Управление верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) опубликовало доклад, где призывает Киев расследовать незаконные задержания, похищения и пытки, совершаемые членами так называемых батальонов территориальной обороны, подчиняющихся минобороны и МВД Украины.
Министерства должны лучше контролировать добровольческие батальоны
«Утверждения о такой деятельности этих добровольческих батальонов должны быть расследованы, а виновные – понести ответственность», – отмечается в документе.
В документе поднимается и тема задержаний, которые проводятся украинскими силовиками во многих случаях незаконно. Так, в докладе говорится о том, что с середины апреля по 16 августа Служба безопасности Украины, а также члены указанных батальонов задержали на территории Донбасса свыше тысячи человек, которые были обвинены в нарушении территориальной целостности Украины или террористической деятельности.
«Случаи, рассмотренные мониторинговой миссией, позволяют предположить, что во время этих арестов было нарушено криминально-процессуальное право, особенно когда задержания совершались добровольческими батальонами», – отмечается в докладе. Например, обращается внимание на то, что люди задерживались без каких-либо объяснений, было нарушено их право на презумпцию невиновности и право на неприкосновенность частной жизни, когда затем видео с изображением арестованных показывали по телевидению и в интернете.
«Согласно Уголовному кодексу, незаконное задержание является преступлением, и, как результат, незаконно задержанный человек должен быть немедленно отпущен. Не похоже, чтобы это происходило в случае с арестами, которые отслеживались мониторинговой миссией», – подчеркивают эксперты.
В докладе также обращается внимание на то, что одновременно украинские судьи и правоохранительные органы закрывают глаза на действия сторонников киевских властей. В частности, приводится пример, когда активисты «Правого сектора*» были задержаны в Закарпатской области, а в их автомобиле были найдено большое число ружей, гранат и взрывчатых веществ. «И хотя было начато уголовное расследование по факту незаконного владения оружием, подозреваемые были в этот же день отпущены на свободу», – замечают эксперты УВКПЧ.
До победы демократии
Убийства, пытки и похищения, совершаемые штурмовиками из «батальонов», – не самые громкие преступления, совершенные на Украине после государственного переворота в феврале. Чтобы представить себе, кто и как будет возбуждать и расследовать (и будет ли вообще) дела по упомянутым УВКПЧ преступлениям, можно вспомнить, что происходило с другими расследованиями.
Строго говоря, и до Майдана украинская правоохранительная система и ее применение вызывали ряд вопросов. В октябре 2001 года во время учений украинских частей ПВО был сбит Ту-154, выполнявший рейс Тель-Авив – Новосибирск. Несмотря на то, что поначалу украинские чиновники не особо отрицали ответственность своих военных, а российские следователи пришли к выводу, что самолет сбила именно украинская ракета, в украинских судах это все замоталось до такой степени, что когда уже при президенте Януковиче суд окончательно и бесповоротно признал, что украинские военные ни при чем – это было в 2012 году – о трагедии уже мало кто помнил.
Немало же времени у украинских силовиков заняло следствие по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, совершенное в 2000 году. Это расследование называли «главным делом «оранжевой революции». Следствие завершилось в 2005 году, в 2009-м был задержан один из обвиняемых Алексей Пукач, и только в прошлом году он был приговорен. Но и на этом точка не поставлена. «Дело Гонгадзе опять реанимировано, ведутся дополнительные допросы уже приговоренного Пукача, но те, кто настаивал на виновности Кучмы и требовал расследования, сейчас замолчали. Видимо, Кучма сейчас нарисовался в качестве переговорщика, возможно, он нужен киевской власти, поэтому пока его не трогают», – сказал газете ВЗГЛЯД директор украинского Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
Самым громким уголовным делом последних лет на Украине было дело бывшего премьера Юлии Тимошенко, которое в этом году было спешно закрыто. То же самое произошло с уголовными делами против членов ее команды, в частности нынешнего министра внутренних дел Арсена Авакова. А следователи теперь собирают материалы на Януковича и его команду.
Жить стало лучше
После победы сторонников демократического европейского выбора количество работы для следователей выросло в разы. Произошло много страшных трагедий, но о результатах расследований по ним украинской общественности не докладывают, а скачущие украинские патриоты ими не интересуются. Молчит следствие по делу о «снайперах на Майдане» – тогда сразу было заявлено, что это люди Януковича и российские агенты, и этому до сих пор верят, хотя никаких материалов по делу не представлено. Никому из украинских СМИ, общественных деятелей и правозащитников не интересно, кто убил десятки человек в Одессе. По налету на луганскую администрацию дело даже не возбуждали, спикер «АТО» сказал, что террористы взорвали кондиционер, на этом все и успокоились. В гибели малайзийского «Боинга» обвинили Москву, вменяемых доказательств до сих пор не предоставили. По гибели жителей Донбасса и Луганщины открытых уголовных дел нет.
Напомним, в России герой войны полковник Юрий Буданов во мгновенье ока превратился в обычного заключенного без воинского звания и наград по обвинению в убийстве местной жительницы, были и другие уголовные дела по военным преступлениям, возбуждаемые несмотря на крайне негативную реакцию общества.
«Некому там работать»
«Украинская судебная система находится в абсолютно неадекватном состоянии, – сказал газете ВЗГЛЯД юрист, экс-замминистра иностранных дел России Сергей Орджоникидзе. – Они не собираются ничего расследовать, это сплошной хаос и сплошное словоблудие».
«Правоохранительные органы выполняют заказ и ничего больше не делают и не собираются делать. Судят солдат, которые в окружении бросили оружие и ушли на территорию России или разбежались по домам, считают их предателями и дезертирами. А нарушения прав человека – ни одного случая такого еще не было», – отмечает он.
«Это органы не юстиции и правопорядка, а политические органы, выполняющие политический заказ. Какие-то люди, которые профессионально что-то знают, там должны быть, но их запугали, и они делают то, что им говорят всевозможные бандиты типа Коломойского», – считает Орджоникидзе.#{ussr}
«Мы все это проходили, – вспоминает в интервью газете ВЗГЛЯД бывший депутат Госдумы, генерал-лейтенант милиции Александр Гуров. – Это гадкая копия России 90-х, хуже, чем оригинал, во много раз: у нас правил олигархат, честные люди уходили. Полная деморализация была. Вот то же самое происходит на Украине уже много лет».
«Когда оттуда приезжали мои коллеги, я спрашивал: «Ну как там у вас?» Они улыбнулись и сказали: «Уходим на пенсию, нет возможности работать». Честные порядочные люди не могут там применять право так, как это требует закон. Специалисты там есть. А теперь вопрос: а кто же им позволить расследовать похищения? Это, значит, политическая банда из мошенников и громил будет сидеть на суку и этот сук пилить?» – продолжил он.
Гуров привел в пример украинского депутата Олега Ляшко, который с вооруженными людьми по ночам арестовывает людей в их собственных домах, пытает задержанных и угрожает расстрелом начальнику отделения милиции на камеру. «Работает там как-нибудь право? Нет, это он их напрягает, а не они его», – сказал генерал.
Из тюрьмы в милицию
Газета ВЗГЛЯД неоднократно писала, что представляют собой «батальоны», преступления которых призывает расследовать уважаемая международная организация. Недавно командир батальона «Шахтерск» Руслан Абальмаз дал интервью The Wall Street Journal. Этот донецкий деятель, неоднократно судимый за грабежи и изнасилование, признался, что «крышевал» «копанки», сам занимался незаконным бизнесом, а в «АТО» стал участвовать, потому что ДНР хотела прикрыть его лавочку. Абальмаз прямо сказал, что поехал договариваться не в Киев, а в Днепропетровск, к заместителю Коломойского Корбану, и буквально в течение 10–20 минут была достигнута договоренность о формировании батальона, выделении средств на него и подчинении МВД.
Другой батальон – «Азов», бросивший недавно позиции, возглавляется Андреем Билецким, только весной вышедшим из тюрьмы. Недавно он получил звание подполковника МВД.
Накануне из зоны «АТО» дезертировал батальон «Прикарпатье» в полном составе. Боевики поехали домой с оружием, и теперь никто не знает, где они будут находиться и чем будут заниматься – остановить и разоружить их просто некому.
«Пока у власти находятся люди вроде Авакова, виновников трагедий, конечно же, не найдут, потому что не может человек, прямо несущий за это ответственность, объективно расследовать данные преступления. Батальоны МВД опять-таки напрямую подчиняются Авакову, и если уж даже в ООН заметили, что эти так называемые батальоны занимаются пытками, уголовщиной, то мы понимаем прекрасно, что расследование в итоге выявит и причастность руководства этих батальонов, то есть цепочка приведет к тому же Авакову и его заместителям», – сказал Корнилов.
«Все сейчас брошено на войну. Подразделения МВД по приказу того же Авакова периодически также посылаются в Донбасс, с тем чтобы в крови замазать уже всех. При этом криминогенная обстановка на самой Украине резко ухудшается. Мы видим, что боевики с оружием, деклассированные элементы, дезертиры из украинской армии с оружием заполняют Украину. Число убийств растет», – продолжил он.
Политолог также обратил внимание на огромное количество политических активистов, журналистов и общественных деятелей, попавших в последние месяцы в тюрьму. О судьбе многих из них узнать что-то не представляется возможным.
«Никто сейчас не может сказать точные данные, – говорит он. – Если верить бравым отчетам СБУ и МВД, так они в день задерживают по 100–200 граждан, которые являются «офицерами ГРУ», «российскими шпионами», «пособниками террористов», «наводчиками Донецкой народной республики», «правыми руками Гиркина». Конечно, все эти отчеты делаются исключительно для галочки. Хватают в доказательство всех этих отчетов кого ни попадя. Идут аресты профессоров, преподавателей, журналистов. Убивают журналистов: до сих пор я что-то не слышал о расследовании убийства журналиста Долгова, который, как сами представители украинской власти признали, был арестован украинскими силовыми структурами, а потом найден убитым. Как не говорится о расследовании убийства во время евромайдана сотрудника офиса Партии регионов. Мы же прекрасно понимаем, кто его убил, но вы не найдете никаких сведений о том, что кто-то вообще занимается этим расследованием.
«На Украине всегда работала формула генерала Франко: «Друзьям все, врагам закон». Но и во времена Кучмы, и во времена Ющенко, и во времена Януковича силовые структуры, конечно же, не прибегали к тем методам, к которым прибегали сейчас, то есть к методам террора, которым бы и Сталин в 30-е годы позавидовал бы. Сейчас никто не обставляет все эти убийства, похищения, устранения оппонентов какими-то законодательными нормами, – заключил Корнилов. – Война все спишет».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ