Нет худа без добра
«Решение принято. Бразильцы официально заявили нам, что отдали предпочтение шведскому самолету Gripen NG», – заявил газете ВЗГЛЯД источник в российской делегации, работавшей на крупнейшем в Латинской Америке авиашоу и выставке вооружений FIDAE-2014 (Сантьяго, Чили). Еще в ноябре прошлого года, когда Бразилию посещал министр обороны Сергей Шойгу, шансы на продажу Су-35 оставались – по крайней мере, так заявлялось публично, в том числе бразильскими чиновниками. Пять лет назад уже говорилось, что российский истребитель выбыл из конкурса, однако затем бразильские власти давали понять, что окно возможностей для нас еще не закрыто. Похоже, это была не более чем политическая игра. И вот теперь длительная (двенадцать лет), упорная, крайне сложная и изобиловавшая подводными камнями попытка России проникнуть на бразильский рынок истребительной авиации, похоже, окончательно завершилась.
Полностью готов к подписанию и ожидает только окончательного политического решения со стороны заказчика контракт на поставку в Перу танков Т-90с
Нельзя сказать, что она закончилась совсем уж ничем – Су-35, 12 лет назад существовавший только на бумаге, теперь состоит на вооружении российских ВВС, а договоренность о поставке данных машин в Китай уже достигнута. Не факт, что это бы состоялось без приманки потенциально крупного и перспективного бразильского контракта – так что, можно сказать, несмотря на проигрыш, он сыграл свою позитивную роль в возрождении российской боевой авиации. Что касается выбора, сделанного Бразилией, то он, мягко говоря, неоднозначен: по оценкам целого ряда экспертов, страна решила закупить самый худший из предложенных на конкурсе вариантов (напомним, в тендере, помимо Су-35 и «Грипена», участвовали F/А-18 Super Hornet, Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale).
Агрессивная среда
Результаты бразильского тендера наглядно иллюстрируют, в каких сложных условиях работают в Латинской Америке российские экспортеры оружия. В целом, конечно, все выглядит не так уж и плохо. Россия продавала вертолеты Кубе, Перу, Никарагуа, Бразилии, Аргентине, Колумбии и Мексике – их сейчас эксплуатируется в Латинской Америке около пяти сотен. ВАЗы и КамАЗы поставляются в Перу, Колумбию и Никарагуа. Целый спектр различных систем вооружений – от автоматов Калашникова до ЗРК С-300 – осваивается Венесуэлой. Иначе говоря, едва ли не все ведущие страны Латинской Америки являлись или являются клиентами российской оборонки. С одним, правда, заметным исключением – Чили.
Понять это несложно. Стоит лишь краем глаза поглядеть на проходившую в Сантьяго (Чили) одну из ведущих в Латинской Америке оборонных выставок FIDAE-2014. F-16 чилийских ВВС стоят с гостями выставки – американскими С-130 – в столь близком соседстве, будто эти аппараты принадлежат не двум странам, а одной. И если пройтись по всем павильонам, то окажется, что американскими компаниями занята едва ли не половина стендов. Иначе говоря – Россия находится здесь в крайне «агрессивной среде», если использовать слова руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Александра Фомина, употребленные им недавно в интервью газете ВЗГЛЯД. Фомин говорил, конечно, о системе мировой торговли оружием в целом, но ряд регионов (и Чили в их числе) являются в этом смысле для нас особенно сложными. Среди сотен участников выставки – только десять российских производителей. И это при том, что Россия находится на втором после США месте по выручке от мировой торговли оружием.
Нахальство американцев и сервильность чилийцев дошли до того, что единственный российский доклад, который должен был прозвучать на FIDAE, был отменен организаторами. Доклад должен был сделать руководитель компании низкоорбитальной спутниковой связи «Гонец» – системы, создававшейся изначально для оборонных целей (например, связи с подводными лодками), а теперь нашедшей, в том числе, гражданское применение. «Гонец» действительно мог бы заинтересовать именно южноамериканских заказчиков. Из-за особенностей местной географии и рельефа местности работа систем сотовой связи крайне затруднена, и в таких условиях спутниковый канал является единственным гарантированно работающим вариантом. А России даже не дали возможности рассказать о своей разработке на специализированном форуме, как раз для этого предназначенном. Устроители выставки в свое оправдание откровенно заявляют, что пошли навстречу пожеланиям «зарубежных компаний», и среди этих компаний называется, например, одна из крупнейших американских корпораций «Локхид Мартин». Та самая – показательное совпадение – которая поставляет спутники для главного конкурента «Гонца» – американской системы спутниковой связи «Иридиум».
Показательные выступления
#{weapon}Но самой показательной иллюстрацией реального отношения как к российской технике, так и к России в целом являются рекламные ролики западных оружейных корпораций. Каждый уважающий себя стенд демонстрирует работу соответствующего вида оружия. Ну а поскольку новейшие системы вооружений еще не участвовали в реальных конфликтах, создатели моделируют версию применения своей продукции с помощью компьютерной графики. Тут-то недвусмысленно и демонстрируется символический раздел мира на плохих и хороших.
Вот израильский концерт IAI рекламирует работу системы ПВО Barak 8. Система, по оценкам специалистов, действительно неплохая. Да и создана наверняка не без участия бывших советских еще инженеров. Все бы ничего, да только в агрессоре, с нападением которого в ролике успешно справляются израильские ракеты, нельзя не узнать боевые корабли проекта 1164 «Атлант» – к ним принадлежит, например, флагман Черноморского флота крейсер «Москва». Barak 8 отражает и атаку хорошо узнаваемых истребителей семейства Су-30, а также вертолетов Ка-52.
Аналогичный противник – Су-30 и вертолеты Ми-28 – фигурируют в ролике одного из крупнейших турецких производителей Aselsat (тоже система ПВО ближнего действия). Разумеется, без каких-либо опознавательных знаков, но символика читается безошибочно: хорошие парни пользуются западным, плохие – российским оружием. Ровно то же самое, что и в голливудских фильмах, где все террористы и злодеи обязательно держат в руках вовсе не М-16, а автомат Калашникова.
Наши производители в ответ занимаются тем, что называется контрпрограммированием. Стенд Конструкторского бюро приборостроения (ОАО «НПО «Высокоточные комплексы»). Ролик, посвященный работе одного из самых перспективных образцов российского оружейного экспорта – комплексу «Панцирь-С». И работа эта, как следует из компьютерного моделирования, – успешно сбивать американские крылатые ракеты «Томогавк», американские ударные вертолеты «Апач» и американские же ударные беспилотники. Соседний стенд «Вертолетов России» демонстрирует поражение российскими Ми-28 танков «Абрамс».
Трудно судить, чьи ролики убедительнее, но идею противостояния не только оружейно-коммерческого, но и идеологического, эксплуатируют обе стороны. Продажам это наверняка способствует, так что не стоит воспринимать подобные рекламные материалы слишком буквально. Это не информационная война, а скорее особенность взаимного позиционирования на мировом рынке.
Пусть растет «Подсолнух»
Тем более что, несмотря на все сложности, российское оружие в Южной Америке вызывает вполне искренний и предметный интерес. Десятки переговоров были проведены только на FIDAE-2014, и о некоторых результатах уже кое-что можно рассказать.
Прежде всего, технически полностью готов к подписанию и ожидает только окончательного политического решения со стороны заказчика контракт на поставку в Перу танков Т-90с. Контракт готовился по результатам беспрецедентной череды испытаний, которые с абсолютной надежностью выдержал специально поставленный для этой цели экземпляр боевой машины. Речь может идти о продаже десятков машин, и в таком случае Перу станет первым латиноамериканским покупателем этих новейших образцов бронетехники. Перу в целом, по данным источника газеты ВЗГЛЯД, намерено восстановить уровень военно-технического сотрудничества с Россией до той степени, которая была в советские времена. Тогда, в семидесятые годы прошлого столетия, из СССР в Перу было поставлено военной продукции стоимостью до двух миллиардов долларов в тогдашних ценах. Если обещание перуанских властей будет выполнено, этот уровень будет существенно превзойден. А прямо в эти дни российская делегация обсуждает в Перу возможность модернизации и ремонта поставленных еще в советское время МиГ-29.
Чили с интересом присматривается к КамАЗам и «Уралам» – российские машины убедительно выиграли специальное испытательное ралли, пройдя без серьезных поломок до финиша, в то время как ближайший преследователь перевернулся на трассе прямо на глазах чилийских военных.
Наверняка Чили вернется и к теме вертолетного контракта, сорванного два года назад из-за форс-мажорных обстоятельств – почти накануне подписания в стране произошло крупное землетрясение, и зарезервированные на вертолеты средства были перенаправлены на ликвидацию его последствий.
Потерю контракта на Су-35 в Бразилии, возможно, удастся частично компенсировать продажей учебно-боевых Як-130 – по крайней мере, переговоры на эту тему продвигаются. Но самой любопытной может стать сделка по продаже Бразилии загоризонтных РЛС «Подсолнух» – как заявил наш источник, бразильские военные оказались в восторге от демонстрации возможностей этого комплекса обнаруживать и отслеживать морские надводные и воздушные цели в сотнях км от берега в условиях реального времени. Российская армия имеет данные комплексы на вооружении на побережье Каспийского моря, и если сделка с Бразилией состоится, это станет первой поставкой данных РЛС за рубеж.
Ну а наиболее ожидаемым контрактом с Бразилией является в рекордные сроки подготовленная сделка по продаже ЗРК «Панцирь С». Источник в российской делегации полагает, что документ может быть подписан летом этого года, а поставки могут начаться уже в 2015-м. И, разумеется, бразильцы будут принимать решение не в результате просмотра рекламных роликов. Телеметрия стрельб, проведенных «Панцирем» на российских полигонах специально для бразильских заказчиков, выглядит существенно убедительней любой компьютерной графики.