Американская ракета-носитель Atlas V вывела на орбиту разработанный компанией Boeing аппарат X-37В.
Обычные космические аппараты не имеют таких массо-габаритных характеристик, чтобы можно было применять боевые средства
Как заявил официальный представитель ВВС капитан Крис Хойлер, нынешний запуск мини-шаттла проведен в рамках изучения «технических параметров для доступного космического аппарата многократного использования», передает РИА «Новости» со ссылкой на AFP.
О содержании миссии X-37B известно крайне мало. ВВС США утверждают, что главной задачей миссии является испытание новейших космических технологий. Накануне запуска сообщалось, что, в частности, будет испытан новый, более эффективный ионный ракетный двигатель.
Известно также, что на борту X-37В на орбиту отправилась аппаратура НАСА, позволяющая изучить влияние космической среды на различные типы материалов. Полученные данные будут использованы при создании будущих космических аппаратов. Кроме того, предполагается, что на аппарате размещены разведывательные приборы и оборудование для ремонта спутников, передает ВВС.
Хойлер отказался комментировать слухи о разведывательных целях шаттла, но рассказал, что в нынешнем полете будут испытываться новые двигатели, предназначенные для маневрирования корабля на орбите. В распоряжении ВВС США сейчас находится два аппарата X-37B.
Предыдущий полет Х-37В, официально называемого Пентагоном «экспериментальным орбитальным аппаратом», а в прессе – «секретным шаттлом» военно-воздушных сил США, продолжался беспрецедентно долгое время – 22 месяца – и завершился в ноябре прошлого года. С 2010 года США осуществили три запуска аппаратов серии X-37В. Главной миссией мини-шаттла считается возможность доставки небольших грузов в космос, а также разведывательная деятельность.
Программа беспилотного мини-челнока, разрабатываемая в США с 1999 года – сперва под эгидой NASA, а теперь ВВС, является одной из самых секретных в истории американской космонавтики. При предыдущих запусках, кроме общих размеров и внешнего вида, о таинственном аппарате не было известно практически ничего.
Х-37В – легкий воздушно-космический самолет небольших размеров: его длина составляет 8,23 метра, размах крыла – всего 4,6 метра, а высота с выпущенным шасси – чуть менее трех метров. Взлетный вес кораблика составляет около пяти тонн, а размеры грузового отсека, по словам представителей ВВС, соизмеримы с размерами грузовой платформы пикапа.
Х-37В оснащен двумя двигателями Rocketdyne 2/3 многократного действия, работающими на керосине (топливо) и перекиси водорода (окислитель). Двигатели, в отличие от двигателей «большого шаттла», на котором они включались с момента старта, предназначены только для орбитальных маневров. В основном корабль напоминает формой уменьшенный шаттл, он имеет с ним одинаковую аэродинамическую схему – за исключением двухкилевого хвостового оперения V-образной формы.#{weapon}
Первый контракт на технологический демонстратор Х-37 был подписан NASA и Boeing в 1999 году. Стоимость разработки экспериментального космолета составила 173 млн долларов. В свою очередь программе предшествовали испытания уменьшенного на 37% прототипа под индексом Х-40, на котором отрабатывались системы автоматической посадки корабля. Бросковые испытания Х-40 состоялись в 1998 году на авиабазе «Эдвардс», макет сбрасывали с тяжелого транспортного вертолета СН-47. Аппарат, сброшенный с высоты 2000 метров, пришел точно по центру взлетно-посадочной полосы.
Первые аэродинамические тесты Х-37 состоялись в сентябре 2004 года, когда проект перешел в ведение Агентства по перспективным разработкам американского военного ведомства (DARPA). Корабль поднимал в воздух самолет White Knight – специальный носитель легких КА, с которого в свое время стартовал аппарат SS-1 конструкции Берта Рутана (как и сам носитель, кстати) – первый пилотируемый корабль, созданный исключительно на средства частных инвесторов.
«Шаттл X-37B решает задачи в интересах национальной безопасности США, – сказал газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш. – Это может быть широкий спектр задач: от тех, которые курирует министерство обороны, до тех, которые находятся в ведении Центрального разведывательного управления или Агентства национальной безопасности. Аппарат решает разведывательные функции или, в более широком смысле, осуществляет наблюдение за Землей.
Его преимущество перед обычными космическими аппаратами заключается в том, что он может поднять в космос дорогостоящую аппаратуру и затем вернуть ее на землю, допустим, для технического обслуживания. Или с него можно снять аппаратуру и поставить новую. То есть это выгоднее, чем запускать спутники одноразового использования. К тому же X-37B обладает значительно лучшей маневренностью на орбите».
По его мнению, если бы в России была поставлена задача создать аналогичный аппарат, разработчики могли бы сделать это за десять лет или даже раньше. «У России есть возможность создать все, – сказал он. – У России нет только одного – желания этого делать. У тех, кто возглавляет космическую отрасль, одно желание: ни за что не отвечать. Если решать какую-то инновационную широкомасштабную задачу, придется больше работать, и ответственности больше, а они этого не хотят.
Бывший начальник главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин убежден, что с точки зрения разведывательных функций X-37B не сильно отличается от других космических аппаратов, однако его преимуществом является способность взять на борт оружие, в том числе ядерное. «Это многофункциональный аппарат, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – На нем могут находиться и ядерные боеприпасы. Сейчас данных, что они намерены там разместить такое оружие, нет, но его массо-габаритные характеристики позволяют разместить там такое оружие. Косвенным свидетельством того, что они могут это сделать, является их отказ от поддержки внесенного Россией и Китаем в совместную комиссию по разоружению договора о запрете вывода в космос любого оружия».
Он отметил, что на борту мини-шаттла может быть размещено и гиперзвуковое высокоточное оружие в обычном снаряжении. «Высокоточное оружие в рамках программы отработки молниеносного глобального удара – видимо, первоочередная их задача. Договор, который запрещает выводить в космос ядерное оружие, пока существует. А вот запрета о выводе в космос оружия в обычном снаряжении нет», – добавил он.
«Обычные космические аппараты не имеют таких массо-габаритных характеристик, чтобы можно было применять боевые средства. Для этого у него повышенная маневренность, он может быстро менять траекторию, снижаться, чтобы можно было применить оружие, затем снова подниматься. Его перспектива, как мне представляется, – это боевые модули», – отметил генерал.