Единое пространство
Если мы получаем обычные навигационные вычисления с помощью только спутниковой группировки, то имеем погрешность
Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единого навигационного пространства, заявил в среду глава администрации Кремля Сергей Иванов, выступая на форуме «Навитех-2014» в Москве. «Соответствующие договоренности, письменные договоренности уже достигнуты», – цитирует Иванова ИТАР-ТАСС.
По словам Иванова, планируется интегрировать национальные системы навигации, а также повысить качество и надежность навигационных услуг.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД редактор межотраслевого журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко, все эти страны – члены Таможенного союза и «связаны кооперацией» еще с советских времен.
«Речь идет о том, чтобы разместить там станции сбора информации или, как мы их называем, станции СДКМ (система дифференциальной коррекции и мониторинга). Их установка позволяет улучшить точность позиционирования на определенной площади, где они находятся. То есть, если мы получаем обычные навигационные вычисления с помощью только спутниковой группировки, то имеем погрешность в два-три метра. А устанавливая СДКМ, получаем точность измерений, сопоставимую уже с сантиметрами и миллиметрами. Это позволяет существенно расширить сферу применения навигационных технологий, более широко используя их для земледелия, строительства дорог, крупных сооружений, геодезии, картографии, Росреестра, то есть там, где нужна особая точность», – пояснил эксперт.
И эти станции СДКМ должны стать частью ГЛОНАСС. Специалист также пояснил, что в целом система ГЛОНАСС состоит из трех больших подсистем. Первая – это непосредственно спутники. Сейчас, например, речь идет о размещении там новых ретрансляционных аппаратов, которые должны улучшить навигацию. Вторая подсистема – контур управления – это те средства, которые управляют спутниками, узнают, как они себя ведут в данный момент времени, и производят их корректировку. И третья составляющая – подсистема навигационной аппаратуры потребителей.
«СДКМ, в принципе, относится именно к третьей подсистеме. Также мы называем эту аппаратуру функциональным дополнением ГЛОНАСС. Оно нужно, чтобы увеличить точность всей системы», – пояснил он.
Точность
Глава кремлевской администрации заявил также, что Россия намерена наращивать международное сотрудничество в области спутниковой навигации. В том числе речь идет о поддержке участия российских специалистов в работе международных структур, которые «формируют требования и рекомендации по обеспечению совместимости российской навигационной системы с другими». По его словам, наземный измерительный сегмент системы ГЛОНАСС за рубежом в перспективе будет включать 50 станций в 36 странах. Притом что сейчас существуют лишь две такие станции – в Антарктиде и Бразилии.
Иванов отметил, что дальнейшее развитие наземного измерительного сегмента ГЛОНАСС позволит повысить конкурентоспособность российских навигационных услуг, а также гарантирует более устойчивую и точную работу системы. Еще он отметил рост точности ГЛОНАСС и сокращение ее отставания по этому показателю от GPS. «Она на сегодняшний день составляет для ГЛОНАСС 2,9 метра, – сказал он. – GPS по-прежнему нас опережает, точность GPS – 1,8 метра, но разрыв продолжает сокращаться».
К концу 2020 года точность ГЛОНАСС должна быть увеличена до 0,6 метра. Эта задача поставлена Роскосмосу в рамках Федеральной целевой программы на озвученный период. Иванов при этом высказал мнение, что Россия уже сейчас в состоянии самостоятельно обеспечивать свои собственные потребности в спутниковой навигации. Из других стран, помимо России, подобной возможностью обладают лишь США.
Россия и США
В свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин высказался о проблемах, которые создают для российской навигационной системы США. Решение американцев заморозить строительство станций калибровки сигнала ГЛОНАСС на своей территории он назвал политически мотивированным. «В последние месяцы мы сталкиваемся с политически мотивированным решением по отношению к России со стороны отдельных представителей мирового сообщества, со стороны США конкретно», – пояснил Рогозин.
В последние месяцы мы сталкиваемся с политически мотивированным решением по отношению к России
По его словам, с середины 90-х годов, в соответствии с применяемыми соглашениями России и США, на территории России была развернута наземная инфраструктура для GPS. Рогозин напомнил, что в 11 субъектах страны расположено 11 станций калибровки сигнала. «Когда мы поставили вопрос о том, чтобы иметь такого же рода инфраструктуру на территории Соединенных Штатов, вдруг это стало как-то проблемно», – посетовал он.
Рогозин выразил недоумение по поводу того, что возникла такая проблема, ведь речь идет о свободном применении сигнала навигационной системы, которое предусмотрено в рамках международного сотрудничества.
Комментируя этот момент, Константин Крейденко рассказал, что в Америке речь идет, по сути, о таких же станциях СДКМ, о которых было сказано выше. Эксперт подтвердил, что решение не строить их в США действительно технологически не обосновано. «В определенных кругах, я сейчас имею в виду не промышленников и не технических работников, высказывалось предположение, что эти станции якобы позволят точнее использовать вооружение России на территории США. Но это безосновательное мнение», – отметил Крейденко.
По его словам, наличие большого количества станций в разных уголках мира, безусловно, полезно для ГЛОНАСС. Однако каждая конкретная станция гораздо больше нужна людям именно на той территории, где она находится. Она позволяет делать им более точные навигационные вычисления. «Вот если поставят там эту СДКМ, то местный американский фермер будет точнее вносить свои удобрения и получать больший урожай или, если там строят дороги, то дороги будут ровнее. Но у них. Не у нас. Теряют от этой ситуации, прежде всего, они. У них есть возможность посмотреть на мир двумя глазами, а они хотят только одним», – отметил эксперт.
Собеседник газеты ВЗГЛЯД отметил, что пока в Америке нет ни одной станции, работающей именно на ГЛОНАСС. А соответствующие договоренности об их возведении не выполняются – о чем и сказал вице-премьер Рогозин. При этом в мире практически не существует приемников, которые были бы односистемными. Мир уже давно использует и GPS, и ГЛОНАСС вместе. «Хотят они получать показания с меньшей точностью, что ж поделаешь», – заключил он.
О чем еще говорили
Также на форуме говорилось о перспективах системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, которая уже заработала в России, правда, пока только в опытной эксплуатации. Сергей Иванов выразил надежду, что с 2015 года она сможет полноценно заработать, причем не только в России, но и в других странах Таможенного союза. Он напомнил, что ГЛОНАСС уже активно применяется в работе экстренных и аварийных служб, при мониторинге пассажирских и грузовых перевозок, в кадастровом учете, в правоохранительной деятельности, но пока только в России. Так, с 1 января на территории страны стала обязательной установка модулей ГЛОНАСС на автотранспорте, который перевозит пассажиров и опасные грузы.
«В наших планах – разработка и других проектов, опирающихся на возможности ГЛОНАСС», – подчеркнул Сергей Иванов.
А Рогозин много говорил о положительных сторонах конкуренции с другими странами. В частности, конкуренция позволила России сделать большой рывок, создав ГЛОНАСС. Рогозин добавил, что сигнал ГЛОНАСС со временем может быть улучшен в два раза – соответствующие образцы новой бортовой аппаратуры уже разработаны.
Добавим также, что разработчики навигационной аппаратуры попросили Иванова и Рогозина об увеличении финансирования. Во время посещения одного из стендов в рамках форума они рассказали, что на содержание ЭРА-ГЛОНАСС в этом году была выделена только половина от необходимой суммы. «Мы это обязательно учтем при формировании бюджета на следующий год», – пообещал Рогозин.
По данным российских властей, орбитальная группировка ГЛОНАСС развернута уже в полном объеме, и сигнал ГЛОНАСС принимается по всей планете. И даже некоторые неприятности не портят общую картину. Напомним, всего в группировке ГЛОНАСС находятся 28 космических аппаратов. Из них работают в данный момент 24, остальные находятся в резерве, на испытаниях и т.д.