Общество

12 августа 2014, 08:27

Представлены перспективы российской боевой авиации

Фото: ИА «Оружие России»

Умные ракеты, системы ПВО, способные сбить аппарат в ближнем космосе, новые стратегические бомбардировщики и беспилотные истребители ‒ таким ожидается будущее Военно-воздушных сил России. Перспективы российской боевой авиации обрисовал главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев, а газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в них поподробнее.

«Уже в 2016-м в войска начнет поступать истребитель пятого поколения Т-50, ‒ свое выступление Бондарев начал с самой ожидаемой новинки российской боевой авиации. ‒ Он уже два раза участвовал в конкурсе «Авиадартс», выполнял парный пилотаж. Я думаю, что у этого самолета прекрасное будущее. В летно-испытательном центре в Ахтубинске специалисты уже получили несколько самолетов Т-50 и приступили к их облету».

ВВС получат крылатые ракеты «со встроенным интеллектом», действующие зенитные ракетные комплексы сменит система С-500, а стратегическую авиацию ждет обновление

Также российские ВВС получат крылатые ракеты «со встроенным интеллектом», действующие зенитные ракетные комплексы сменит система С-500, а стратегическую авиацию ждет обновление в два этапа, первый из которых предполагает глубокую модернизацию бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95, а второй ‒ замену бомбардировщиков новой разработкой ‒ ПАК ДА (перспективный авиакомплекс дальней авиации).

Лакмусовая боеготовность

Специалисты не скрывают, что Т-50 ‒ квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это, прежде всего, самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных – радиопоглощающих материалов. Радар с активной фазированной решеткой, позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия.

Кроме того, по всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, которые позволяют не только контролировать ситуацию вокруг, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а кроме того, благодаря функции «электронного пилота» ‒ самостоятельно анализировать боевую ситуацию, предлагая летчику несколько вариантов действий. Большую часть полетной и боевой информации пилот получает в виде символов и значков. Это серьезно облегчает ее восприятие.

Двигатель Т-50 имеет возможность крейсерского сверхзвукового полета и обеспечивает сверхманевренность истребителя. И наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую – сетецентрическую систему ведения боевых действий. Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего, четвертого поколения: Су-30, Су-35. По данным газеты ВЗГЛЯД, в Ахтубинске не просто «учат летать» Т-50, но уже испытывают его на применение высокоточных ракет и авиабомб. Все это говорит, что машина практически готова к поставке в войска.

Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300‒400 метров. В перспективе на его базе должен быть создан и морской вариант. Разработчики говорят, что самолет будет развивать скорость более 2 тысяч километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5 тысяч километров. В отсеках истребителя, но некоторым данным, могут быть размещены до восьми ракет «воздух-воздух» типа Р-77 или две управляемые авиабомбы массой по 1500 килограммов. Кроме того, на двух внешних подвесках самолета смогут разместить еще две дальнобойные ракеты, с помощью которых он сможет бороться с целями на удалении 400 километров.

С прицелом в будущее

Т-50 интересен и тем, что это первый полностью «цифровой» истребитель российских ВВС, открывающий переход нашей боевой авиации в «беспилотное будущее». Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным ‒ то есть либо робот, либо человек.

Генеральный конструктор Раменского конструкторского бюро Гиви Джанджгава, где создавалась бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Многое из начинки, которая должна в них присутствовать, уже создано и используется в серийных или испытываемых российских истребителях.

«Например, современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности, ‒ рассказал конструктор газете ВЗГЛЯД. – Это позволяет пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. Бортовой компьютер может корректировать ошибки пилотирования. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолетом в случае ранения или потери сознания ‒ автоматически его катапультировать».

По словам Джанджгавы, все это как раз элементы шестого – беспилотно-роботизированного поколения авиатехники. Но стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря – серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях.

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежко – конструктор, работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, утверждает, что ахиллесова пята всех беспилотников в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.

«Американского робота MQ-1 Predator готовят к вылету несколько месяцев, ‒ сообщил газете ВЗГЛЯД Сыроежко. ‒ Если в ходе проведения боевого задания что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым».

#{weapon}Приставка «гипер»

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за военно-промышленный комплекс, до последнего времени верил, что будущее нашей авиации за гиперзвуковыми скоростями. По его мнению, новый дальний бомбардировщик должен быть именно таким: сверхмощная, сверхскоростная машина, способная прорвать любую систему противоракетной и противовоздушной обороны противника. Базой для такой машины должен стать наш «Белый лебедь» ‒ Ту-160. Бомбардировщик, способный совершать полеты со скоростью 2 тысячи километров в час и в ближнем космосе.

Главком ВВС Бондарев говорит о другом. ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации ‒ Ту-160, Ту-95МС и Ту-22. То есть станет преемником не самого современного и мощного Т-160, а старенького турбовинтового Ту-95.

«Старенькие» ‒ это, конечно относительно. Стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95МС «Медведь» ‒ основная ударная сила нашей воздушной компоненты стратегических ядерных сил сдерживания. Обе машины прошли серьезную модернизацию. На Ту-160 был установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару.

Сегодня решается вопрос и с восстановлением производства двигателей НК-32 для Ту-160. В закупку нового оборудования, необходимого для выпуска деталей для двигателей, завод уже вложил почти 500 млн рублей. Уникальность этих моторов заключается в том, что в воздушном пространстве они работают как обычные реактивные, а в безвоздушном – ближнем космосе – как ракетные. Тем не менее ВВС видят перспективный бомбардировщик дозвуковым. Почему?

Во-первых, он в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того, чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие, как Х-101 и Х-555. Дальность их полета – от 3 до 5 тысяч километров. В истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника.

«Ракеты будут со встроенным интеллектом, ‒ говорит Бондарев, ‒ который будет анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Ракета сама будет принимать решение, на какой высоте и с какой скоростью, в каком направлении ей лететь. Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними».

Достать звезду

С-500 ‒ еще одна загадка нашего военно-промышленного комплекса. Ее создание было анонсировано в 2009 году. Тогда же было объявлено, что разработка комплекса будет завершена к 2012 году, а к 2015-му он должен поступить на вооружение. Систему разрабатывает ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина». Совсем недавно фирма поставила на вооружение зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф». По словам разработчиков, характеристики этой системы говорят о том, что она может составлять основу ПВО и нестратегической ПРО России в ближайшие десятилетия.

От своих предшественников, комплексов С-300, «четырехсотка» отличается повышенной огневой производительностью. В стандартном пусковом контейнере от «трехсотки» конструкторы спрятали не одну, а четыре ракеты повышенной дальности. «Триумф» бьет почти до ближнего космоса.

При этом машина не только обнаруживает и перехватывает летящие на скоростях до 5 километров в секунду боеголовки баллистических ракет, но и с такой же легкостью может «подобрать» у самой земли на высоте 10 метров любую современную крылатую ракету или висящий в небе маленький беспилотник-разведчик. На такие фокусы не способен ни американский зенитный ракетный комплекс «Пэтриот», ни перспективная установка системы тактической ПРО THАAD.

У нашего комплекса есть еще одно очень серьезное преимущество. Ракеты С-400 стартуют из контейнера вертикально вверх и уже в воздухе наводятся по радиоканалу в сторону цели. Это резко снижает время реагирования на возникающие угрозы ‒ почти в шесть раз быстрее, чем у американских аналогов, которым нужно разворачивать пусковые установки в сторону цели.

Про С-500 известно, что он будет более компактен по сравнению с С-400. В его конструкции используется новейший сферический радар с активной фазированной решеткой, работающей в X-диапазоне. Благодаря этому машина может обнаруживать большее количество целей и наводить на них большее количество ракет. Скорее всего, как и в случае с С-400, в комплексе будет применено несколько типов ракет, в том числе с возможностью перехвата целей в ближнем космосе.

Впрочем, С-500, скорее всего, окажется не просто пусковой установкой на шасси, как С-400 или С-300, а мощной интеллектуальной системой, которой предстоит взять управление над всей системой ПВО и НПРО России. Об этом говорит тот факт, что в своих докладах об испытаниях С-500 наши военные говорят об испытании «отдельных элементов», а не системы в целом.

Текст: Дмитрий Литовкин

Вам может быть интересно

Демонстранты начали возводить баррикады в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?