Слова патриарха Кирилла о необходимости борьбы с абортами заняли примерно одну десятую от всего выступления, посвященного ключевым моментам российской цивилизации. Однако именно эти высказывания облетели ленты большинства информагентств. При этом некоторые издания не особо попытались вникнуть в смысл, сенсационно подавая, что, дескать, речь идет об однозначном запрете.
Это вам не «Левиафан» и не «Пусси». Жевать можно долго, десятилетиями
Новость вызвала возмущение также у ряда оппозиционных блогеров. Рустем Адагамов, про которого как раз в этот же день стало известно, что он объявлен в розыск, иронично бросил в «Твиттере»: «Патриарх Кирилл предложил запретить аборты, а замглавы Рособрнадзора – «Википедию». Или наоборот, я уже запутался в них».
На самом деле, как сообщала газета ВЗГЛЯД, предстоятель РПЦ, прежде всего, предложил исключить услуги по искусственному прерыванию беременности из перечня обязательного медицинского страхования. С его слов, нужен целый комплекс мер: «Помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальная поддержка многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, а также сдерживание рекламы и пропаганды абортов или их полное запрещение».
То есть это всего лишь возможная альтернатива, которая не является обязательной, как поняли некоторые оппозиционеры, записав инициативу патриарха в список новых планов режима «по закручиванию гаек».
Незавидное лидерство
Демографическая ситуация в России действительно продолжает быть тяжелой, хотя и в разы улучшилась по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Так, в 1995 году было совершено два с половиной миллиона подобных операций. В 2013 году же – пока Минздрав России опубликовал последние данные лишь за этот год – совершена 881 тысяча абортов.
В пересчете на относительные показатели данные просто ошеломительные. В 2005 году на сто родившихся детей было сделано 105 абортов. То есть была прервана жизнь такого же числа детей, сколько родилось, и даже немного больше. В 2013 году ситуация улучшилась в два раза. При всем этом надо учитывать, что официальная статистика Минздрава может не учитывать всех случаев прерывания беременности, которые делаются в частных клиниках подпольно.
«Мы подготовили три законопроекта и будем их обсуждать»
После речи предстоятеля РПЦ председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ Елена Мизулина заявила: «Мы подготовили три законопроекта и будем их обсуждать. Первый – о лицензировании деятельности, связанной с абортами. Лицензирование позволит нам получить представление о том, кто их делает», – сказала Мизулина.
Еще один аспект касается ограничений оборота лекарственных препаратов, которые вызывают искусственное прерывание беременности. Их планируется использовать только в государственных клиниках и не продавать в аптеках.
Третий пункт связан с тем, чтобы в медучреждениях было введено аудио- и видеопрослушивание сердцебиения плода. Мизулина считает, что матери, услышав стук сердца ребенка, одумаются и не пойдут на операцию.
Тем временем эта тема зазвучала и в США, только в совсем ином ключе. Как было видно из представленных выше цифр, в США положение с абортами едва ли сильно лучше российского.
Но пока в России думают над решением этой проблемы, президент Обама продолжает заигрывать с либеральной общественностью и как будто специально действует диаметрально противоположно Москве. Американский лидер пообещал 22 января наложить вето на законопроект об ограничении абортов, принятый палатой представителей Конгресса США.
Мировая практика
Аборты запрещены (как минимум вне медицинских показаний) в большинстве мусульманских стран и в некоторых католических: в Польше, Аргентине, Мексике, Бразилии, на территории Ватикана, а также в Израиле. Польша – одна из немногих стран в мире, запретившая эту медицинскую процедуру после десятилетий полной свободы по данной части (в ходе правления коммунистического режима). А первым государством мира, легализовавшим прерывание беременности, стал СССР – в 1920 году. При этом в Великобритании такие операции разрешены в 1967-м, в США – в 1973 году, во Франции – в 1975-м и в Западной Германии – в 1976 году.
Нынешнее заявление Обамы – это, на самом деле, реанимация уже хорошо заезженной пластинки.
Как отметил у себя на странице в «Фейсбуке» политолог Евгений Минченко, «у них (США) эта тема «pro life vs pro choice» кормит уже не одно поколение политиков. Так что надо готовиться к долгим и нудным (нет, не нудным, а ярким и эмоциональным) дебатам. Решается задача вывода в информационный топ темы, которая в основном не про деньги. Народ отвлекается от экономического кризиса. Это вам не «Левиафан» и не «Пусси». Жевать можно долго, десятилетиями».
Не воспитывается понимание ценности жизни
Ряд российских политиков, близких к либеральным взглядам, уже сделали в СМИ заявление, что следует прежде всего повышать уровень благосостояния населения. Но чтобы не способствовать тому, о чем пишет Минченко, газета ВЗГЛЯД опросила экспертов, не связанных напрямую с политикой.
Участник проходящих Рождественских чтений, в рамках которых было выступление патриарха в Госдуме, лидер движения «Православный союз», медик по образованию Роман Плюта в своем комментарии газете ВЗГЛЯД акцентировал внимание на том, что священнослужитель заговорил о борьбе с абортами в системном ключе. «Если хотя бы на первом этапе вывести эту услугу из системы ОМС, чтобы женщина, семейная пара понимали, что все они будут вынуждены оплачивать из своего кармана, – одно это уже заставит россиян более ответственно относиться к зачатию ребенка, своей личной жизни.
И этот шаг выглядит вполне справедливым – почему одна часть граждан должна оплачивать из своего кармана убийства, совершаемые другими гражданами?» – задается вопросом общественный активист.
Востоковед Юрий Плешаков полагает, что для решения проблемы можно смотреть и на мировой опыт, и здесь значимую роль призвана сыграть религия. «И не надо бояться таких слов, как шариат, анафема и дхарма. Что касается Востока или Запада, то тут тоже все по-разному. На Востоке, принято считать, больше мудрости, но и Восток бывает не только «тонким делом», но и жестоким, когда насилие возводится в ранг привычных норм», – заявил Плешаков в беседе с корреспондентом ВЗГЛЯД.
Действительно, причины в разных странах весьма варьируются, как и методы борьбы с ними. Например, в Индии боятся появления на свет девочек, которых родителям по сложившимся традициям предстоит выдавать замуж, а значит, дарить жениху дорогое приданое.
Из-за этого в Индии существует многолетний демографический перекос, который приводит к тому, что женщин все чаще воспринимают как ценный товар или объект для покушения, фиксируется все больше изнасилований, от которых страдают и незамужние, и замужние жительницы Индии, и иностранные туристки. Поэтому лидер Индии опять же вчера, 22 января, запустил общенациональную кампанию за равноправие.
Некоторые опрошенные эксперты полагают, что значительная часть абортов в России – следствие даже не экономики и низкого уровня благосостояния или внезапного увольнения без перспектив. Причина в том, что в современном обществе в людях не воспитывается понимание ценности жизни. Роман Плюта, а также президент благотворительного фонда и одноименной премии «На благо мира», писатель, почетный член ЮНЕСКО Александр Усанин напомнили о клятве Гиппократа и им отдельно установленном обещании отказа врача совершать операцию.
Усанин также акцентировал внимание на том, что проблема является следствием определенной ситуации в обществе. Причина же, с его слов, кроется в секс-«просвете».
«Следует ввести запрет на разврат детей в школах под видом сексуального «обучения». Вот что пишут в этих учебниках сейчас для детей: «А секс без любви – он возможен или нет? Девочек часто учат, что нет. Их даже учат не целоваться без любви, не то что сексом заниматься.
На самом деле секс без любви, конечно же, возможен. Это – потребность организма, и для каждого взрослого человека заниматься сексом совершенно необходимо для здоровья. И если взрослый человек сегодня никого не любит – ему что ж, здоровьем из-за этого жертвовать? Нет, не нужно жертвовать», – с негодованием цитирует Усанин учебник для школьников общеобразовательных учебных заведений 2011 года.
Так или иначе, патриарх Кирилл в своем первом выступлении в Госдуме поднял действительно злободневную тему. При этом она выгодна почти всем. Либералы могут безболезненно покритиковать церковь и власть за ущемление свобод, государственники теперь обеспокоены еще и вопросами демографии, а популисты всех мастей радостно потирают руки, что появился повод попиариться.
Тем не менее у власти сейчас есть шанс не превратить эту дискуссию в длинный сериал. Вполне можно в краткие сроки попытаться найти компромисс.
Только не так, чтобы потом пришлось вновь пересматривать законы, как произошло с ограничением рекламы пива и курением в поездах.