В среду в турецком посольстве предупредили, что российским журналистам работать станет сложнее.
Знаете, всегда можно найти какой-то старый закон 20–30-х годов, который можно применить или не применить
«В отношении журналистов, которые работают на территории Турции без разрешения, возможно применение различных мер наказания, – отметили в диппредставительстве, комментируя недавнее задержание и выдворение съемочной группы ВГТРК. – Для получения разрешения на работу журналистам теперь необходимо предоставить в посольство ряд документов, в том числе письмо от руководства СМИ на турецком или английском языках, в котором должна быть указана цель визита, место и сроки посещения, а также имена тех, у кого будут браться интервью».
Как пояснили в посольстве, «это обычная процедура, практикуемая во многих странах». «И полезная», – добавили в представительстве.
Комментируя такой шаг, турецкие дипломаты посоветовали обратиться в МИД России для разъяснения правил нахождения и работы иностранных журналистов в России. «Иностранным журналистам, чтобы получить разрешение для работы в России, документы выдаются в течение нескольких недель, – привели пример в посольстве. – Мы тоже надеемся, что за такие короткие сроки все необходимые документы будут выдаваться».
«Правила оформления аккредитации иностранных журналистов для работы в Турции не менялись. Они были всегда, но не очень тщательно соблюдались», – пояснил представитель дипломатического представительства РИА «Новости».
В Главном управлении печати и информации (ГУПИ) Турции также подтвердили, что правила работы иностранных журналистов в стране не менялись, но существующие будут контролироваться более тщательно. Представительница ведомства добавила, что правила получения аккредитации для иностранных журналистов в Турции размещены на сайте ГУПИ, в том числе на русском языке.
Интерес к камере
Напомним, во вторник вечером турецкие власти депортировали журналистов программы ВГТРК, задержанных за день до этого. При этом Анкара отказалась дать разъяснения произошедшего сотрудникам российского посольства.
Как сообщили в пресс-службе ВГТРК, съемочная группа программы «Специальный корреспондент» находилась в приграничной с Сирией провинции Хатай на юго-востоке Турции и направлялась в соседнюю провинцию Газиантеп, когда была задержана неизвестными в штатском, которые отказались представиться и показать документы.
«Когда мы приехали и в Анкару и в Стамбул, мы работали там совершенно свободно, – рассказал сотрудник телеканала «Россия 1» Александр Бузаладзе. – Никаких претензий ни со стороны полиции, ни со стороны властей, ни со стороны спецслужб к нам не было. Как только мы приехали в приграничный город Хатай, а потом устремились ближе к городу Рейханлы – это непосредственно на турецко-сирийской границе, мы попытались снять там непосредственно саму границу, технику на границе, людей, которые работают на границе, переход. Как только мы попытались даже просто подъехать, не успели даже достать камеру, нас блокировали турецкие боевики. Все это время мы видели, что за нами ехала какая-то белая машина с затемненными окнами. Мы понимали, что за нами, возможно, уже следят».
«Оказывается, они следили с определенными намерениями, – рассказал он. – Они уже были подготовлены к тому, что мы едем в сторону границы. И как только мы приблизились к демаркационной линии, к пограничным столбам, к охранникам, к тем, кто там обеспечивает безопасность, нас окружили автомобили полиции и люди в полицейской форме».
«Они представились, кто-то сказал, что это полицейские, кто-то – что это спецслужбы. Открыли двери нашего микроавтобуса. Первое, что их интересовало: была ли видеокамера у нас или нет. Камеры у нас не было. Камера у нас лежала в багажном отделении, закрытая в кофре. И тем не менее у нас забрали документы, препроводили нас в полицейский участок», – заявил он.
«Дальше нас сфотографировали, сняли отпечатки пальцев. Привезли к доктору на освидетельствование, что мы находимся в адекватном состоянии, что мы живы-здоровы. И здесь объявили нам о том, что нас депортируют», – рассказывает Бузаладзе.
«На наш вопрос о том, за что нас депортируют, внятного ответа не было. Потом нас с таким важным почетным эскортом с мигалками отвезли сначала в аэропорт города Адана. Вместе с нами в самолет сели шестеро полицейских. Нашу группу сопровождало такое количество людей вплоть до посадки в самолет «Турецких авиалиний». Там уже они с нами распрощались», – пояснил журналист.
«Политическая ментальность Османской империи»
По словам бывшего замминистра иностранных дел России, экс-замгенсека ООН Сергея Орджоникидзе, правила аккредитации иностранных журналистов есть во многих странах, но, как правило, за их соблюдением не следят особенно строго. «Вытащили какие-то старые бумажки свои собственные и сказали, что они какое-то правило или два нарушили. Ну это, знаете, всегда можно найти какой-то старый закон 20–30-х годов, который можно применить или не применить», – сказал он в интервью газете ВЗГЛЯД.
«Я не исключаю, что это была очередная турецкая засада. Они специально это сделали, дали им визу, сказали, что ничего не надо, а потом, когда увидели, чем они занимаются – показывают турецкое нутро, финансирование терроризма и вторжение в Сирию, естественно, применили это все. Может, это и специально было сделано. Турки известны тем, что они большие любители устраивать засады – и политические, и военные. Помните фильм «Турецкий гамбит»? Вот вам политическая и военная ментальность Османской империи, которую мечтает возродить господин Эрдоган».
«Это прежде всего связано с тем, что турецкие власти не хотели бы, чтобы появились дополнительные многочисленные факты их поощрения терроризма, грубейшего вмешательства во внутренние дела Сирии, вторжения на территорию Сирийской Арабской Республики, – считает он. – Конечно, они не хотели бы, чтобы появились факты, свидетельствующие о том, что Турция нарушает границы соседнего государства, участвует в финансовой подпитке террористов на территории Сирии, о том, что через Турцию идут потоки нефти, которые отгружаются в том числе западными танкерами, о том, что Турция является составной частью политики сбивания цены на нефть, чтобы нанести максимальный урон экономике России».
«Выдворяя журналистов, они нарушают международное право, – подчеркнул Орджоникидзе. – У них ведь никаких оснований для выдворения нет. В международных соглашениях по линии ООН написано, в каких случаях можно принимать меры в отношении журналистов, в частности выдворение. Как журналисты, которые даже еще не приступили к своим обязанностям, могли нарушить безопасность турецкого государства? Турецкие власти, конечно, показали всему миру свое пренебрежение нормами международного права».
«Если нечего бояться, зачем такие правила?»
Председатель комиссии Общественной палаты РФ (ОП) по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина обратилась к представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунье Миятович с просьбой обратить особое внимание на этот вопиющий случай и публично заявить о неприемлемости подобных действий на пространстве ОБСЕ.
В ее обращении отмечается, что, притесняя российских журналистов, турецкие власти не только дискредитируют себя, но и грубо нарушают положения Заключительного Хельсинкского акта 1975 года и другие общеевропейские нормы и принципы в области свободы слова и журналистской деятельности.
«Если общество открытое, если нечего бояться, зачем такие правила? – выразила она недоумение в интервью газете ВЗГЛЯД. – Они же говорят, что все в порядке. Это все попытки прикрыть свою поддержку террористических организаций, мы это видим».
«Турецкие власти опасаются объективной информации о том, что делается, – считает Сутормина. – Они пытаются опровергнуть фактические данные о том, что идет поддержка террористических организаций. Наши журналисты показывают репортажи непосредственно с мест, это объективные документальные кадры. Турецкие власти не заинтересованы в распространении этой информации. Для них важно, чтобы была завеса тайны и чтобы они провозглашали только свою точку зрения, в том числе обманывая широкую общественность».
«Это не украшает Турцию, которая в ходит в ОБСЕ и стремится в Европейский союз. Отношение к журналистам – показатель состояния общества. Мы будем анализировать ситуацию с нашими журналистами в Турции, нет ли притеснений.
Мы очень разочарованы, потому что в последнее время часть турецкой общественности поддерживает местные власти. При этом многие открыто не выступают, те, кто в России, опасаются, что их вышлют из страны», – добавила она.