Общество

19 февраля 2015, 16:01

Водителей пытаются приучить к самостоятельности

Фото: Руслан Кривобок/РИА «Новости»

Объявлены новые меры, которые должны помочь в борьбе с пробками на российских дорогах. Уже в июле должны вступить в силу поправки к ПДД, согласно которым водителям запретят оставаться на дороге после аварии: оформлять ДТП надо будет самим, без участия ГАИ. Однако реальному воплощению этой благой идеи мешает сразу несколько факторов.

С июля 2015 года вступят в силу поправки к ПДД, согласно которым водители, перегородившие дорогу из-за небольшой аварии и отказавшиеся оперативно очистить проезжую часть, будут оштрафованы.

Но все эти разбирательства должны быть уже вне дорожного полотна

Поправки в ПДД прописывают, что «если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие», передает M24.

Водители, попавшие в ДТП, обязаны сфотографировать или снять столкнувшиеся авто на видео: необходимо зафиксировать положение машин относительно друг друга и объектов транспортной инфраструктуры, повреждения, а также все возможные следы и предметы, относящиеся к аварии.

«Сейчас закон сконструирован таким образом, что только если машины полностью блокируют дорожное движение, их (водителей) можно привлечь к ответственности. С 1 июля, даже если они частично «затрудняют проезд», это будет считаться правонарушением», – прокомментировал ужесточение наказания замруководителя столичного департамента транспорта Андрей Коренев.

Он также отметил, что данная мера должна мотивировать автовладельцев составлять европротокол (то есть оформлять ДТП без сотрудника ГИБДД) и оперативно освобождать проезжую часть.

Коренев пояснил, что европротоколом в Москве пользуются не очень активно. Так, в январе этого года из 11 508 ДТП лишь 500 оформлено с помощью европротокола. По его словам, при департаменте транспорта создан экспертный совет, занимающийся популяризацией европротокола. «Мы видим в нем возможность существенно изменить дорожную ситуацию, в том числе с пробками», – пояснил чиновник.

Однако среди автоэкспертов мнения о необходимости подобных нововведений разошлись.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков заявил газете ВЗГЛЯД, что речи о введении каких-то новых штрафов не идет. Просто с 1 июля вступают в силу поправки к ПДД, а новая обязанность водителя освободить проезжую часть подпадает под штраф по старой статье 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»), и составляет он 1 тыс. рублей.

«У нас есть европротокол, который позволяет водителям уезжать после ДТП без привлечения государства в лице сотрудников ГИБДД, оформлять свои гражданско-правовые отношения самостоятельно. Потому что эти отношения касаются только водителей и страховых компаний. Государство тут совершенно ни при чем. А водители, соответственно, не должны создавать пробки на дорогах из-за какой-нибудь разбитой фары, что у нас происходит сплошь и рядом», – отметил он.

Европротокол может применяться в России уже давно, но реально им пользуются только 57% автомобилистов. При этом частично проблемы с его применением объективны: «Были проблемы с реализацией. Например, если у человека кроме полиса ОСАГО было еще и КАСКО, он не имел права покинуть место ДТП до приезда автоинспектора. Нужный водителю документ мог выписать только он. Но сейчас это противоречие устранено», – отметил Лысаков.

Зафиксировав ДТП на фото- или видеокамеру, автолюбители должны направляться в свои страховые компании. А в случае, если у них есть разногласия на дороге, они могут позвонить в ГИБДД, и там уже им скажут, что, например, они должны доехать до поста ГИБДД. «Но все эти разбирательства должны быть уже вне дорожного полотна», – уверен Лысаков.

Он также попытался развеять страхи некоторых водителей, которые не пользуются европротоколом, опасаясь, что страховщики без приезда ГИБДД не выплатят им всей суммы ущерба, ограниченной в большинстве регионов России 50 тыс. рублей (в Москве, Московской области и Петербурге и Ленинградской области – 400 тыс. рублей – прим. ВЗГЛЯД).

«В Москве и Петербурге этот лимит уже поднят значительно, новая сумма любое легкое повреждение перекрывает однозначно», – отметил Лысаков. И пилотный проект после Москвы и Петербурга, вероятно, пойдет дальше.

В целом новые поправки к ПДД Лысаков считает стимулированием к переходу к более удобной и эффективной системе оформления аварий и удивляется тем, кто жалуется, что европротокол вводится в России чуть ли не принудительно.

«Надо быть просто не очень умным человеком, цепляясь за то, чтобы в случае, если он попал в ДТП, он бы не полчаса на это все потратил, а восемь часов. Речь идет о здравом смысле. Это выгодно всем», – резюмировал он.

Но с ним не согласен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

«Я считаю эти изменения в ПДД (ответственность за неосвобождение дороги) категорически неправильными, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Чтобы воспользоваться европротоколом, нужно соблюдение ряда условий. И среди них – наличие согласия по поводу того, кто прав, а кто виноват. А если у водителей разногласия? Тогда обязаны пригласить сотрудников ГИБДД. А если есть подозрения на скрытые повреждения? Что они не уложатся в сумму, которая будет присуждена им – 50 тыс. максимум, если не считать четырех регионов?»

Главная причина того, что европротокол в России не популярен – это как раз низкий лимит по выплатам. В Европе, например, верхнего предела вообще нет. Вторая причина – боязнь мошенничества. Тут уже вопрос к российским правоохранительным органам, полагает эксперт.

Комментируя идею оформлять ДТП без участия автоинспекторов, председатель Федерации автомобилистов России Сергей Канаев в комментарии газете ВЗГЛЯД уже отмечал, что к этому давно уже надо было прийти. При этом алгоритм действий после ДТП «должен быть понятен автовладельцам и согласован со страховыми компаниями». Канаев также призывал ввести понятие материального ущерба; если такого нет, водители со спокойной совестью могли бы разъехаться в разные стороны.

«Правда, сейчас даже если два автомобиля разъедутся, все равно в конечном итоге у них бывают проблемы, – сетовал глава ФАР. – Страховые компании могут попытаться снизить выплату автовладельцу».

Добавим, что в сентябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев упростил процедуру оформления ДТП. Речь шла о делении дорожных происшествий на различные виды, для каждого из которых была прописана отдельная форма поведения.

Тогда же премьер сетовал, что до сих пор в случае аварий многие автомобилисты во избежание проблем со страховыми компаниями предпочитали дождаться автоинспекторов, что плохо сказывалось на дорожной ситуации в целом.

Ранее Банк России, осуществляющий контроль в сфере страхования, для сокращения пробок предложил оформлять европротокол даже при разногласиях водителей по поводу аварии.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Путин поздравил спасателей России с профессиональным праздником
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов