Более 50 российских туристов, застрявших на турецком курорте Анталья без обратных билетов, начали отправляться группами на родину. Об этом в среду сообщил РИА «Новости» советник генконсула России в Анталье Алексей Шиванов. Ранее днем стало известно, что 56 человек, прибывших на отдых в Турцию по линии российской компании PuzzleTour, вовремя не смогли вылететь домой из-за неоплаты обратных билетов турфирмой. По данным Федерального агентства по туризму, эта компания не является туроператором и не входит в единый федеральный реестр туроператоров.
Работа этой компании похожа на какую-то пирамиду, но пока трудно сказать, каким образом она получала выгоду
«В настоящее время из 56 человек в Турции остаются 20, из них только у шести пока нет билетов, у остальных билеты уже есть, они ждут вылета. Генконсульство следит за ситуацией и оказывает содействие в разрешении данного вопроса, – сказал Шиванов, пояснив, что из-за окончания сезона в последних чартерах сложно найти свободные места, поэтому туристы отправляются группами, по мере появления мест в самолетах. – Я только что вернулся из отеля, где меня заверили, что часть туристов улетает сегодня, еще одна часть – завтра».
К вечеру стало известно, что на курорте остаются шесть человек, и до конца недели они должны вернуться в Россию. В свою очередь руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова отметила, что PuzzleTour работала по так называемой системе купонов. «Мы пытаемся связаться с PuzzleTour, понять, что там происходит и почему возникли у туристов проблемы, почему их обратные билеты не оплачены», – сказала она.
По ее словам, купоны на отдых в Турции компания предлагала в салонах красоты, фитнес-клубах, ювелирных магазинах. «Туристам предлагалось оплатить только перелет. Проживание, питание и прочие услуги были бесплатными для путешественников», – пояснила она, добавив, что сейчас пока не очень ясно, как будут вывозиться застрявшие в Турции россияне – если PuzzleTour откажется оплачивать их обратные билеты, то путешественникам придется повторно покупать их.
Как рассказал «Интерфаксу-Туризм» клиент PuzzleTour Сергей, туристов, оплативших перелет в обе стороны, вынуждали доплатить еще по 150 долларов за возвращение на родину. Ваучер на отдых в Анталье клиенты турфирмы получали за посещение фитнес-центра. Клиенту предоставлялось лишь бесплатное проживание в гостинице. По его словам, туристы должны были вылететь 2 ноября рейсом «ЮТэйр» Анталья – Москва компании «Анекс Тур». При этом электронный билет они не получали – только договор на оказание туруслуг и квитанцию об оплате перелета.
«Билетов они никому не давали. Просто сказали, что у них будет информация о номере рейса, дате и времени вылета, обещали сообщить, – рассказал Сергей. – Тур заканчивался 2 ноября. 1 ноября гид сказал, что вылет не состоится. Мы сами стали звонить в PuzzleTour, где нам сообщили, что не успели перечислить деньги за перелет. А потом потребовали сдать еще по 150 долларов. В итоге мы сами купили обратные билеты без посредников, когда поняли, что дело безнадежное. Вылетаем сегодня через Стамбул».
Он отметил, что туристам пришлось самим оплачивать проживание в отеле со 2 ноября, и у части оставшихся туристов нет денег, чтобы заново оплатить перелет.
Так как PuzzleTour не входит в федеральный реестр туркомпаний, то «Турпомощь» не может помочь ее клиентам. «С этим предстоит разобраться правоохранительным органам, – сказал «Интерфаксу» заместитель руководителя ассоциации Александр Осауленко, – но по внешним признакам компания не имеет права реализовывать тот турпродукт, который предлагает людям».
Ростуризм направил обращения в МВД, Следственный комитет, Генпрокуратуру и Роспотребнадзор. В Ростуризме напомнили, что перед оплатой тура нужно внимательно читать договор об оказании туристических услуг, а также убедиться, что компания входит в единый федеральный реестр туроператоров. Только эти компании имеют финансовые гарантии и входят в объединение «Турпомощь», которое оказывает помощь в эвакуации российских туристов на родину в случае ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств.
В свою очередь пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила, что система работы PuzzleTour по купонам давно вызывала вопросы у представителей турбизнеса, но о конкретных проблемах у клиентов этой компании стало известно только сейчас. В разговоре с газетой ВЗГЛЯД она призналась, что ранее не сталкивалась со схемой, когда людям предлагают бесплатный отдых, если не считать таймшеров.
«Я не понимаю: это какой-то маркетинговый ход и есть ли там какая-то экономика? Много вопросов. Тем более эта фирма образовалась только в мае, а с июля в России начались банкротства турфирм. На одном из форумов люди обсуждали, что получили от этой фирмы сертификат на бесплатный отдых. Они сомневались, ехать или не ехать. Народ очень сильно напрягался», – отметила она.
По ее словам, купоны раздавались в элитных салонах красоты и фитнес-центрах под предлогом того, что соответствующие заведения таким образом поощряют своих клиентов. «Когда PuzzleTour проводили в Москве очень пафосную презентацию, они раздали эти купоны всем гостям, а не только элитным посетителям VIP-клубов, это минимум несколько сотен человек», – рассказала Тюрина, добавив, что «работа этой компании похожа на какую-то пирамиду, но пока трудно сказать, каким образом она получала выгоду и по какой конкретно схеме работала».
При этом она отметила, что в программу поездки были включены обязательные экскурсии типа «Кожаная фабрика», «Дегустация вин», «то есть предполагается, что люди будут чего-то покупать», и, «видимо, фирма имеет какую-то комиссию». «Вопросы возникли в связи с тем, что было много организационных накладок. Был случай, что кого-то не заселили в отель, кого-то продержали два часа в аэропорту, не подавали трансфер. То есть организация работы довольно слабая. Они фактически предлагают турпродукцию и должны быть внесены в единый федеральный реестр туроператоров, а они туда не внесены. Это тоже вызывало вопросы», – подчеркнула Тюрина.
Вечером в среду врио главы Ростуризма Олег Сафонов заявил, что ведомство будет «моментально реагировать» на появление на туристическом рынке компаний, работающих по сомнительным схемам.