Счетная палата обратила внимание, что многим родителям школьников приходится покупать учебники на собственные деньги.
Содержание учебников экспертизу не проходит
«Большое количество школ не обеспечены учебными пособиями за счет федерального бюджета, их приобретали на средства родителей учеников», – заявили в ведомстве, напомнив, что закон «Об образовании» запрещает брать деньги с родителей на покупку учебников.
Кроме того, в СП считают недостаточно эффективным контроль со стороны Минобрнауки за качеством школьных учебников. «Контроль Министерством образования в этой части осуществляется очень и очень неэффективно, и вопрос о содержании школьных учебников, о наполнении этими учебниками школьных библиотек на сегодня актуален», – заявил аудитор Счетной палаты (СП) Сергей Агапцов, слова которого приводит РИА «Новости».
По его словам, Минобрнауки включило в федеральный перечень на 2013–2014 годы ряд изданий, не соответствующих требованиям федерального стандарта. В результате чего в 2013 году эти учебники будут закуплены и будут использоваться в образовательном процессе.
«Наряду с организациями, которые ежегодно издают сотни и тысячи учебных пособий, в перечень включены такие, которые не издавали за 2010–2012 год ни одного пособия для школ. При этом содержание учебников экспертизу не проходит», – сказал Агапцов.
В пример он привел содержание учебника «Литературное чтение» под редакцией Кац для 1-го класса за 2011 год. Там есть считалки, песенки, загадки – при этом отсутствуют стихотворения классиков русской литературы, а задания к текстам данного учебника крайне своеобразные, информировал Агапцов.
«На странице 43 появляется крайне необычная вещь – чайник на колесиках... Надо описать, какое у него настроение. А на странице 46 задание сформулировано следующим образом: почему юле кажется, что она сошла с ума? Сравните чувства юлы и телефона», – привел пример аудитор.
Кроме того, есть такие понятия, как «карачун» (внезапная смерть) и «окочуриться» (просто умереть).
«В учебнике биологии Дрогомилова для 8-го класса за 2008 год говорится, что первая помощь при термических ожогах – промыть холодной водой, протереть спиртом, одеколоном или марганцовкой, то есть дожечь то, что не дожгли», – резюмировал Агапцов.
Он добавил, что Счетная палата по поводу качества учебников направит представление в Минобрнауки и информационное письмо в правительство, передает ИТАР-ТАСС.
Директор столичного Центра образования № 548 «Царицыно», член комиссии Общественной палаты по развитию образования Ефим Рачевский отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что ситуация с учебниками различается от региона к региону.
«В Москве, к примеру, каждая школа получает, обычно осенью, бланк заказов, в котором находятся все учебники по всем предметам с 1-го по 11-й класс, имеющие гриф Министерства образования о том, что они допущены или рекомендованы.
На протяжении полутора–двух месяцев все учителя школы изучают этот бланк, смотрят, что есть новенького, и потом заказывают учебники. Библиотекарь смотрит, есть ли на школьном складе то, что выбрали. Если нет, заказывают. Городской бюджет это оплачивает, и в течение июня–июля учебники завозятся в школу, классные руководители их раздают детям, за детьми эти учебники закрепляются. Учебный год заканчивается, учебники сдаются в библиотеку. В следующем учебном году эти учебники выдаются другим детям. Что родители обязаны покупать? Все то, на чем можно писать или рисовать: контурные карты, атласы, рабочие тетради. Это является их собственностью», – сказал он.
«Некоторые родители принимают правильное решение: чтобы ребенок не таскал учебники, и его ранец не был тяжелым, ему покупают комплект учебников, которые есть в свободной продаже. Тогда в школе на его столе – это в начальной школе обычно делается – лежит его комплект, а дома у него другой комплект. Так делается в Москве, и во многих других регионах делается точно так же. Тут все зависит от того, как в регионе проводится образовательная политика, и от того, богатый он или бедный», – продолжил Рачевский.
«Случается, что учебников не хватает, но, как правило, не из-за финансирования, а из-за нерасторопности того или иного издательства. Бывают случаи, когда какие-нибудь новые учебники пришли не в августе, а в первой декаде сентября. Или, допустим, нерадивый библиотекарь вовремя не успел сдать бланк заказов», – отметил директор.
Впрочем, он сказал, что учебники, которые получают гриф министерства и поэтому могут быть бесплатными, не всегда удовлетворяют потребностям родителей и учеников. «Такое вполне возможно, тогда, если родитель хочет, чтобы его ребенок во что-нибудь углубился, он имеет полное право пойти в книжный магазин и купить себе какое-нибудь пособие».
Что касается странностей и неверной информации в учебниках, о которых упоминали в Счетной палате, Рачевский заметил, что этого действительно хватает, несмотря на то, что министерство организовало достаточно сложные и труднопроходимые экспертные барьеры. «Сейчас есть экспертный комитет, куда входят представители Академии наук. Значит, кто-то где-то недоглядел», – сказал он.
«Учебник может быть неплохим. Но в этом неплохом учебнике могут быть ляпы. Это еще не повод, чтобы покупать другие за свои деньги», – оговорился директор.
Координатор движения «Московские родители» Галина Шнейдер, впрочем, заявляет, что даже в Москве родители вынуждены покупать некоторые материалы на свои деньги. «По моему опыту, это серьезная проблема, – сказала она газете ВЗГЛЯД. – Я вожу сына в пятый класс. На некоторые предметы нам тоже требуется самим покупать какие-то материалы для обучения. И учебники родителей просят покупать. Если в Москве это еще нормально, то, например, в сельской местности родителям это осилить очень сложно. Единой системы образования нет, у нас очень много учебников, в этом заинтересованы издательства».
«Один учитель учит детей по одному учебнику, другой – по другому. Если ребенок переходит из одной школы в другую, он должен адаптироваться к другим учебникам, по которым учитель ведет этот предмет. Мне кажется, что это безобразие, и так не должно быть», – отметила она.
«Учителя говорят, а родители не возмущаются и покупают то, что просят. Как я, например: если у нас 25 в классе. Учитель сказал купить по такому-то предмету такой-то учебник. Ну что, я одна буду высказываться, что не буду покупать этот учебник? Во-первых, я не специалист, я не знаю, какой учебник лучше для обучения ребенка. Родители оказываются в такой ситуации, когда должны идти и покупать. А заводить какой-то скандал по этому поводу смысла нет: как учитель говорит, так родители и делают. Иначе, если пойдешь на конфликт с учителем, потом соответствующие оценки будет получать ребенок, или будет как-то обделен вниманием. Наших детей же учат не компьютеры, а люди, и отношения родителей и учителей тоже играют свою роль. Я считаю, что у нас должна быть единая система образования, по одним учебникам, по одним материалам», – говорит Галина Шнейдер.