Верховный главнокомандующий ВС России Владимир Путин поручил проверить ряд инфраструктурных ведомств и регионов Дальнего Востока на предмет «готовности к выполнению задач в условиях военного времени», сообщил в четверг министр обороны Сергей Шойгу.
Китай нам друг, но он будет вести себя уважительнее по отношению к России, если Россия будет сильна
Такое поручение глава государства дал наряду с указанием провести внезапную проверку боевой готовности всего личного состава войск Восточного военного округа, передает РИА «Новости».
По словам Шойгу, президент поручил Минобороны совместно с Главным управлением специальных программ осуществить проверку Минпромторга, Минкомсвязи, Минтранса, Роспечати, Россвязи, Росавиации, Росавтодора, Росжелдора, Росморречфлота с подведомственными им организациями, администраций Забайкальского, Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, Амурской и Сахалинской областей «по вопросам готовности к выполнению задач в условиях военного времени».
Министр обороны потребовал совместно отработать задачи создания специальных формирований, обеспечения технического прикрытия железнодорожных направлений, автодорог оборонного значения и маршрутов выдвижения войск, а также передачи гражданских судов в состав Военно-морского флота.
В соответствии с распоряжением Путина не только войска Восточного округа, но и все соединения и части, дислоцированные на его территории, приведены в полную боевую готовность.
Проверка будет проходить с 11 по 18 сентября. За это время органы военного управления проведут командно-штабные тренировки по управлению группировкой войск (сил) на восточном стратегическом направлении. Во время выходов войск в районы полигонов с ними будут проведены контрольные занятия по боевой и специальной подготовке, тактические и тактико-специальные учения, информировал первый замначальника Генштаба Николай Богдановский.
В рамках проверки будет развернута система связи для управления войсками и обеспечен вывод информации с полигонов и пунктов управления объединений в ситуационный зал Национального центра управления обороной.
Кроме того, по словам Богдановского, будет организована «проверка вопросов мобилизационной готовности с отмобилизованием отдельных мотострелковых батальонов и батальонов территориальной обороны», передает ИТАР-ТАСС. Будет проверено состояние баз хранения и ремонта вооружения и военной техники ВВО.
В рамках проверки задачи поставлены и силам Тихоокеанского флота: «Отработать задачи обеспечения благоприятного оперативного режима, защиты государственной границы в подводной среде и нанесения поражения корабельным ударным группировкам условного противника», – приказал глава Минобороны.
Он также распорядился отработать вопросы рассредоточения авиации на оперативных аэродромах ВВО с последующим выполнением учебных задач.
«Перебазировать для усиления группировок часть авиации Центрального военного округа и командования Дальней авиацией», – приказал глава военного ведомства.
Впервые после Союза
Восточный военный округ объединяет воинские части в Забайкалье и на Дальнем Востоке, штаб-квартира – в Хабаровске.
Напомним, что в августе уже проходила внезапная проверка боеготовности войск ВВО, но тогда в ней была задействована лишь часть сил. Во время предыдущей проверки военнослужащие береговых войск ВВО совершили многокилометровые марши на штатной технике и отработали на практике вопросы взаимодействия с авиацией и кораблями охраны водного района при обороне необорудованного морского побережья. К проверке привлекались пилоты и экипажи самолетов Су-24, Су-27, Су-30 СМ, Су-35 и истребительного прикрытия самолетов Ан-124 и Ан-12, а также военнослужащие мотострелковых и артиллерийских подразделений, дислоцированных в Приморском крае.
Первая за 20 лет внезапная проверка боеготовности Вооруженных сил России прошла в феврале прошлого года – тогда были задействованы около 7 тыс. военнослужащих, несколько сотен единиц военной техники и порядка 40 летательных аппаратов. В ходе проведения выявлены системные проблемы в ряде соединений, в частности, плохо показали себя выпускники училищ предыдущего года, состояние техники также оставляет желать лучшего. По итогам маневров военные начали работать над устранением недостатков, а проверки боеготовности округов стали обычным делом.
В 1990-е годы обучение в армии и на флоте практически сошло на нет, а некоторые элементы боевой подготовки, в частности, метание боевых гранат, обкатка танками и посадка самолетов на автотрассы, были исключены полностью. Из армии возвращались десятки тысяч молодых людей, военный опыт которых сводился в лучшем случае к тому, что они один раз стреляли из автомата.
В прошлом десятилетии финансы на боевую учебу начали поступать, войска стали регулярно проводить боевые стрельбы и тактические учения. Но и тогда максимум, что мог позволить себе, скажем, Московский военный округ, – полковое тактическое учение, причем зачастую действия полка имитировались силами одного-двух батальонов. Об учениях в масштабах округа вспоминали только старожилы.
«Враги-то у нас есть»
Глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов заявил, что столь масштабные учения в ВВО проводятся впервые за последние два с половиной десятилетия. «После распада Советского Союза это будут первые такие наши пробные вещи в условиях разной собственности – частной, государственной, другого вида собственности – на предприятия, на суда, которые имели гражданское назначение, на военные суда», – отметил депутат.
Он пояснил, что в случае боевых действий должны быть задействованы не только вооруженные силы, на военные рельсы переводится также экономика, и это сложный процесс. Именно этим, по словам Комоедова, объясняются нынешние учения: в особом режиме начинают работать все отрасли, транспорт и в целом управление страной.
По словам депутата, «в условиях того развала, которой допустил в вооруженных силах Сердюков», нужно проводить разные учения, в том числе такие.
Он особо подчеркнул, что учения не связаны с международной ситуацией и являются внутренним делом самой России.
В то же время в Минобороны заявили, что проверка готовности работы региональных структур государственного управления в условиях военного времени при проведении масштабных учений в военных округах является обычной, рутинной задачей. Такие проверки проводятся «практически всегда».
«Сегодня пришло осознание, что враги-то у нас есть, – высказал мнение в интервью газете ВЗГЛЯД президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. – Они есть и на востоке, и на западе, на юге, сегодня мощная угроза формируется даже в арктическом бассейне. Поэтому сегодня процесс демилитаризации и разоружения закончился, и происходит попытка восстановить хоть какие-то элементы боевой готовности вооруженных сил и мобилизационной возможности нашей экономики. Развалено много, и кое-где придется начинать с нуля. Эта проверка направлена на то, чтобы сначала выявить, в каком состоянии находятся наши войска, государственные структуры и промышленность, чтобы принимать какие-то комплексные меры».
«Ранее была принята политическая стратегия, что «Запад для нас не противник», – напомнил эксперт. – На Востоке да, мы поглядывали косо на Японию, но не понимали, что Япония, которая по конституции не должна иметь вооруженных сил, министерства обороны и генерального штаба, оказалась сильнее, мобильнее и современнее нашей группировки Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. Наконец-то сейчас стали понимать это.
Во-вторых – да, Китай нам друг, но он будет вести себя уважительнее по отношению к России, если Россия будет сильна, если Дальний Восток будет готов к мобилизации, и группировка сил и средств будет готова защищать, по крайней мере, свою территорию и акваторию. Когда мы были в полудохлом, разваленном состоянии, китайцы на нас смотрели свысока, потому что их группировка у наших границ гораздо мощнее. Поэтому для восстановления статуса партнеров, пусть и не равноправных, но соизмеримых с Китаем, мы должны полагаться не только на газовую и нефтяную трубу, но и на свой военный, промышленный и мобилизационный потенциал. Сейчас пришло это осознание, но разрушено очень много. Гитлер не нанес столько ущерба нашей обороноспособности, чем все эти либеральные реформы».