Общество

31 октября 2015, 20:39

Эксперты делают предположения о причинах крушения A321

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Спасатели продолжают работы на месте крушения A321 с российскими туристами. Надежды найти выживших уже нет. Тем временем Следственный комитет возбудил два уголовных дела и проводит обыски. Официальная версия причин трагедии пока не озвучена, но картина, которая вырисовывается со слов источников, экспертов и пассажиров, летавших «Когалымавиа», выглядит для этого авиаперевозчика не очень оптимистично. Вероятность теракта российские власти отрицают.

Надежды на то, что в разбившемся на Синайском полуострове самолете Airbus-321 могут быть выжившие, не оправдались. Погибли все находившиеся на борту. По словам одного из спасателей, самолет раскололся на две части, во время падения хвост лайнера загорелся. Большая его часть врезалась в скалу.

Экипаж делал все, чтобы обезопасить пассажиров. То есть они, скорее всего, подготовились к этой вынужденной посадке, просто экипажу не повезло

«Списки погибших еще уточняются. Большинство пассажиров разбившегося самолета были жителями Санкт-Петербурга, есть жители Псковской области, двое граждан Украины и один гражданин Белоруссии», – сообщил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Позднее глава украинской дипломатии Павел Климкин уточнил, что на борту были четыре украинца. «Гибель людей – это больно. Гибель соотечественников – вдвое больнее. На борту было четыре украинских гражданина: В. Сачук, Л. Мовчанова, И. Усатова, К. Усатов», – написал Климкин в своем микроблоге в Twitter.

Следствие

Тем временем Следственный комитет возбудил по факту катастрофы второе уголовное дело – по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

«В настоящее время в рамках расследования данного уголовного дела следователями Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК России в офисах авиакомпании «Когалымавиа» и туроператора «Бриско», а также в аэропорту приписки воздушного судна – Домодедово – проводятся обыски. В ходе обысков будет изъята документация, связанная с деятельностью авиаперевозчика, эксплуатацией и техническим обслуживанием самолета. С их помощью следствие установит полноту и правильность подготовки воздушного судна и летного экипажа к оказанию услуг по перевозке пассажиров. Кроме того, следствие намерено допросить лиц, задействованных в работе по подготовке самолета и экипажа.

Помимо этого, силами следователей Приволжского следственного управления на транспорте СК России в Самаре на месте последней заправки потерпевшего крушение самолета производится изъятие образцов топлива и соответствующей документации, касающейся предполетного обследования технического состояния судна», – говорится в сообщении ведомства, поступившем в газету ВЗГЛЯД.

Ранее было возбуждено дело по ст. 263 (нарушение правил полетов и подготовки к ним). Как сообщили в СК, в ближайшее время оба дела будут объединены в одно производство. Расследованием будет заниматься Главное следственное управление СК.

Росавиация рекомендовала «Когалымавиа» пока не летать в Египет.

Слухи

Агентство Reuters со ссылкой на источник в службе безопасности Синайского полуострова сообщило, что осмотр обломков показал: причиной катастрофы стала «техническая неполадка». По данным агентства, лайнер падал «вертикально».

Одновременно France-Pressе без ссылки на источник опубликовало сообщение о том, что подразделение ИГИЛ* на Синайском полуострове взяло на себя ответственность за теракт, а компания Air France заявила даже о решении временно прекратить полеты над полуостровом по соображениям безопасности. Аналогичное решение приняла Lufthansa.

Российские чиновники опровергли предположения о том, что российский самолет мог быть сбит.

«По имеющимся в настоящий момент данным, основанным на рабочих контактах с египетской стороной, информацию о том, что самолет был сбит, нельзя считать достоверной», – заявил министр транспорта Максим Соколов. «Сейчас в различных СМИ появляется разношерстная информация о том, что российский пассажирский лайнер, выполнявший рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, был якобы сбит зенитной ракетой, выпущенной террористами. Эта информация не может считаться достоверной», – сказал он.

Одновременно источник агентства Sputnik в египетских силовых структурах сообщил, что характер обломков и положение тел погибших на месте крушения «исключают, что самолет взорвался в воздухе».

Версии

Официально предварительная причина пока не называется, однако специалисты уже обратили внимание на ряд необычных обстоятельств.

В частности, специалист по безопасности полетов, бывший командир воздушного судна Александр Романов обращает внимание, что самолет не мог лететь на скорости, которая у него была непосредственно перед крушением (как сообщалось, она резко упала в четыре раза). «На таких низких скоростях, как летел A321, самолеты не летают в принципе. За 23 минуты после взлета экипаж набрал уже практически крейсерский эшелон. Здесь такая скорость быть не может, скорость должна была быть минимум 450–600. В данном случае это может произойти только в том случае, если было какое-то влияние извне», – рассказал Романов в эфире радио «Вести ФМ».

По его словам, «версия, что в этом районе работают террористы «Исламского государства*» и это влияние какой-то ПЗРК, должна быть, потому что самолет не может потерять так резко скорость, это теоретически невозможно». Также Романов отметил, что самолет даже при отказе всех двигателей может долго планировать и теоретически мог долететь до аэропорта, «но не мог ни в коем случае так упасть».

Член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил, что, скорее всего, пилоты подбирали площадку для приземления вне аэродрома.

«Экипаж, видимо, был работоспособен. Не было взрыва, не было столкновения с посторонним предметом и не было резкой разгерметизации. Раз командир запросил экстренную посадку, значит, он был работоспособен, понимал, что он хочет сделать. И скорее всего, если возник пожар в одном из двигателей, то он подбирал площадку, чтобы сделать вынужденную посадку вне аэродрома», – отметил эксперт.

«Произошла какая-то ситуация на борту. Были предупреждены проводники. Значит, стабильно экипаж делал все, чтобы обезопасить пассажиров. То есть они, скорее всего, подготовились к этой вынужденной посадке, просто экипажу не повезло, не было этой площадки. Горная местность, очень трудно подобрать. А куда-то свернуть невозможно, потому что пожар, скорее всего, был не потушен», – добавил он.

«Битый» борт

В «Когалымавиа» утверждают, что заводское техобслуживание самолета Airbus-321, потерпевшего крушение в Египте, выполнялось в 2014 году, а предполетное обслуживание также было выполнено своевременно и в полном объеме.

Однако бывший сотрудник авиакомпании «Метроджет» рассказал на условиях анонимности, что машина была «битой»: «Этот конкретный борт был, что называется, битым. То есть его на земле некоторое время назад ударили машиной или телескопическим трапом (проще говоря, «рукавом»). Конечно, после этого его чинили и были проверки на исправность. Но, судя по данным его перемещений в пространстве в последние минуты перед катастрофой, которые я просмотрел, пилоты буквально «боролись с самолетом» – слишком резкие, хаотичные движения. Могли быть неисправны или повреждены внешние элементы управления. Этот конкретный борт вообще был очень проблемным. У него было множество технических отказов раньше», – рассказал источник Business FM.

Блогеры после крушения самолета также сообщают о проблемности борта.

«Сейчас напишу кощунственные слова, но сегодня я была не удивлена этой трагедией. К сожалению, для меня не пустые слова «Когалымавиа» или «МетrоJet», в 2013 году у меня был почти такой же маршрут – в солнечный Египет на этом чартере. Еще до вылета я гуглила информацию про данную авиакомпанию, и уже тогда мне не понравилось, что я нашла в инете, но настроилась на позитив и полетела. Туда летела только с хорошим настроем и не замечала недостатков. А вот назад всплыло все то, от чего я отмахивалась», – пишет, в частности, Ольга Финк.

По ее словам, «даже сам салон самолета пугал – сиденья были собраны как минимум с 4-х разных самолетов, все шаталось и не раскладывалось», пишет блогер.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?