Прогнозы о тысячах обращений не сбылись
Депутаты Госдумы планируют расширить сферу действия «антипиратского» закона также и на литературные и музыкальные произведения. Это подтвердил в понедельник на пресс-конференции председатель комитета нижней палаты парламента по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, передает ИТАР-ТАСС.
Закон доказал, что он работает, не случилось ничего страшного, что предсказывали собиратели подписей
Соответствующие поправки в четвертую часть Гражданского кодекса (ГК) РФ, по его словам, будут внесены в Госдуму уже в осеннюю сессию.
При этом он уточнил, что методы, которые сейчас предусмотрены для защиты видеоконтента в Сети, не будут применяться в полной мере для литературных и музыкальных произведений. В частности, не будут предусмотрены обеспечительные меры по заявлению правообладателя, как это сейчас предусмотрено для видео в Сети, уточнил Крашенинников.
Также депутат рассказал, что после принятия в России «антипиратского» закона в Мосгорсуд поступило 19 жалоб в рамках новой правовой процедуры.
«Я связался с Ольгой Егоровой (председатель Мосгорсуда), и сегодня было подано всего 19 заявлений с жалобами – 11 удовлетворены, восемь отклонены», – приводит слова Крашенинникова РИА «Новости».
То есть прогнозы о тысячах обращений о защите авторских прав в суды не сбылись, отметил глава комитета. Он добавил также, что неизвестные пытались «обрушить» сайт Мосгорсуда, но им не удалось этого сделать.
А отвечая на вопрос, будут ли депутаты рассматривать петицию против «антипиратского» закона, которая собрала 100 тыс. подписей, Крашенинников ответил, что этот документ может быть рассмотрен.
Между тем в понедельник спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что принимаемые в России «антипиратские» меры не должны сдерживать развитие интернета. «Не надо забывать о том, что интернет был и останется свободным пространством, поэтому меры по недопущению распространения нелегального контента не должны сдерживать развитие Мировой сети», – говорил он.
Подводный камень только один
Как рассказал газете ВЗГЛЯД глава рабочей группы по защите персональных данных Совфеда, сенатор Руслан Гаттаров, прежде чем начать обсуждать этот проект, Госдума и Совет Федерации сначала специально проследили, как работает «антипиратский» закон.
Прошло уже почти три недели с момента начала действия закона (1 августа), и теперь, по словам сенатора, все видят, что он «работает эффективно и адекватно».
«Случайно никого еще не заблокировали. Правообладатель доказывает, что он правообладатель, в Мосгорсуде, и Мосгорсуд выносит заключение об обеспечении конкретных мер. В итоге правонарушающий сайт убирает контент, которым не имеет права пользоваться. Закон доказал, что он работает, не случилось ничего страшного, что предсказывали собиратели подписей, что интернет развалится на винтики и ничего работать не будет. Все работает: и «Яндекс», и «Гугл», – отметил он.
По словам Гаттарова, поначалу парламентарии прописали в законе лишь отношения с правообладателями кинопродукции, сделав своего рода пилотный проект.
«Но через разработку законопроектов мы можем расширять этот контект», – отметил он.
А «подводный камень» в новых поправках, по словам Гаттарова, только один: идет блокировка нарушителей по IP-адресам, а там может находиться не только ресурс, который нарушил чьи-то права, но и «добропорядочные» сайты.
Однако сенатор надеется, что Роскомнадзор справится со своей задачей и не допустит нарушений.
«Кроме того, мы рассматриваем проект с механизмом досудебного разбирательства, когда правообладатель, если не хочет быть втянут в судебные тяжбы, может обратиться, например, в РАЭК и, если это не подействует, идти в Мосгорсуд, – добавил Гаттаров. – Но я считаю, что этот экспертный совет не должен обладать возможностью налагать какие-то санкции, их нужно оставить за судом. РАЭК должен быть рядом как средство саморегулирования (СРО). А если его воздействие на нарушителя не подействует, тогда должен подключаться суд», – резюмировал он.
В свою очередь, как рассказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы, единоросс Роберт Шлегель, «очевидно, что, если закон действует сейчас в области только одного контента, в частности кино, он должен распространиться и на другие».
«Но есть два момента: какова будет правоприменительная практика действующего закона и какие изменения нужно внести по результатам правоприменения, чтобы закон работал хорошо и не наносил вреда ни пользователям, ни интернет-компаниям, ни правообладателям», – сообщил депутат.
По его словам, споры вызывают, например, механизмы блокировки.
«Она должна проводиться точечно, именно по тому адресу, чтобы от этого не страдали другие ресурсы. Однако не у всех есть возможность ограничить доступ к конкретной ссылке URL. Дело в том, что если интернет-страница или хостинг находятся за рубежом, меры должен предпринимать оператор связи, он должен блокировать по ссылке, а не IP, но такая техническая возможность есть не у всех операторов связи. Кто-то может действовать по ошибке. Механизм блокировки должен быть четко прописан», – отметил он.
Шлегель добавил, что над этим работает Роскомнадзор, у которого есть список конкретных рекомендаций, как блокировать сайты.
«Также пока не все правообладатели грамотно подают документы, суды их не рассматривают, они переподают их снова. Также я считаю, что должны существовать подведомственные суды, например суд по интеллектуальным правам, не Мосгорсуд должен эти дела рассматривать», – подчеркнул Шлегель.
То есть у них будет больше способов что-то перекрыть, прижать кого-то, кто распространяет так называемый контрафактный контент
Кроме того, по его словам, вместо конкретных нарушителей иски могут быть предъявлены операторам связи и поисковым сервисам, которые не могут контролировать весь трафик.
«Сейчас фактически интернет-индустрия оказалась в заложниках между двумя торрент-трекерами и одной большой соцсетью, в то время как чаще всего страдают операторы связи, которые обычно законопослушны», – добавил он.
А по мнению музыкального критика Артема Рондарева, новый закон, прописывающий действия с музыкой и текстами в Сети, будет работать, если говорить о тех, кто «хочет получать за копирайт деньги».
«То есть у них будет больше способов что-то перекрыть, прижать кого-то, кто распространяет так называемый контрафактный контент», – отметил он.
Однако для конечных пользователей, по его словам, такая ситуация ничего хорошего не сулит.
«Подобные законы вообще никогда не делаются в интересах конечного пользователя. И в этом смысле законодатели России ничем не отличаются, например, от американских», – сказал эксперт.
Рондарев отметил, что у него в этом плане достаточно радикальная позиция.
«Я считаю, что вся существующая система копирайта достаточно порочна», – сказал он.
А что касается сбора 100 тыс. подписей против закона, Рондарев похвалил инициаторов этой кампании, однако высказал мнение, что никто к ним не прислушается, поскольку «эти законы лоббируют так хорошо, в этом крутится столько денег, что слушать каких-то пользователей вряд ли кто-то станет».
А директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко по итогам заседания рабочей группы по авторскому праву Совета по культуре при председателе Госдумы отметил, что пока еще рано говорить даже о предварительных итогах реализации ФЗ-187 («антипиратского» закона).
На сайте РАЭК приводятся его слова: «Хотя уже можно оценить положительно деятельность по мониторингу правоприменения и очевидное желание сотрудничать и договариваться о внесении изменений в закон – как со стороны государства, так и со стороны интернет-отрасли и правообладателей».
Также Плуготаренко отметил, что «первая половина сентября – самая горячая пора и проверка на прочность нового закона, так как на это время запланировано много громких кино- и телепремьер».
В РАЭК рассчитывают, что первые результаты работы закона и предложения по его модификации можно будет обсудить уже в середине сентября в рамках специально организуемой для этой задачи конференции «Право на Download 2013».
Кроме того, осенью РАЭК планирует завершить работу над текстом соглашения, в котором будут прописаны правила взаимодействия между правообладателями и интернет-компаниями в рамках доработанного «антипиратского» закона, а также и с учетом первых итогов его правоприменения.
Первый урожай
Напомним, «антипиратский» закон, направленный на защиту авторских прав в сфере кино-, теле- и видеопродукции, был подписан президентом в начале июля и вступил в силу 1 августа этого года.
Он предусматривает процедуру досудебной блокировки сайтов, отказавшихся удалять пиратские фильмы по требованию правообладателя. Закон также устанавливает исключительную компетенцию Мосгорсуда по рассмотрению гражданских дел, связанных с защитой исключительных прав на фильмы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи 1 августа открыла интернет-сервис для получения от правообладателей сведений о судебных решениях, ограничивающих доступ к ресурсам с пиратскими фильмами.
Суд уже ограничил доступ к фильмам «День рождения Буржуя», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмирал», «Каникулы строгого режима», сериалам «Диверсант. Конец войны», «Интерны», «Саша, Таня», «Универ. Новая общага» на торрент-трекере rutor.org и сериалам «Компьютерщики», «Две судьбы. Новая жизнь», «Десантура. Никто, кроме нас», «Исчезнувшие», «Лето волков», «Любовь под прикрытием», «Подсадной», «Александровский сад», «Жуков», «Институт благородных девиц».