Белорусские таможенники возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. Об этом в понедельник сообщил представитель российской Федеральной таможенной службы (ФТС). По его словам, российские таможенники на границе с Белоруссией таможенный досмотр пока не возобновляли. «ФТС подтверждает, что белорусские таможенники возобновили свою работу на границе с Россией. С нашей стороны таможенный контроль не осуществляется», – сообщила представитель пресс-службы ФТС Елена Грач.
Политическая и идеологическая составляющая возьмут верх, и конфликт решится. Думаю, товары будут беспрепятственно пересекать границы
Ранее в отраслевых СМИ появились сообщения от участников рынка о том, что на выезде из России в Белоруссию появились пробки из грузовых автомобилей длиной от пяти до восьми километров.
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России – это форма торгово-экономической интеграции стран с отменой таможенных пошлин и транспортного контроля. В связи со вступлением в силу соглашений о создании этого союза в апреле 2011 года таможенный контроль транспортных средств на границе России и Белоруссии прекратился. С 1 января 2015 года на базе ТС должен быть создан Евразийский экономический союз, который предполагает еще больший уровень экономической интеграции на территории стран – участниц соглашения.
Напомним, в последнее время Россельхознадзор неоднократно выдвигал претензии к качеству белорусской сельхозпродукции, поставляемой в Россию, и начал последовательно ограничивать их импорт. В частности, претензии к качеству мясной продукции получили 20 белорусских комбинатов. Кроме того, с 30 ноября ведомство ограничило ввоз в Россию транзитных продуктов, следующих из Белоруссии в Казахстан через Россию, обязав их досматривать на предмет контрабанды на российских пунктах пропуска.
В ответ Минск увидел в этом требовании нарушение международных договоров. Президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Россию в нарушении норм Таможенного союза. «Россия повела себя неприлично, запретив многим предприятиям поставку продовольственных товаров на территорию РФ». По его словам, Россия пошла на нарушение всех «наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе».
Лукашенко заверял, что белорусские предприятия продолжат закупать в Европе продовольственные товары и сырье для потребления и переработки внутри страны, в том числе для экспорта готовой продукции в страны ТС. По его словам, Белоруссия не будет запрещать возможность транзита «санкционных» товаров в третьи страны, такие как Казахстан, Монголия или Китай, движение которых предполагается транзитом через территорию России.
В свою очередь министр юстиции Белоруссии Олег Слижевский счел запрет противоречием всем юридическим договоренностям. «Ситуация, которая развивается вокруг поставки продуктов в РФ, противоречит всем нашим юридическим договоренностям. Достаточно напомнить, что главная цель создания ЕАЭС – обеспечить на его территории свободный рынок товаров. В данной ситуации, когда ограничивается движение наших товаров в рамках союза, безусловно, можно сказать, что такая ситуация противоречит всем достигнутым договоренностям, поэтому вопрос лежит не в правовой сфере», – говорил Слижевский.
А белорусский премьер Михаил Мясникович заявил, что и в Белоруссию с территории России поступает продовольствие в нарушение законодательства – без необходимых сопроводительных документов.
А в это время другой рукой Белоруссия по сути мешает ограничительным мерам, которые Россия ввела против другой страны – Литвы. Руководитель ассоциации перевозчиков Литвы Linava Альгимантас Кондрусявичюс сообщил в понедельник, что литовские перевозчики из-за ужесточения проверок со стороны России теперь следуют не через Латвию, а через Белоруссию. «Ситуация не меняется, на латвийско-российской границе по-прежнему применяется полный контроль, но туда едет меньше литовских грузовиков... Мы едем через Белоруссию – белорусы не применяют к нам ужесточенные проверки, а на белорусско-российской границе, поскольку единый Таможенный союз, проверок нет», – сказал Кондрусявичюс.
По его словам, из-за этого выросли очереди на границе Литвы и Белоруссии – в понедельник здесь ожидала 461 фура: на пункте погранконтроля Лаворишкес – 200 фур, Мядининкай – 81, Шальчининкай – 80.
Пропуск в Россию литовского транспорта на контрольно-пропускных пунктах на границе Литвы с Калининградской областью замедлился в конце ноября. Местные аналитики связали ужесточение с прозвучавшими недружественными высказываниями в отношении России президента Литвы Дали Грибаускайте в контексте украинских событий.
Позже премьер республики Альгирдас Буткявичюс сообщил, что потери от мер, применяемых в отношении литовского транспорта российской таможней, могут составить до 4% валового внутреннего продукта (ВВП).
Руководитель белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что ситуация на российско-белорусской границе говорит о качестве созданного Евразийского экономического союза, той правовой базе, которая позволяет странам в одностороннем порядке вводить различные ограничения без согласования спорных вопросов.
«То, что сегодня происходит, – это ответ Белоруссии на решение России наложить запрет на ввоз мясных и молочных изделий, что, по расчетам Минска, может привести к убыткам под 150 млн долларов. Белоруссия решила показать России, что она что-то значит в союзнических отношениях. Нет полноценного единого экономического пространства, Таможенного союза, поскольку страны не имеют тех институтов, при помощи которых можно решать споры, конфликты и противоречия», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
Что касается возможного развития ситуации, то он уверен, что «она не такая безнадежная», и концу года противоречия могут быть сняты. «Политическая и идеологическая составляющая возьмут верх, и конфликт решится. Думаю, товары будут беспрепятственно пересекать границы», – прогнозирует политолог.