Отпустить и засудить
Задерживать автомобиль при живом водителе нельзя. Эвакуация осуществляется тогда, когда водитель не может устранить нарушение своими силами
Как заявляет автовладелец Константин Алтухов, днем 15 октября он на 10 минут припарковал свой автомобиль, а когда вернулся, то увидел, что его машина уже погружена на эвакуатор.
По версии Алтухова, которую передал газете ВЗГЛЯД президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, водитель, прежде чем залезть в свою машину, сначала попытался договориться об оплате штрафа на месте с водителем эвакуатора, но последний сказал, что решать эти вопросы не в его компетенции.
Мужчина уверяет, что он залез в свою машину, уже помещенную на платформу эвакуатора, когда эвакуатор еще не тронулся с места. Затем он стал подавать водителю эвакуатора световые и звуковые сигналы.
«Водитель метров через 70 меня увидел. Из-за того, что сзади была пробка, он остановился на пешеходном переходе. Дальше водитель вызвал наряд ДПС, который ничего решить не смог, потом приехал наряд ГИБДД, они тоже ничего решить не смогли и вызвали другой наряд ДПС. Не найдя компромисса, я стал прозванивать общественные организации», – рассказал Алтухов.
Чтобы доказать свою правоту, Алтухов был готов сидеть в машине еще как минимум два дня. «Я себя чувствую на миллион долларов... Топлива и еды хватит еще на два дня, – рассказывал Алтухов журналистам во время пребывания в машине. – Вообще я уже сыт по горло. Мир не без добрых людей – подходят бабушки, дедушки и простые жители Теплого Стана, в котором я родился и живу. Есть вареные яйца, два куска хлеба, вода». На вопрос журналистов, как он решает вопрос с естественными человеческими потребностями, Алтухов пошутил, что «открывает бачок на эвакуаторе и свою нужду справляет туда».
Алтухов также рассказал, что признает за собой нарушение правил парковки и готов был заплатить штраф. «Я обращался в вышестоящие организации московского паркинга. Но они не шли на мирное урегулирование этого конфликта. Они говорят, что я должен оплатить восемь тысяч и далее могу забрать свою машину с автостоянки», – отметил он.
Без компромиссов
У столичных властей другая версия инцидента. И, хотя автомобиль в итоге сняли с эвакуатора, на водителя теперь могут подать в суд.
«Принято решение снять автомобиль с эвакуатора, так как автомобилист, скорее всего, находится в неадекватном состоянии», – заявила РИА «Новости» представитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». По словам собеседницы агентства, «стоимость перемещения, штраф за нарушение правил парковки и ущерб работе службы эвакуации будут взысканы с нарушителя в судебном порядке».
Сотрудница пресс-службы напомнила, что согласно закону владелец может забрать автомобиль, получив постановление о штрафе за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства до момента начала движения эвакуатора.
Если эвакуатор начал движение (как, по ее словам, произошло в данном случае), то автовладелец обязан оплатить и услуги перемещения на спецстоянке.
Абсурдно и неправомерно
Одним из первых прибывших на помощь к водителю оказался президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
«В этой ситуации есть правовая коллизия. Совсем недавно вице-мэр Максим Ликсутов пояснил, что если машина находится на эвакуаторе, но эвакуатор еще не тронулся с места, то машину обязаны вернуть. Если же эвакуатор проехал какое-то расстояние, то машину возвращать не должны. Но поскольку это не какой-то законодательный акт, а всего лишь мнение Ликсутова, то и нашла коса на камень. К сожалению, Алтухов заявил, что машину не покинет, а водитель эвакуатора такую машину не имеет права увезти. Вот поэтому они более 20 часов и стояли на месте», – сказал газете ВЗГЛЯД Травин.
Он отметил, что в данном случае вопрос в законности и обоснованности. Большинство юристов склоняется к тому, что не имеет никакого значения, сколько метров проехала машина, просто надо компенсировать это расстояние, и все, а машину должны отдать.
«Надо руководствоваться здравым смыслом. Если машина отъехала на расстояние, когда машину еще не поздно забрать, то нет препятствий к тому, чтобы вернуть транспортное средство владельцу. Но служба эвакуации уперлась из-за того, что если сейчас создать прецедент, когда машины можно отдавать через сто, двести метров, то представляете, какое количество автовладельцев будет догонять свои машины. А также это значит, что служба эвакуации недополучит свои миллионы, которые она делает из воздуха», – пояснил юрист.
Действительно, прецедент уже создан, и казус Алтухова послужил примером по меньшей мере для еще одного автомобилиста: как сообщил радиостанции «Говорит Москва» водитель, представившийся Светозаром, он забрался в свою машину, когда ту поднял эвакуатор на пересечении Тверской и Васильевской улиц. «Моя машина стояла в зоне платной парковки, я ее оплатил, никакого запрещающего знака, что здесь стоять нельзя, нет. Когда ее начали забирать, я вспомнил утренний репортаж и последовал примеру другого водителя, забравшись в свой автомобиль», – рассказал мужчина. По его словам, водитель эвакуатора «хороший дядечка» и просто выполняет свою работу. «Сейчас будут кормить нас. Он в своей машине, а я на платформе», – добавил собеседник. Водитель эвакуатора, представившийся Юрием, заявил, что забирал машину на законных основаниях. «С пешеходного перехода машину забрали», – сказал он.
Виктор Травин сказал, что прибыл на место, где шел спор автовладельца с эвакуаторами, как раз рассчитывая создать прецедент. Он высказал благодарность Московской автодорожной инспекции. «Разбудить нашего спящего, ленивого, неповоротливого автовладельца и научить его защищать свои интересы не так-то просто», – сказал он.
Что касается угроз о подаче на Алтухова иска, то Травин отметил, что штраф водитель и так не отказывался платить, а насчет возмещения перемещения – «пусть подергаются, но ничего не получится».
В свою очередь председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал ситуацию абсолютно противоправной.
«Задерживать автомобиль при живом водителе нельзя. В законе прямо сказано, что эвакуация транспортных средств – это не мера наказания, а мера пресечения административного нарушения. И осуществляется она тогда, когда водитель не может устранить нарушение своими силами. Если же водитель на месте, то все должно закончиться составлением протокола или постановлением о наложении административного наказания. Кроме того, машину без ГИБДД вообще эвакуировать нельзя», – сказал газете ВЗГЛЯД Похмелкин.
Между тем председатель комиссии Общественной палаты России Антон Цветков обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой проверить подразделения правительства Москвы, в чью компетенцию входит организация эвакуации автомобилей. Также Цветков просит «рассмотреть возможность расторжения договора» с фирмами-эвакуаторами, чьи сотрудники систематически нарушают ПДД.