Депутаты Мосгордумы предложили ужесточить регулируемое федеральным законом наказание за управление транспортным средством на коммерческой основе с иностранными удостоверениями.
Российские правила не отличаются существенно от казахских, таджикских, узбекских или украинских правил. ПДД просто не соблюдаются
Представляя законопроект, и. о. руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов отметил, что разработка документа стала необходима из-за участившихся в Москве случаев дорожно-транспортных происшествий по вине коммерческих перевозчиков, активно использующих труд мигрантов.
«Нередко грубые и систематические нарушения ими правил дорожного движения приводят к тяжелым, трагическим последствиям», – подчеркнул он, передает ИТАР-ТАСС.
Ликсутов предложил ввести несколько новых норм, в частности, совершение иностранным гражданином двух и более нарушений станет основанием для принятия решения о нежелательности его пребывания на территории России с последующей депортацией.
Кроме этого, законопроект устанавливает административную ответственность за управление транспортным средством без водительского удостоверения, выданного в России. Как пояснил Ликсутов, «эта норма не затронет транзитников, осуществляющих международные перевозки по территории России».
Он также напомнил, что в ГУП «Мосгортранс» сегодня работают 3306 водителей-иностранцев, и еще около четырех тысяч – в коммерческих структурах. По словам Ликсутова, после вступления в силу законопроекта все они должны будут пройти обучение и получить российские права.
Подобные ограничения для водителей-иностранцев заработают по всей России в ноябре 2013 года: в силу вступит федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)».
По словам Максима Ликсутова, сейчас формируются списки нарушителей по стране, а затем их передают в МИД страны, в которой зарегистрирован автомобиль. Он отметил, что вопрос об объединении баз данных прорабатывается совместно с ГИБДД, передает «Интерфакс».
Как сообщил Максим Ликсутов, иностранные граждане часто получают права не с первого раза, так как они не знают российские знаки и ПДД. Он отметил, что в прошлом году ГИБДД изъяли 15 тыс. иностранных прав за различные правонарушения. В столице 2,8 млн автомобилей, из них 50 тыс. с иностранными номерами, сообщает M24.ru.
«Такой закон уже есть. Мосгордуме нет надобности вносить такие предложения. Уже с ноября иностранцам нельзя будет ездить без российских водительских удостоверений, а с мая 2014 года – нельзя будет нанимать профессиональных водителей с иностранными удостоверениями», – сказал газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
По его словам, замену водительских прав должны произвести все иностранцы, управляющие транспортом и находящиеся в России продолжительное время. «Таким образом мы можем обезопасить дорожное движение. Ведь мы не знаем, где этот иностранец получил права. Многие граждане из соседних республик, приезжающие к нам на заработки, не знают наших правил. Поэтому они должны отучиться и получить теоретические знания», – отметил Лысаков.
Парламентарий отметил, что вводить подобные ограничения – мировая практика, которая действует во многих странах.
Между тем председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников пояснил, что речь идет не о каком-то новом законопроекте для водителей-иностранцев, а лишь об отдельных поправках, которые не были учтены при принятии закона.
«Дело в том, что в этом законе не предусмотрено ужесточение наказания за выявленное управление транспортом по иностранному водительскому удостоверению. Соответствующие поправки мы и хотим внести. Законопроект будет направлен на обсуждение в Госдуму», – сказал газете ВЗГЛЯД Семенников.
По словам парламентария, поправки предусматривают наказание для водителя в виде лишения прав, должностному лицу, выпустившему на линию такого водителя, – штраф в размере 50 тыс. рублей, и для предприятия – штраф 100 тыс. рублей.
«Закон, который вступит в силу, касается только тех иностранных граждан, которые планируют работать водителями. Остальные имеют полное право пользоваться своими национальными водительскими удостоверениями», – сказал газете ВЗГЛЯД президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
При этом правозащитник считает, что замена удостоверений никакого существенного эффекта на дорожную безопасность не произведет.
«Правила нарушаются не потому, что у них другие водительские удостоверения, и не потому, что не знают ПДД. Если им дали права, значит, их знания проверяли. А правила во всех странах одинаковые, они основаны на Венской конвенции. Российские правила не отличаются существенно от казахских, таджикских, узбекских или украинских. Вся проблема в том, что ПДД просто не соблюдаются», – сказал Травин.
По его мнению, Россия – единственная страна, которая ввела подобный запрет для водителей-иностранцев. «Россия, пожалуй, единственная страна, в которой придумано что-то невразумительное. Это формальный подход к делу. Законодатель понял, что в сложившейся ситуации, когда иностранцы гробят пассажиров, нужно что-то делать, а что именно, не понял. Поэтому решили выдать им наши, российские права. Ну, будут теперь гробить с ними», – заявил представитель автовладельцев.
Отметим, что принятие закона о замене национальных прав на российские для иностранцев, работающих на территории России на постоянной основе, было ускорено после ДТП, произошедшего в Новой Москве. 13 июля в рейсовый автобус, который следовал из Подольска в Курилово, на автодороге «Подольск – А101» врезался КамАЗ, перевозивший щебень.
После столкновения автобус развалился на две части. В момент аварии в автобусе находились около 60 пассажиров, 18 из них погибли.
В полиции считают, что виновником автокатастрофы, предположительно, стал водитель грузовика, гражданин Армении Грачья Арутюнян. Он не пропустил автобус и врезался ему в бок. Также стало известно, что водитель КамАЗа в течение года шесть раз привлекался к ответственности за нарушение правил дорожного движения.