Во вторник в американских СМИ появились сообщения о том, что американский спутник зафиксировал тепловую вспышку в момент падения лайнера. Согласно их выводам, одной из причин вспышки могла быть бомба или взрыв в топливном баке или двигателе в результате механической поломки.
Бомбу мог пронести в лайнер один из пассажиров, или она была спрятана в багажном отсеке
Представитель Пентагона подтвердил, что лайнер «распался на очень большой высоте», и из полученных со спутника данных следует, что в момент полета «произошел какой-то взрыв». При этом в военном ведомстве напомнили, что на Синайском полуострове правительственные войска воюют с террористами, местами идут боевые действия, так что вспышка может вообще быть не связанной с самолетом.
Напомним, что и эксперты, и официальные лица говорят о том, что самолет внезапно разрушился в воздухе, причем все произошло так быстро, что пилоты даже не успели передать сообщения на землю. Отсюда вытекают две основные версии: разрушение воздушного судна из-за технических проблем и теракт.
Во вторник появились данные, что эксперты обнаружили в зоне катастрофы элементы, не относящиеся к конструкции самолета. Они отправлены на экспертизу.
Неофициальные источники сообщили, что из записи разговоров летного экипажа с диспетчерами следует, что ситуация на борту за четыре минуты до исчезновения самолета с радаров оставалась штатной, экипаж вел обычные переговоры с диспетчерами, ничего не указывало на неполадки на борту, экипаж о них также не сообщал. Моменту исчезновения лайнера с экранов радаров на записи предшествуют нехарактерные для штатного полета звуки.
Слабая система безопасности
При этом предположения о том, что самолет был сбит ракетой, отвергаются с первого дня после катастрофы: во-первых, высота, на которой летают пассажирские лайнеры, гораздо выше досягаемости ракет ПЗРК, а информации о наличии у местных боевиков чего-то более серьезного нет; во-вторых, пуск был бы засечен спутниковыми системами слежения.
Однако никто официально не исключает другого – взрыва на борту. Во вторник эксперты американской разведывательно-аналитической компании Stratfor представили доклад, из которого следует, что причиной крушения самолета могло стать взрывное устройство, пронесенное в самолет из-за слабой системы безопасности в аэропорту Шарм-эш-Шейха. Как отмечается в докладе, бомбу мог пронести в лайнер один из пассажиров, или она могла быть спрятана в багажном отсеке.
По мнению аналитиков, в аэропорту Шарм-эш-Шейха весьма слабая система безопасности, пассажиры нередко предлагают сотрудникам аэропорта взятки за то, чтобы избежать проверки на сканерах, да и сам досмотр здесь не такой строгий, как, например, в США или Европе. Эксперты Stratfor также отмечают, что джихадисты давно намереваются провести теракт в самолете, так как лайнер можно уничтожить даже при помощи небольшого количества взрывчатки.
Накануне глава Национальной разведки США Джеймс Клэппер на саммите по вопросам обороны в Вашингтоне заявил, что не существует прямых доказательств того, что авиакатастрофа произошла в результате теракта. Он назвал маловероятным, что у экстремистской группировки «Исламское государство*» была возможность совершить подобную атаку. В то же время он отметил, что полностью исключать этого не стал бы.
Комиссия проверит
Напомним, на теракт намекали накануне и в «Когалымавиа», руководители которой заявляли, что самолет находился в отличном техническом состоянии, а трагедия произошла в результате внешнего фактора. Однако авиаперевозчик в данной ситуации – лицо заинтересованное.
Египетская сторона, напротив, крайне не заинтересована в версии о пронесенной через службу безопасности аэропорта взрывчатке, так что предположения о теракте категорически отвергает.
Во вторник через египетскую газету «Аль-Масри аль-Яум» было опубликовано сообщение неназванного источника в международной комиссии, изучающей бортовые самописцы потерпевшего крушение лайнера, о том, что «причиной падения А321 стала неисправность внутри самолета, которая привела к повреждению в правом борту от хвостовой части самолета». При этом они не уточнили, было ли изначально «повреждение результатом каких-либо намеренных действий в самом самолете или это была техническая неисправность».
Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в интервью газете ВЗГЛЯД высказал мнение, что по известным на сегодня данным можно предполагать как теракт, так и разрушение самолета из-за техники. Последнее, по его словам, могло произойти, в частности, при разгерметизации. Как вариант он привел в пример возможный взрыв двигателя, после чего турбина могла пробить обшивку самолета.
Что же касается версии о теракте, то, по словам Смирнова, проверить ее можно после того, как все фрагменты самолета будут выложены в определенном порядке в ангаре. Именно так была выяснена причина взрыва самолета над Локкерби в 1983 году. Анализ фрагментов выявил причину, после чего установили и исполнителей – сотрудников ливийских спецслужб.
Летчик-испытатель Михаил Марков сказал газете ВЗГЛЯД, что данные, которые позволят вообще говорить о версиях, появятся лишь в течение нескольких месяцев, а сообщения от неофициальных источников не вызывают у него доверия.
Единственное, по его мнению, о чем сейчас можно относительно уверенно говорить, – это о разрушении самолета в воздухе: «Факт есть. На какой высоте – непонятно». И даже сообщения о резком падении скорости вызывают у эксперта сомнения.
«Скорость сброшена на датчиках. Если бы было подтверждено, что датчики находились в фюзеляже до момента падения, тогда можно было бы об этом говорить. А так это скорость датчика, а не самолета», – отметил он, предложив дождаться обнародования результатов работы комиссии по расследованию.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ