Общество

26 февраля 2014, 17:15

В Индии очередное ЧП с подлодкой советского производства

Фото: ИТАР-ТАСС

В индийском Мумбаи произошло задымление на подводной лодке «Синдуратна». Известно о двух пропавших без вести и семерых пострадавших моряках. Вероятной причиной ЧП уже называется утечка водорода в аккумуляторном отсеке. Похожие проблемы с аккумуляторами в 2010 году были на другой индийской подлодке российского производства.

Два офицера ВМС Индии из числа экипажа дизель-электрической подводной лодки «Синдуратна» (Sindhuratna), на которой во время испытаний произошло задымление, числятся пропавшими без вести. Информацию о пропавших моряках обнародовал индийский телеканал NDTV.

Мы строим хорошо, а большинство всех аварий – на 90% – происходят по вине личного состава

Семеро пострадавших

При этом близкий к ВМС Индии источник ИТАР-ТАСС сообщил, что в результате задымления на лодке пострадали семь человек. Они потеряли сознание и были доставлены на вертолетах в больницы Мумбаи (Бомбея). О точном числе моряков, находившихся на борту, ни СМИ, ни официальные представители органов власти Индии пока не сообщают.

В свою очередь газета The Hindu уточняет, что ЧП случилось 26 февраля в 6.00 по местному времени (4.30 мск). Причиненный ущерб в целом оценивается как незначительный. В настоящий момент подлодка находится на плаву.

Как сообщает NDTV, в момент инцидента «Синдуратна» была в 40–50 км от побережья Мумбаи на испытаниях после ремонта. Подлодка была вынуждена всплыть на поверхность, после того как на борту обнаружилось задымление. Индийские СМИ также отмечают, что российские представители (строившие лодку) к расследованию ЧП не допускаются.

Что касается вероятной причины задымления, то, как сообщило крупнейшее информагентство Индии PTI, оно произошло из-за утечки водорода в аккумуляторном отсеке. По данным ряда индийских СМИ, также имели место небольшой взрыв и пожар.

Отметим, что похожие проблемы с аккумуляторами были на подлодке «Синдуракшак» – аналогичном корабле российской постройки. В феврале 2010 года на ее борту произошел пожар, в результате которого один моряк погиб, а двое получили ожоги. Комиссия пришла к выводу, что причиной возгорания стала неисправность клапана одной из батарей, что привело к выбросу водорода. Такой выброс обычно происходит при зарядке аккумуляторных батарей. Каждые несколько месяцев их нужно перезаряжать, при этом на лодках проекта 877 ЭКМ это делается частично вручную.#{image=738376}

Как рассказывал позже один из членов экипажа, выделяемый аккумуляторами при зарядке водород откачивается при помощи насосов через гибкие воздуховоды, положение которых необходимо постоянно контролировать. Если за положением эти воздуховодов не проследить, то водород начинает смешиваться с воздухом и скапливаться в отсеках, где может воспламениться от любой искры.

«Подводные лодки класса Kilo не имеют автоматических систем мониторинга, и уровень заряда каждой батареи необходимо проверять вручную», – заявил один из индийских моряков, служивший на лодке. Он пояснил, что 500 батарей лодки необходимо заряжать несколько раз в год, именно большое количество ручных операций объясняет тот факт, что в отсеках лодки находилось много людей.

В августе прошлого года на «Синдуракшаке» произошло сразу несколько взрывов, после чего лодка загорелась и затонула на мелководье. Погибли все 18 находившихся на борту моряков. Это была крупнейшая трагедия для ВМС Индии почти за полвека.

Что касается инцидента с субмариной «Синдуратна», то ее экипаж проводил ходовые испытания после ремонта, на подлодке не было вооружения. В настоящее время лодка в сопровождении кораблей ВМС Индии возвращается к побережью страны.

Николай Жарков, директор завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, где строилась субмарина, заявил в среду, что подлодки проекта 877 абсолютно надежные, а причиной возгорания на «Синдуратне» мог стать «человеческий фактор». По его словам, завод «Красное Сормово» строил такие подлодки многие годы. «Мы строили их как для своего военно-морского флота, так и для других стран, в частности для Китая и Индии, – сказал он. – Претензий по качеству постройки к нам не было».

«Нет аварийности оправданной»

А председатель Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин рассказал газете ВЗГЛЯД, что пока о причинах ЧП говорить рано, нужно дождаться хотя бы официальных выводов местных властей. Но в целом он тоже не исключает «человеческого фактора».

«Мы строим хорошо, а большинство всех аварий – на 90% – происходят по вине личного состава. В свое время адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков говорил: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварийность и условия ее возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью». Когда-то эта цитата висела в каждом отсеке подводных лодок и на каждой палубе надводного корабля и служила напоминанием об этом», – отметил Курдин.

Он также рассказал, что лодки класса Kilo строятся уже много лет и хорошо зарекомендовали себя. «Лодка модернизированного проекта 636.6 «Краснодар» буквально на прошлой неделе была заложена на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге. И если мы их делаем до сих пор, причем и для себя тоже, то это говорит о многом. А экспортный вариант, может быть, собирается даже и более скрупулезно, потому что иначе будут имиджевые потери и т. д.» – добавил эксперт.

Наконец, Курдин отметил, что индийцы не являются разгильдяями, а «человеческий фактор» сказывается на аварийности в любой стране: «Индийцы – вполне аккуратные и скрупулезные», – резюмировал он.

Уже получала повреждения#{weapon}

На сайте российского проекта «Штурм глубины», посвященного подводному флоту, приводятся точные данные об этой субмарине.

Это подводная лодка Б803, S59 Sindhuratna проекта 877 «Палтус» (или Kilo), модернизированного его варианта – 877ЭКМ. ЭКМ расшифровывается как «экспортный капиталистический модернизированный» вариант. Она была заложена по заказу правительства Индии на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (тогда городе Горьком) 15 мая 1986 года.

15 апреля 1988 года спущена на воду. 14 августа 1988 года вступила в строй в составе ВМФ СССР. 22 декабря 1988 года передана ВМС Индии и переименована в S59 Sindhuratna. В 1989 году осуществила переход в Индию, стала базироваться в Мумбаи.

В 2001–2003 годах прошла средний ремонт и модернизацию на российском судостроительном заводе «Звездочка» в городе Северодвинске. В декабре 2010 года центр судоремонта «Звездочка» был назначен головным исполнителем по перевооружению этой лодки, равно как и ряда других советского и российского производства, находящихся в составе индийских ВМС (S57 Sindhuraj, S58 Sindhuvir, S65 Sindhushastra).

Эта модернизация должна проводиться на индийских верфях в течение пяти лет. Достоверно известно о том, что «Звездочка» уже начала модернизацию аналогичной подлодки S61 Sindhukirti на базе ВМС Индии Визакхапатнам.

В период с 1983-го по 2000 год в общей сложности было построено 18 подобных лодок. Одна из них была построена для ВМФ СССР и использовалась для подготовки экипажей, остальные ушли за рубеж. Они были приписаны к флотам Индии, Китая, Алжира и Ирана. Часть индийских субмарин проходили средний ремонт на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге, часть – на «Звездочке» в Северодвинске.

«Варшавянка» – так еще называют подлодки этой серии – является самой современной и малошумной дизельной подводной лодкой отечественного производства, за что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра». Надводное водоизмещение лодки – 2300 тонн, длина – 72,6 м, дальность подводного плавания – 6000 миль, скорость в подводном положении – 18 узлов.

По данным «Штурма глубины», в августе прошлого года при стоянке в Мумбаи «Синдуратна» получила незначительные повреждения (их характер не сообщается – прим. ВЗГЛЯД) при взрывах на «Синдуракшаке».

Добавим также, что сотрудничество России и Индии в военной сфере омрачалось проблемами с передачей ВМС Индии авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). В ноябре прошлого года он начал переход в Индию, а в январе нынешнего, наконец, прибыл на военно-морскую базу Карвар.

Крупнейший экспортный контракт в сфере военно-технического сотрудничества по продаже и модернизации «Адмирала Горшкова» был заключен с Индией еще в 2004 году. Российские власти должны были передать «Викрамадитью» в 2008 году. Однако ремонт и модернизация судна серьезно затянулись.

В конце 2012 года, за несколько месяцев до передачи корабля индийской стороне, во время ходовых испытаний в Баренцевом море на нем произошла авария – у авианосца вышли из строя котлы, которые обслуживают паровые турбины корабля.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Российские войска освободили Бердычи в ДНР

Российские военные взяли под контроль село Бердычи в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?