Общество

16 января 2015, 14:04

США поставили себя в неловкое положение новым контрактом по ракетным двигателям

Фото: Григорий Сысоев/РИА "Новости"

РКК «Энергия» официально объявила о подписании контракта на поставку 60 ракетных двигателей РД-181 американской компании Orbital Sciences Corporation. Глава предприятия признался, что контракт стоимостью около 1 млрд долларов согласовывали три года. Эксперты называют сделку выгодной для обеих сторон и высоко оценивают перспективы проекта – если не вмешается политика.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» подписала контракт с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США двигателей РД-181 производства НПО «Энергомаш» на сумму около 1 млрд долларов.

При покупке двигателя у американцев нет необходимости в проведении дорогостоящих НИОКР

Первые два двигателя заказчик должен получить уже в июне этого года.

Как сообщили в пресс-службе предприятия, РД-181 разработан специально для ракеты-носителя Antares. Его использование позволит доставлять на МКС и низкие орбиты значительно больше полезной нагрузки.

«В производстве РД-181 используются современные материалы, новые технические и конструкторские решения, за счет чего удалось увеличить энергетику двигателя (тяга – 186 тонн). РД-181 – это модификация двигателя РД-191, обеспечившего успешный полет РН «Ангара» летом 2014 года и установленного на РН «Ангара», совершившей полет в декабре 2014 года с космодрома Плесецк.

Контракт и приложения к нему заключены на поставку двигателей и конструкторское сопровождение проекта – огневые испытания, инсталляция двигателей, летная подготовка и пр., что дает НПО «Энергомаш» дополнительную возможность развиваться, модернизировать оборудование и мотивировать трудовой коллектив к разработке и реализации новых перспективных проектов», – говорится в сообщении корпорации.

«Мы производим целую линейку двигателей, построенных на едином технологическом принципе, то есть можем обслуживать практически любые ракеты-носители – от сверхлегких до сверхтяжелых, – заявил президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев. – Статистика однозначна: наши жидкостные реактивные двигатели демонстрируют 100-процентную надежность; кстати, почти половина всех космических запусков в мире в прошлом году была осуществлена с помощью двигателей НПО «Энергомаш». Над этим контрактом мы работали ровно три года, и рады, что наши американские коллеги разделяют наши принципы: в современных условиях на первый план наряду с качеством и конкурентной ценой продукта выходит также надежность самого поставщика».

По его словам, в документе предусмотрены ограничения на использование РД-181 в военных программах, то есть ракеты, оснащенные российским двигателем, не могут использоваться для выведения на орбиту военных космических аппаратов.

«В моем понимании контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, поскольку регулярно менять двигатели на ракете никто не будет», – приводит слова Солнцева газета «Известия».

РД-181 будут использоваться на первой ступени ракеты Antares производства Orbital Sciences. Ранее эти ракеты оснащались двигателями AJ-26, созданными на основе советских НК-33, законсервированных еще со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Конструктор двигателей Николай Кузнецов в начале 1970-х годов принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по 1 млн долларов за штуку. Американцы адаптировали их под свою ракету, модифицированный двигатель получил название AJ-26.

В октябре прошлого года ракета Antares взорвалась на старте, наиболее приоритетной версией называются неполадки двигателя AJ-26, который больше использоваться не будет. Позднее в прессе появилась неофициальная информация о том, что компания Orbital Sciences приняла решение перейти на российские двигатели. Тогда, правда, назывался двигатель РД-193 – модифицированный РД-191.

Представители Orbital Sciences не подтверждали и не опровергали эту информацию, при этом заявляя, что всегда отмечали надежность НК-33, но в то же время признавали, что следующее поколение носителей заслуживает использования более современных технологий. Компания намерена создать новую версию своей ракеты примерно через два–три года. В компании подчеркивали, что решение о замене не связано с аварией, но обусловлено долгосрочными планами Orbital Sciences. Итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого безоговорочную победу одержало НПО «Энергомаш», были подведены еще до аварии.

Отметим, на фоне украинского кризиса и войны санкций между Россией и странами Запада продукции многих российских производителей было отказано в доступе на рынок США. Ракетные двигатели стали одним из исключений. В прошлом году был одобрен план по разработке в Америке собственного ракетного двигателя, однако на это потребуются годы, а сейчас они обойтись без российских двигателей не могут. С конца 1990-х годов «Энергомаш» поставляет американской United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing) двигатели РД-180 для ракет Atlas. Этот контракт, сумма которого также близка к 1 млрд долларов, действует и сегодня. Наложенные Конгрессом США ограничения на его использование в составе ракеты Atlas V касаются только военных нагрузок. ULA продолжит закупать РД-180 для реализации невоенных программ.

«Чтобы сделать двигатель, которым можно заменить РД-180, понадобится лет семь, – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД кандидат физико-математических наук, специалист по аэрогазодинамике и ударным волнам Павел Булат. – У них нет никаких разработок аналогичных размеров. И жидкостные ракетные двигатели они вообще не разрабатывали уже лет 20. Если вспомнить историю шаттлов, то неслучайно ускорители там были сделаны не на жидком, а на твердом топливе».

«Реальной альтернативы этому двигателю нет, так же как нет альтернативы «Союзу» в части доставки космонавтов на МКС», – отметил он.

«Эти двигатели – потомки РД-170, – сказал газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – У него четыре камеры. Если взять две камеры – получится РД-180. А если взять одну камеру – получится РД-181. Все это делается на одном оборудовании.

При покупке двигателя у американцев нет необходимости в проведении дорогостоящих НИОКР. Когда ракета проектируется, смотрят линейку двигателей, которая есть у них в наличии и которая есть в мире. Если в мире есть более подходящий, то зачем разрабатывать? Очень взаимовыгодная вещь».

«Оба контракта – по РД-180 и по РД-181 – очень выгодны обеим сторонам. Американцам не надо проводить тяжелые, дорогие, долгосрочные НИОКР, а для нас это поддержка ведущего двигателестроительного предприятия. Но в 2013 году, еще до всяких санкций, анонимный представитель Совбеза России сделал заявление в СМИ о том, что мы можем перекрыть поставку РД-180 для военных нагрузок. Американцы внимательно к этим вещам относятся. Покупать машину, которую можно использовать только наполовину, им невыгодно. Соответственно, они приложили энергичные усилия и начали финансирование своей разработки, которую они могут в любом случае использовать. В 2018 году заканчивается контракт, и потом они должны перейти на свой двигатель. Поставьте себя на место американцев: вам продают машину, на которой вы можете ездить только днем. Это были просто заявления, но американцы принимают заявления всерьез, и они начали работать над своим двигателем», – добавил он.

«Что касается новой сделки, то она очень удачная для нас. Объективно, если отвлечься от политики, срывать этот контракт невыгодно ни нам, ни американцам. Если американцы начнут усиливать режим санкций, контракт может оказаться под угрозой», – заключил Моисеев.

По мнению эксперта в области средств выведения, редактора российского журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева, подписание контракта показывает, что Америка уверена в России как в надежном партнере и доверяет российским технологиям. «Это накладывает очень серьезные обязательства на нашу сторону и ставит американцев в неловкое положение. Потому что их существующие законы или прямо запрещают устанавливать иностранное оборудование на системы такого типа, либо заставляют американскую фирму обеспечить полное воспроизведение данного двигателя в таких случаях, как невозможность поставок», – сказал он РИА «Новости».

При этом, имея возможности самостоятельно воспроизводить двигатели на своей территории, американцы не торопятся это делать, потому что это им невыгодно экономически. Предыдущие подобные контракты по двигателям РД-180 и НК-33 подразумевали полную передачу технологий, напомнил эксперт.

«Заключение договора с российской фирмой показывает, что они не стали воспроизводить двигатель на американской территории. Это говорит о многом, в том числе и о качестве российской продукции и, самое главное, – о деньгах», – отметил эксперт.

«Я думаю, что если политики не будут мешать, конечно, контракты будут. Это показала работа и по МКС, и по двигателям – вполне возможно нормальное деловое сотрудничество, которое обеспечивает необходимые условия для работы обеих сторон – России и США», – сказал он.

А желание Orbital Sciences Corporation сделать ракету Antares основной ракетой-носителем среднего класса, заменившей снятую с эксплуатации американскую ракету Delta, по мнению Афанасьева, позволит продлить сотрудничество по двигателям РД-181 «по крайней мере лет на десять».

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Губернатор Гладков назвал ситуацию в белгородском приграничье «крайне тяжелой»
Темы дня

Африка требует расплаты от Франции

Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.

«Великие Луки» помогут созданию атомных подводных лодок нового поколения

Под конец года в состав ВМФ РФ принята новая подводная лодка – Б-587 «Великие Луки», корабль, который относится ко второй модификации проекта 677 «Лада». Проект рождался с большим трудом, но оно того стоило. Почему подводные лодки данного класса принципиально важны для будущего российского Военно-морского флота?

Российские силовики рассказали о дезертирстве почти всей бригады ВСУ

Захарова объявила о готовности обсудить гарантии ненападения на НАТО

Лучшие роли Веры Алентовой: главные фильмы и яркие образы

Новости

В Театре им. Пушкина сообщили о церемонии прощания с Верой Алентовой

Прощание с народной артисткой России Верой Алентовой состоится в понедельник, 29 декабря, сообщили в Театре им. Пушкина, где актриса прослужила 60 лет.

В Иркутской области появились шесть «трезвых сел»

Власти Иркутской области утвердили решение полностью убрать алкогольные напитки из магазинов шести сельских населенных пунктов региона с сентября 2026 года.

Минпромторг предложил отсрочить оплату утильсбора

Крупнейшие российские автопроизводители могут получить отсрочку по уплате утильсбора на год, что позволит высвободить оборотные средства.

Нашелся пропавший экс-депутат Госдумы Герасименко

Ранее исчезнувший экс-депутат Госдумы Николай Герасименко был обнаружен живым в Москве после поисков.

Мосгорсуд обязал Долину покинуть квартиру в Хамовниках

Певица Лариса Долина должна покинуть квартиру в Хамовниках вместе с семьей после решения Мосгорсуда, вступившего в силу незамедлительно.

Назван средний возраст рождения первенца в России

В среднем женщины в России впервые становятся матерями в 31 год, тогда как в странах Европы этот показатель еще выше, отметили в Российской академии наук.

Миллер заявил о возможном досрочном завершении строительства «Силы Сибири – 2»

Строительство газопровода «Сила Сибири – 2» может завершиться быстрее запланированного благодаря опыту масштабных проектов и высокой организации работ, сообщил глава Газпрома Алексей Миллер.

Путин исполнил мечту школьницы о визите в Звездный городок

Президент России Владимир Путин создал новогоднее чудо для Варвары Смахтиной, осуществив ее детскую мечту посетить Центр подготовки космонавтов и Большой театр.

МИД рекомендовал россиянам отказаться от поездок в Германию без необходимости

Министерство иностранных дел России предупредило о рисковых ситуациях для граждан страны при въезде в Германию и рекомендовало ограничить поездки в ФРГ.

Космические войска успешно запустили ракету «Союз-2.1а»

С космодрома Плесецк выполнен успешный запуск ракеты среднего класса «Союз-2.1а» с установленным на ней космическим аппаратом, сообщили в Минобороны.

Задержан главный организатор попытки госпереворота в Грузии

Министр обороны и внутренних дел саакашвилевского режима Бачана Ахалая задержан в четверг Службой госбезопасности Грузии в качестве главного организатора попытки свержения властей 4 октября, в день муниципальных выборов в Грузии, заявил на брифинге первый заместитель руководителя СГБ Лаша Маградзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Мединский осудил власти Украины за смену дат Рождества

Помощник президента Владимир Мединский раскритиковал попытки властей на Украине изменить традиционные конфессии и обратил внимание на сложную религиозную ситуацию в стране.
Мнения

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов