Власти Сочи ввели режим повышенной готовности к борьбе с вредителями субтропических растений, сотрудникам зеленого хозяйства города предписано ежедневно обследовать деревья и кустарники и уничтожать личинки вредных насекомых, сообщили в управлении лесопаркового хозяйства администрации курорта.
Ситуация с вредителями достаточно жесткая. Все под большой угрозой
«Пока ситуация характеризуется как чрезвычайная муниципального характера, поэтому мы предложили установить уровень местного реагирования. Еженедельно будем проводить планерки, следить за тем, какие предприятия, какие хозяйствующие субъекты с задачей справляются, а какие нет, и будем уже реагировать в рамках нашей компетенции», – сказал глава Сочи Анатолий Пахомов. По его словам, все парки в черте города еще осенью были обработаны химикатами, что позволило избежать распространения вредителей, передает ТАСС.
Сотрудники сочинского НИИ цветоводства и субтропических культур заявляют, что в ходе обследования лесов за два последних года было обнаружено порядка 20 новых для Черноморского побережья насекомых, личинки которых питаются южными растениями. «Самшит губит самшитовая огневка, на пальмовых растениях красный пальмовый долгоносик и южноамериканский пальмовый бурильщик. На эвкалипте три вида вредителей, по одному на мимозе и конском каштане, – рассказала энтомолог, кандидат сельскохозяйственных наук, сотрудник отдела защиты НИИ цветоводства и субтропических культур Елена Журавлева. – Все они могут причинить непоправимый ущерб декоративным культурам, которые обеспечивают климат нашего города».
Специалист отметила, что в Сочинском национальном парке и Кавказском заповеднике, территория которых окружает курорт, использовать химические и биологические средства защиты растений не позволяет законодательство. В настоящее время Минприроды России предлагает внести изменения в соответствующий закон, чтобы появилась возможность вести обработку и в заповедной зоне, пишет «Российская газета».
В национальном парке сообщили, что недавно получили от Минприроды разрешение использовать насекомых-энтомофагов, откладывающих свои яйца в куколки других насекомых. Экологи отмечают, что для полного истребления вредителей на черноморском курорте может понадобиться несколько лет.
«До недавнего времени мы были уверены, что раньше марта никаких движений по вредителю самшита не будет, но оказалось, что в феврале стали вылупляться гусеницы. Несмотря на то, что на территории национального парка запрещено применение химических и биологических средств защиты, Министерство природных ресурсов пошло нам навстречу и разрешило запустить кукольного паразита. На данный момент мы объявили электронный конкурс на проведение этих работ, и в начале марта будет проводиться аукцион», – рассказал заместитель директора национального парка, главный лесничий Андрей Семиколенов. Обработку планируют вести в течение лета. С бабочкой-огневкой решили бороться специальной мушкой, которая будет поражать только куколки поедающей самшит гусеницы.
«Вчера я была на совещании с мэром города. Глава города объявил, что вводится режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации. Это еще не ЧС, но последняя перед ним ступенька, – прокомментировала газете ВЗГЛЯД замкоординатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» Юлия Набережная. – Все городские службы должны быть наготове, потому что отмечены случаи, что самшитовая огневка активизировалась раньше, чем предполагали, потому что была теплая зима. Уже сейчас надо принимать меры. На городских землях обработка возможна и допускается, это и будет происходить. Основная угроза для самшита находится на территории национального парка. В городе практически все посадки самшита съедены – на 70%. Возобновление идет. Но это не так критично, потому что это декоративный самшит, который завозили. А вот на территории национального парка пока не получили разрешения на обработку. Министр дал поручение профильному департаменту подготовить изменения в законодательство, чтобы можно было обрабатывать хотя бы краснокнижные виды. А пока они планируют завезти насекомое, которое может уничтожать гусениц самшитовой огневки. Одно из них – китайская оса. И они попробуют местные виды шершней или ос. В районе Геленджика есть шмель, который может уничтожать гусениц самшитовой огневки.
По пальмовому долгоносику ситуация хуже. Насколько я могу понять, хозяйствующие субъекты уклоняются от борьбы с пальмовыми вредителями. Если производить обработку, им надо за это платить, так же как и за мониторинг, за диагностику. И после обработки только через два года станет ясно, спасена пальма или нет. И они дожидаются, когда она естественным путем придет в негодность. Глава города сказал привлекать вплоть до уголовной ответственности».
«Ситуация с вредителями достаточно жесткая, – продолжила она. – Все под большой угрозой. Хотелось бы, чтобы заповеднику дали разрешение на обработку хотя бы лепидоцидом (препарат, основанный на использовании гриба и бактерии – прим. ВЗГЛЯД). Лепидоцид – меньшее зло, чем потерять целый вид реликтовой колхидской флоры. Самшит колхидский – самое критичное. Пальмы – это элемент озеленения, они были в свое время завезены, интродуцированы. А самшит колхидский – наш, местный реликтовый вид, Красная книга».
Ранее сообщалось, что насекомые-вредители попали в Россию с поставками живых растений из Европы, которые массово осуществлялись для озеленения города в преддверии Олимпиады. Впервые огневку обнаружили на рассаде из Италии, впоследствии насекомое, не имеющее на Кавказе естественных врагов – природных ограничителей численности, размножилось и начало уничтожать реликтовый заповедник.
Министерство природных ресурсов и экологии России ранее попросило Генпрокуратуру установить причастных к занесению в олимпийский Сочи опасных насекомых. По мнению главы ведомства Сергея Донского, бабочку могли завезти в город-курорт умышленно накануне зимних Игр – 2014.
Как рассказала Юлия Набережная, известна даже конкретная партия, в которой находились насекомые-вредители, однако фирма, которая не захотела тратить деньги на ее обработку, по ее мнению, вряд ли будет привлечена к ответственности.
«Тогда специалисты проверили ее и рекомендовали обработать или вообще уничтожить. Максимально безопасно было бы ее просто сжечь. Но этот вид не был в списке карантинных видов Российской Федерации. Он был в списке ЕС, потому что там с этой проблемой столкнулись еще в 2006 году. Естественно, сказали: «Раз она не в списке, мы ее обрабатывать не обязаны». Теперь всех этих подрядчиков и фирм уже нет, ордена-медали, премии раздали и отпустили с почетом. А теперь уже назад не отмотать, никто не заинтересован в том, чтобы искать конкретного виновника, хотя это было бы поучительно. Прокуратура работала и продолжает работать. Это пытались свалить на нацпарк и на заповедник. Но фактический материал говорит о том, что это было завезено с посадочным материалом, а заповедник и национальный парк в данном случае пострадавшие», – сказала эколог.
Ситуации, когда чужеродный вид, попав на новую для себя территорию, уничтожает местную флору и фауну и становится проблемой для людей, случаются не так уж и редко. Жителям России более всего знаком, разумеется, колорадский жук, который первоначально был завезен из Мексики в штат Колорадо, где уничтожил посевы картофеля, а затем совершил путешествие в Европу.
Любители рыбалки могут вспомнить ротанов, которые сто лет назад в российских водоемах не водились, а сейчас уничтожают все живое там, где их популяцию не ограничивают более крупные хищники.
Из более поздних примеров можно вспомнить камчатского краба, завезенного в Баренцево море. Это, конечно, позволяет повысить доходы рыболовной отрасли, но это животное очень прожорливое и всеядное, в связи с чем периодически высказывается беспокойство, что он может влиять на популяцию рыб и моллюсков.