Первый замминистра обороны генерал армии Аркадий Бахин сообщил в среду, что военное ведомство подало иск к германской компании «Рейнметалл», стремясь наказать ее за неисполнение одного из самых знаковых импортных контрактов последнего времени. Речь идет о срыве соглашения о строительстве учебно-тренировочного комплекса, который создавался неподалеку от деревни Мулино в Нижегородской области.
В данном случае поведение исполнителя является добросовестным: что ему делать, если родная страна запретила работать?
«Мы выдвинули «Рейнметаллу» штрафные санкции. Эти штрафные санкции сейчас рассматриваются в швейцарском суде», – сказал Бахин, передает ТАСС. Деталей иска генерал не уточнил, однако заявил, что центр подготовки в Мулино никак не пострадает от срыва контракта, так как российская промышленность в состоянии освоить производство лазерных средств стрельбы, которые отказалась поставлять Германия.
Таким образом, впервые были названы конкретные элементы комплекса, которые отказалась поставлять в Россию немецкая компания. Ранее подобная информация официально не оглашалась. Только немецкие источники говорили, что не будут поставлены ключевые компоненты. «Преобладающая по стоимости часть учебного центра еще не была поставлена в Россию, и функционировать он не может», – говорил еще летом анонимный представитель министерства экономики ФРГ.
Тем не менее в Москве заверяли, что от немецкого контрагента зависит лишь 5% оборудования, и оно может быть заменено российской продукцией. Однако, как следует из слов замминистра, по прошествии полугода этого пока не сделано, хотя полигон уже принимает войска. Судя по всему, в отсутствие «лазерной начинки», замену которой готовит российская промышленность, войска тренируются по старинке.#{weapon}
А между тем суть центра, сама модель обучения, ради которой он создавался, заключается именно в специализированном оружии, которое там должно применяться. Это оружие – мотострелков, танков и БМП – в таком центре оснащено лазерными импульсаторами, а система фиксирует попадание в оснащенных датчиками военнослужащих и технику. Это не только позволяет воссоздать тактическую обстановку, максимально похожую на боевую, но и существенно экономит боеприпасы, горючее и ресурс боевой техники. Ранее в военном ведомстве заявляли, что благодаря этой экономии центр окупится уже через два года.
Таким образом, теперь понятно, что немецкие источники были правы, а Минобороны России пыталось сгладить серьезность ситуации.
Сможет ли Россия наказать Германию за срыв контракта штрафными санкциями?
«Все зависит от того, каким образом в контракте прописаны возможные штрафные санкции, – сказал газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Если при заключении данного контракта юристы с российской стороны работали, то вариант иска представляется вполне логичным, и он будет существенным».
Коротченко подчеркнул, что в любом случае будет судебное разбирательство. «Вопрос, как защищены права России. Например, в контракте по «Мистралям», по моей информации, форс-мажором считается политическое решение руководства Франции. Поэтому мы с французов в лучшем случае получим деньги, которые заплатили за контракт, а взыскать с них дополнительные санкции будет проблематично. Что касается контракта с германской фирмой – если соответствующая процедура предусмотрена, мы с них взыщем. Если не предусмотрена – перспективы весьма туманны. Все зависит от того, как при Анатолии Сердюкове составлялись контракты, насколько они были проработаны с юридической точки зрения», – отметил эксперт.
Иначе говоря, если немецкие юристы прописали в контракте, что запрет правительства ФРГ является форс-мажорным обстоятельством, а российские юристы этого не заметили, то неустойку Москва не получит.
Для сравнения: в 2010 году российское руководство приняло решение о запрете поставок оружия в Иран из-за международных санкций в отношении Тегерана, в результате чего оказалась сорвана сделка на поставку в эту страну зенитных комплексов С-300 на сумму, как сообщалось, 800 млн долларов. Москва вернула предоплату в размере 166,8 млн долларов, однако в 2012-м иранская сторона подала на «Рособоронэкспорт» иск в международный Третейский суд Женевы на сумму почти в 4 млрд долларов. Решения по иску пока не было принято, да и Тегеран, судя по всему, больше заинтересован в надежном оружии, чем в получении денег от России. В настоящее время вопрос поставок комплексов Ирану находится в подвешенном состоянии, стороны обсуждают его на переговорах.
«Обычно стороны, когда договариваются, выбирают применимое право – немецкое, английское, русское – и выбирают суд, причем то и другое может быть разное, например, суд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а применимое право – немецкое, – комментировал в интервью газете ВЗГЛЯД председатель коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. – Если выбран суд, находящийся на территории России, он будет лишен политического давления со стороны немецких властей и вынесет законное решение. Если это будет суд на немецкой стороне, тогда, конечно, Министерству обороны не позавидуешь», – добавил он.
«Но возможен и третий вариант, где будет указано, что был зафиксирован отказ исполнителя и что исполнитель сделал это не по своей воле, в связи с чем с исполнителя будут взысканы только прямые убытки и не будет взыскана неустойка. По своей правовой природе неустойка является штрафной санкцией за недобросовестное поведение исполнителя. В данном случае поведение исполнителя является добросовестным: что ему делать, если родная страна запретила работать?» – заключил юрист.
Соглашение о начале проектирования центра боевой подготовки на территории полигона Мулино было заключено в феврале 2011 года в Москве. Договор подписывали бывший министр обороны России Анатолий Сердюков и руководитель «Рейнметалл» Клаус Эберхард. Стоимость проекта составила порядка ста миллионов евро. Обучение в центре, рассчитанном на тактические учения бригады, могут проходить до 30 тыс. военнослужащих в год. В перспективе в России планировалось построить четыре таких центра.
К тому моменту, когда стало известно, что выполнять свои обязательства германская компания не будет, большинство объектов уже были построены. Центр по контракту должен был быть готов в сентябре, однако в начале августа министерство экономики ФРГ окончательно остановило реализацию сделки.
«Они заплатят нам гораздо больше, чем на них потратили», – комментировали в Минобороны России.
В Rheinmetall срыву стомиллионного контракта тоже не обрадовались. Представители концерна заявили, что это один из самых важных для него контрактов, обращались к правительству ФРГ, опротестовывали решения властей в суде, но все было тщетно.
Rheinmetall AG – немецкий концерн, образованный в 1889 году. Сейчас он является одним из крупнейших производителей военной техники и вооружения в Германии и Европе.