Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
3 сентября 2014, 17:08 • Общество

«Просто должны быть закрыты»

Медведев решил наказать плохие турфирмы

«Просто должны быть закрыты»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал не допустить повторения ситуации с кризисом туристического рынка и наказать виновных. Он предложил установить постоянный контакт с основными игроками. А турфирмы, которые на него не пойдут, должны быть закрыты. В туриндустрии согласны, что проблемы возникли из-за «кривого взаимодействия страхового и операторского рынков».

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере выездного туризма. В июле–августе обанкротились несколько крупных турфирм: «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева», «Экспо-тур», «Нордик стар». В результате десятки тысяч туристов столкнулись с огромными проблемами за границей. Следственный комитет возбудил против компаний уголовные дела по признакам мошенничества и фактам незаконных финансовых операций.

Деятельность туроператоров сегодня не вполне прозрачна, нередко выездом за рубеж занимаются компании, у которых нет для этого достаточных финансовых ресурсов

Премьер потребовал от правительства принять срочные меры, чтобы не допустить повторения ситуации. «Виновные в том, что произошло, должны понести ответственность», – подчеркнул он, призвав внимательно проанализировать, какие требования на данный момент предъявляются тем, «кто входит на рынок туристических услуг – нужно понять, как лучше оформить этот выход».

Как передает ИТАР-ТАСС, Медведев предложил рассмотреть разные варианты – от обязательного характера реестра туроператоров до прямого лицензирования, от которого какое-то время назад отказывались. Это лицензирование существовало до 2007 года. Сейчас туроператор должен быть внесен в соответствующий реестр и иметь финансовое обеспечение.

Он считает, что турфирмы, с которыми Ростуризм или Минкультуры не установили контакт, должны быть закрыты. «Нужно установить постоянный контакт с основными игроками, совместно с ними решать возникающие проблемы. То есть, с кем нет контакта, должны быть закрыты. Просто должны быть закрыты. Если подобная структура выявляется, Ростуризм или Минкульт не знают, сразу в прокуратуру нужно обращаться. Это незаконная деятельность», – сказал Медведев.

Он подчеркнул, что ответственность участников туррынка должна быть усилена. «Деятельность туроператоров сегодня не вполне прозрачна, нередко выездом за рубеж занимаются компании, у которых нет для этого достаточных финансовых ресурсов. Вообще, когда начали эту сферу копать, то, конечно, вышли на очень тяжелые ощущения. Для этого, чтобы удержаться на плаву, компании не только занимаются недобросовестной конкуренцией, но, по сути, очень часто компании работали по принципу финансовой пирамиды. А это уже явное преступление», – подчеркнул Медведев.

Он напомнил, что за последние два месяца деятельность приостановили девять турфирм, и «информация о том, что что-то происходит, появляется каждый день, возникают те или иные сложности». «Отдых тысяч людей был испорчен. Многие туристы остались за границей с неоплаченными гостиницами и без обратных билетов», – сказал Медведев.

Он напомнил, что «пришлось оперативно возвращать домой около 23 тысяч туристов, не считая тех, кто вообще не стал обращаться за помощью и вернулся за свой счет». «В целом мы с ситуацией справились, но хотелось бы, чтобы она не повторялась», – подытожил он.

По информации пресс-службы правительства, за счет средств компенсационного фонда ассоциации «Турпомощь» из зарубежных стран были вывезены более 22 тысяч туристов и организовано 40 эвакуационных рейсов на общую сумму 218,2 млн рублей.

Говоря о вариантах решения проблем, премьер назвал необходимым совершенствовать механизм страхования туристов. «Очевидно, что страховой полис выезжающих за рубеж в том виде и в том объеме, в котором сегодня существует, не покрывает возникающие риски – это проблема и страхового рынка, и рынка туристических услуг, – отметил он. – Надо сложившийся порядок обсудить, пересмотреть с учетом международного опыта – это не самая простая задача, но вообще любой риск не только страхуется, но и перестраховывается, а то, что наши туроператоры вообще никаким перестрахованием не занимаются, это и привело к сложившейся ситуации».

Премьер подчеркнул, что объемы возмещения в этом случае могут быть большими, но «жизнь есть жизнь, и для этого как раз и существует договор перестрахования». «Просто хотелось бы понять, хоть один такой договор в сфере туризма существует?» – задался вопросом Медведев.

Председатель правительства привел статистику, что в российском реестре туроператоров зарегистрировано 4 тысячи 400 компаний, из них 1713 занимаются выездным туризмом, а количество турагентов ввиду отсутствия реестров по этим вопросам неизвестно, и, видимо, измеряется, может быть, десятками тысяч.

Представитель туристического бизнеса пояснил газете ВЗГЛЯД, что страхового полиса выезжающих за рубеж, о чем говорилось на совещании, «физически не существует». Поэтому покрытие возникающих рисков зависит от размера компании и суммы страхования. Например, «Неве» хватило бы 454 млн рублей, «если бы «Восхождение» не оказалось сомнительной страховой компанией». Что касается перестрахования рисков, то туристическая компания «физически не может этим заниматься, потому что это не ее вид деятельности, а страхового бизнеса».

Говоря о ситуации в целом, Медведев заявил, что турпоток из России в «старую Европу» сократился на 30% в связи с международной обстановкой. Однако он считает безосновательным говорить о кризисе туристического рынка. «Ситуация на рынке туристических услуг, которая сложилась в последнее время, – непростая, это абсолютно очевидно, но говорить о каком-то полномасштабном кризисе в этой сфере неправильно, несправедливо», – полагает Медведев.

По его словам, объем рынка выездного туризма составляет 40 миллионов человек в год, без учета тех российских туристов, которые организуют свой отдых самостоятельно без помощи туроператоров.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе отмечает, что инструмент страхования финансовой ответственности туроператоров оказался недостаточно эффективным из-за «кривого взаимодействия страхового и операторского рынков». «Туроператор не может проверить финансовое состояние страховой компании и не может оценить, переоценила ли страховая свои возможности, адекватно ли она оценивает страхуемые риски или нет», – сказала Ломидзе газете ВЗГЛЯД.

По ее словам, страховые компании страхуют не полный объем рисков, а только часть, и «поэтому оказывается, что страховки недостаточно, если речь идет о серьезном объеме, как в случае с «Лабиринтом». «Что можно сделать в этой ситуации? Страховые компании отнюдь не рвутся со следующего года заниматься этим видом страхования. Это реальность, хотя письменно этого никто не подтверждает из страховщиков и официальных заявлений на этот счет нет. Но практика показывает, что только одна из десяти страховых компаний может получить страховую гарантию. Соответственно, со следующего года такой вид защиты туристов может существовать при условии, что туроператор и страховая договариваются о покрытии реальных рисков. Это возможно прописать в законе», – полагает эксперт.

При этом она признает, что должны быть и запасные варианты, поскольку «99% туроператоров получают страховую гарантию, но никто не отменял банковской гарантии».

«Этот вариант тоже должен быть артикулирован в законе, потому что сейчас (в законе) очень общее понятие о финансовой гарантии без определения вида деятельности. Должен быть еще один резервный вариант. Например, фонд для выплаты компенсаций потребителям, которые не смогли воспользоваться своим туром. И ключевой вопрос – объем взносов в этот фонд. Есть мнение, что это должно быть по аналогии страхования каждого тура. Физически это невозможно. Ни наше законодательство, ни практика делового оборота не допускают такой вариант. Это патовая ситуация – страхование каждого тура. Соответственно, взносы в этот фонд должны быть в пределах какой-то части стоимости тура. Это вопрос отдельных консультаций. На совещании у премьера, насколько я знаю, прозвучала сумма сто рублей с человека. По предварительной оценке АТОР, этих денег может оказаться недостаточно при банкротстве крупного туроператора», – отметила Майя Ломидзе.

В итоге, уверена она, не может быть одного варианта защиты туристов. «Должны быть разные варианты. У туроператора должна быть возможность выбрать из этих вариантов, а у туриста в каждом из случаев должна быть гарантия того, что если что, он свои деньги получит», – подытожила эксперт.

..............