мы вспомнили наконец, что, помимо разных параметров, есть главный. Это качество. И я бы даже говорил шире – о качестве не только еды, но качестве жизни. Этот параметр должен быть основой внутренней политики любого государства. Для любой власти есть три главных критерия: людей нужно накормить, обогреть и защитить. «Накормить» – первостепенно и имеет прямое отношение к тому, о чем мы говорим. Важнейшим шагом здесь является создание национального стандарта качества», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.
Слепак добавил, что ранее было сделано много ошибок, в частности, ошибочным он считает решение об отмене сертификатов качества продуктов питания. Теперь необходимо исправлять ошибки и двигаться дальше с тем, чтобы со временем на потребительском рынке России просто не было товаров, не соответствующих национальному стандарту качества, а нарушители преследовались бы как минимум в административном порядке, а в случае грубых нарушений – и в уголовном.
В свою очередь председатель комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Калашников рассказал газете ВЗГЛЯД, что речь идет об одном из «очень важных и крайне актуальных направлений деятельности государства».
«К сожалению, качество наших продуктов питания оставляет желать лучшего. Многие стандарты, которые еще с советских времен были у нас достаточно высокими, даже выше, чем в Европе, на сегодня не выполняются», – посетовал он.
И самое главное, по словам Калашникова, это то, что была нарушена система контроля: «Сами посудите: пять ведомств одновременно отвечают за качество пищевых продуктов. Естественно, что у семи нянек дитя без глаза».
Что касается двойных стандартов по качеству у России и других стран, которые предполагается преодолеть, депутат рассказал: «Самый яркий пример – это использование генно-модифицированных продуктов. У нас их производство запрещено, а потребление и продажа – нет. В Америке все наоборот. Американцы запрещают своим есть генно-модифицированную пищу, но зато с удовольствием продают ее на сторону. И таких двойных стандартов предостаточно».
Относительно внесения в законодательство термина «качество» Калашников высказал сомнения. По его словам, внести термин мало, нужно прописать в нормативных документах, какие именно характеристики имеются в виду, придется «ввести много разных важных регулирующих моментов».
«Приведу еще такой пример. У нас существуют жесткие требования предоставления производителями и продавцами информации о продукте. Однако если по отношению к промышленным товарам жестко определен шрифт – 21-й кегль, то на продукты питания шрифт не регламентирован. Люди должны либо с лупой ходить, либо они лишаются возможности узнать о том, что они едят», – резюмировал он.
Между тем, как рассказали газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), на сегодня в России существует целый ряд механизмов, регламентирующих и контролирующих безопасность и качество продукции.
«Это Роспотребнадзор, Россельхознадзор, система ГОСТов и техрегламентов. Необходимо понимать, что создание новой, а значит, дополнительной системы регулирования – это очередная нагрузка на бизнес. На наш взгляд, лучше сосредоточиться на совершенствовании уже существующей системы. Например, в части ужесточения последствий за невыполнение законодательства производителями, которые сегодня несоизмеримы с ответственностью, которую несут сети», – сказали там.
Отрасль крайне заинтересована в обеспечении потребителей высококачественной продукцией и проводит регулярные проверки качества в своих магазинах, а также консультации с отраслевыми ассоциациями производителей, добавили в организации.
В то же время, по словам главы рабочей группы по подготовке Кодекса добросовестных деловых практик для продовольственного рынка России Михаила Бурмистрова, новая система управления качеством пищи стране нужна.
«Россия в последний год пошла по пути либерализации в части контроля качества и безопасности продуктов, заменила ГОСТы техническими регламентами. Техрегламенты – это некий уровень безопасности продукции, но то, что продукция безопасна, еще не говорит о том, что она хорошая, качественная, полезная, натуральная и отечественная в том числе», – сказал он.
Бурмистров напомнил, что до сих пор многие производители пишут на упаковках «сделано по ГОСТу», то есть апеллируют к старым советским ГОСТам, которые уже не действуют. Поэтому и нужна некая новая система независимой проверки качества. При этом финансировать ее планирует государство. Но в остальном она будет автономной, экспертизы будут осуществляться в независимых сертифицированных лабораториях, критерии проверки будут разрабатываться широким кругом экспертов.
Эксперт добавил, что новая система не будет российским ноу-хау, подобные системы действуют и в других странах, в частности в Германии. И одной из основных ее задач всегда является поддержка добросовестных отечественных производителей.
«В целом можно сказать, что система должна позволить отделять и контролировать отечественную и зарубежную продукцию и при этом понимать, где стандарты различаются, где необходимо проделать работу, чтобы их сблизить в той или иной форме», – добавил он.