Надежды на то, что в разбившемся на Синайском полуострове самолете Airbus-321 могут быть выжившие, не оправдались. Погибли все находившиеся на борту. По словам одного из спасателей, самолет раскололся на две части, во время падения хвост лайнера загорелся. Большая его часть врезалась в скалу.
Экипаж делал все, чтобы обезопасить пассажиров. То есть они, скорее всего, подготовились к этой вынужденной посадке, просто экипажу не повезло
«Списки погибших еще уточняются. Большинство пассажиров разбившегося самолета были жителями Санкт-Петербурга, есть жители Псковской области, двое граждан Украины и один гражданин Белоруссии», – сообщил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Позднее глава украинской дипломатии Павел Климкин уточнил, что на борту были четыре украинца. «Гибель людей – это больно. Гибель соотечественников – вдвое больнее. На борту было четыре украинских гражданина: В. Сачук, Л. Мовчанова, И. Усатова, К. Усатов», – написал Климкин в своем микроблоге в Twitter.
Следствие
Тем временем Следственный комитет возбудил по факту катастрофы второе уголовное дело – по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
«В настоящее время в рамках расследования данного уголовного дела следователями Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России в офисах авиакомпании «Когалымавиа» и туроператора «Бриско», а также в аэропорту приписки воздушного судна – Домодедово – проводятся обыски. В ходе обысков будет изъята документация, связанная с деятельностью авиаперевозчика, эксплуатацией и техническим обслуживанием самолета. С их помощью следствие установит полноту и правильность подготовки воздушного судна и летного экипажа к оказанию услуг по перевозке пассажиров. Кроме того, следствие намерено допросить лиц, задействованных в работе по подготовке самолета и экипажа.
Помимо этого, силами следователей Приволжского следственного управления на транспорте СК России в Самаре на месте последней заправки потерпевшего крушение самолета производится изъятие образцов топлива и соответствующей документации, касающейся предполетного обследования технического состояния судна», – говорится в сообщении ведомства, поступившем в газету ВЗГЛЯД.
Ранее было возбуждено дело по ст. 263 (нарушение правил полетов и подготовки к ним). Как сообщили в СК, в ближайшее время оба дела будут объединены в одно производство. Расследованием будет заниматься Главное следственное управление СК.
Росавиация рекомендовала «Когалымавиа» пока не летать в Египет.
Слухи
Агентство Reuters со ссылкой на источник в службе безопасности Синайского полуострова сообщило, что осмотр обломков показал: причиной катастрофы стала «техническая неполадка». По данным агентства, лайнер падал «вертикально».
Одновременно France-Pressе без ссылки на источник опубликовало сообщение о том, что подразделение ИГИЛ* на Синайском полуострове взяло на себя ответственность за теракт, а компания Air France заявила даже о решении временно прекратить полеты над полуостровом по соображениям безопасности. Аналогичное решение приняла Lufthansa.
Российские чиновники опровергли предположения о том, что российский самолет мог быть сбит.
«По имеющимся в настоящий момент данным, основанным на рабочих контактах с египетской стороной, информацию о том, что самолет был сбит, нельзя считать достоверной», – заявил министр транспорта Максим Соколов. «Сейчас в различных СМИ появляется разношерстная информация о том, что российский пассажирский лайнер, выполнявший рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, был якобы сбит зенитной ракетой, выпущенной террористами. Эта информация не может считаться достоверной», – сказал он.
Одновременно источник агентства Sputnik в египетских силовых структурах сообщил, что характер обломков и положение тел погибших на месте крушения «исключают, что самолет взорвался в воздухе».
Версии
В частности, специалист по безопасности полетов, бывший командир воздушного судна Александр Романов обращает внимание, что самолет не мог лететь на скорости, которая у него была непосредственно перед крушением (как сообщалось, она резко упала в четыре раза). «На таких низких скоростях, как летел A321, самолеты не летают в принципе. За 23 минуты после взлета экипаж набрал уже практически крейсерский эшелон. Здесь такая скорость быть не может, скорость должна была быть минимум 450–600. В данном случае это может произойти только в том случае, если было какое-то влияние извне», – рассказал Романов в эфире радио «Вести ФМ».
По его словам, «версия, что в этом районе работают террористы «Исламского государства*» и это влияние какой-то ПЗРК, должна быть, потому что самолет не может потерять так резко скорость, это теоретически невозможно». Также Романов отметил, что самолет даже при отказе всех двигателей может долго планировать и теоретически мог долететь до аэропорта, «но не мог ни в коем случае так упасть».
Член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил, что, скорее всего, пилоты подбирали площадку для приземления вне аэродрома.
«Экипаж, видимо, был работоспособен. Не было взрыва, не было столкновения с посторонним предметом и не было резкой разгерметизации. Раз командир запросил экстренную посадку, значит, он был работоспособен, понимал, что он хочет сделать. И скорее всего, если возник пожар в одном из двигателей, то он подбирал площадку, чтобы сделать вынужденную посадку вне аэродрома», – отметил эксперт.
«Произошла какая-то ситуация на борту. Были предупреждены проводники. Значит, стабильно экипаж делал все, чтобы обезопасить пассажиров. То есть они, скорее всего, подготовились к этой вынужденной посадке, просто экипажу не повезло, не было этой площадки. Горная местность, очень трудно подобрать. А куда-то свернуть невозможно, потому что пожар, скорее всего, был не потушен», – добавил он.
«Битый» борт
В «Когалымавиа» утверждают, что заводское техобслуживание самолета Airbus-321, потерпевшего крушение в Египте, выполнялось в 2014 году, а предполетное обслуживание также было выполнено своевременно и в полном объеме.
Однако бывший сотрудник авиакомпании «Метроджет» рассказал на условиях анонимности, что машина была «битой»: «Этот конкретный борт был, что называется, битым. То есть его на земле некоторое время назад ударили машиной или телескопическим трапом (проще говоря, «рукавом»). Конечно, после этого его чинили и были проверки на исправность. Но, судя по данным его перемещений в пространстве в последние минуты перед катастрофой, которые я просмотрел, пилоты буквально «боролись с самолетом» – слишком резкие, хаотичные движения. Могли быть неисправны или повреждены внешние элементы управления. Этот конкретный борт вообще был очень проблемным. У него было множество технических отказов раньше», – рассказал источник Business FM.
Блогеры после крушения самолета также сообщают о проблемности борта.
«Сейчас напишу кощунственные слова, но сегодня я была не удивлена этой трагедией. К сожалению, для меня не пустые слова «Когалымавиа» или «МетrоJet», в 2013 году у меня был почти такой же маршрут – в солнечный Египет на этом чартере. Еще до вылета я гуглила информацию про данную авиакомпанию, и уже тогда мне не понравилось, что я нашла в инете, но настроилась на позитив и полетела. Туда летела только с хорошим настроем и не замечала недостатков. А вот назад всплыло все то, от чего я отмахивалась», – пишет, в частности, Ольга Финк.
По ее словам, «даже сам салон самолета пугал – сиденья были собраны как минимум с 4-х разных самолетов, все шаталось и не раскладывалось», пишет блогер.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ