В преддверии 230-летия создания Российского флота, которое будет отмечаться 13 мая, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Федотенков рассказал о масштабном перевооружении ЧФ и направлениях его развития.
Черноморский флот практически восстановил свое постоянное присутствие в Средиземном море
Командующий отметил, что флот уже почти восстановил постоянное присутствие в Средиземном море, о необходимости которого заявляло недавно руководство Минобороны.
«Черноморский флот практически восстановил свое постоянное присутствие в Средиземном море. Корабли ЧФ в 2012–13 годах выполнили 17 походов на боевую службу, в ходе которых осуществили 39 визитов и деловых заходов в порты иностранных государств. За 12 месяцев они суммарно прошли 52,5 тысячи морских миль, а продолжительность действий сил в море превысила 650 суток», – цитирует Федотенкова РИА «Новости».
Корабли и береговые войска в течение прошлого года выполнили более 300 боевых упражнений, провели две стрельбы крылатыми и более 30 стрельб зенитными ракетами, а также 170 артиллерийских стрельб, отметил командующий флотом.
Напомним, в январе завершились крупнейшие за последнее десятилетие учения межфлотской группировки ВМФ России в Средиземном море с участием кораблей Балтийского, Северного и Черноморского флотов. В Минобороны сообщили, что по итогам маневров принято решение о том, что российские военные корабли должны продолжить нести боевую службу в Средиземном море, и направили туда большие десантные корабли «Калининград», «Шабалин», «Саратов» и «Азов».
Позднее глава Минобороны Сергей Шойгу заявил о принятом решении о создании управления оперативного соединения ВМФ в Средиземноморской зоне, где силы флота будут находиться на постоянной основе. По его словам, Россия располагает всем необходимым для создания и обеспечения функционирования этого соединения.
Главком ВМФ Виктор Чирков уточнял, что на постоянной основе в Средиземном море должны находиться до пяти–шести кораблей, основу группировки должны составить корабли первого ранга, то есть фрегаты и крейсеры.
В понедельник же вице-адмирал Федотенков заявил, что в следующем году Черноморский флот примет в боевой состав первый из шести сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 11356 «Адмирал Григорович». «Уже в 2013 году должен быть спущен на воду, а в 2014 году – принят в боевой состав Черноморского флота новейший сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович». Корабль станет первым в серии из шести сторожевых кораблей данного проекта, оснащенных корабельным комплексом большой дальности «Калибр» с высокоточной крылатой ракетой», – сказал он.
Федотенков напомнил, что остальные пять сторожевиков получили имена «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».
«Флот также рассчитывает получить шесть подводных лодок проекта 636. Первые три из них будут носить названия «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол». В состав Черноморского флота запланировано поступление еще семи боевых катеров различного предназначения и иных кораблей», – добавил командующий.
Фрегаты проекта 11356 спроектированы в ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро». Головной корабль этой серии, фрегат «Адмирал Григорович», был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) «Янтарь» 18 декабря 2010 года, второй корабль – «Адмирал Эссен» – 8 июля 2011 года, третий – «Адмирал Макаров» – 29 февраля 2012 года. Сейчас идет формирование их корпусов.
Вице-адмирал Федотенков заявил в понедельник, что командование ЧФ присмотрелось к малым артиллерийским кораблям (МАК) проекта 21630 «Буян», строящимся для Каспийской флотилии, и пришло к выводу, что иметь такие корабли на Черном море было бы целесообразно. «Командование Черноморского флота выступило с предложением к главкомату ВМФ – при распределении сил и средств рассмотреть вопрос о включении в боевой состав флота новейших малых артиллерийских кораблей проекта 21630, что позволит повысить эффективность решения задач по поддержанию оперативного режима в зоне ответственности», – сообщил Федотенков.
В настоящее время построено три корабля проекта 21630: «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала». Ведется строительство других кораблей этого типа. МАК проекта «Буян» разработаны Зеленодольским ПКБ для Каспийской флотилии и построены в Петербурге на судоверфи «Алмаз». Для снижения радиолокационной заметности при их создании применены «стелс-технологии»: наклонные плоские поверхности надстройки, наличие фальшбортов, скрытые в плоскостях надстройки и палубы, двери и люки, отсутствие иллюминаторов.
Командующий отметил, что ЧФ также нуждается в новых морских и рейдовых тральщиках для противоминного обеспечения пунктов базирования. «Сбалансированный, выверенный состав позволит нам формировать универсальные межвидовые группировки сил для комплексного решения задач», – подчеркнул он.
Командующий сообщил также, что в ближайшие годы боевые возможности авиации Черноморского флота вырастут в 2,5–3 раза. «Существенно планируется обновить авиационную составляющую Черноморского флота. К 2020 году возможности авиации флота увеличатся по сравнению с 2012 годом примерно в 2,5–3 раза. Будет развиваться противолодочная, поисково-спасательная и военно-транспортная авиация», – сказал Федотенков.
Сейчас на вооружении Черноморского флота состоят бомбардировщики Су-24, запланировано поступление Су-24М, добавил вице-адмирал.
«С поступлением в авиацию флота самолетов Су-24М увеличится диапазон и дальность применяемых средств поражения штурмовой авиации», – отметил он.
В целом, сообщил командующий, ЧФ будет обновляться и совершенствоваться для обеспечения национальной безопасности страны и в ближайшей перспективе получит до 20 новых надводных кораблей, подводных лодок и боевых катеров. «Это объективный и крайне важный процесс, если учитывать, что общее состояние военно-морских сил причерноморских государств и государств Средиземноморья характеризуется постоянным наращиванием боевого потенциала за счет качественного совершенствования средств вооруженной борьбы без существенного снижения их количества. В ближайшее десятилетие страны Черноморской зоны планируют построить для национальных ВМС значительное количество боевых кораблей и вспомогательных судов. Мы для надежного обеспечения национальной безопасности не имеем права оставаться среди отстающих», – сказал командующий, передает ИТАР-ТАСС.
«Эти направления развития флота уже реализуются, – рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. – В частности, осуществляется строительство новых подводных лодок и надводных кораблей и другие программы. Как это часто бывает, те или иные элементы этой программы перевооружения могут съехать во времени, задержаться на год–два и сопровождаться какими-то трудностями. В целом в том, что промышленность может выполнить эту задачу, больших сомнений нет. Главный риск заключается в том, что у нас сейчас наблюдается неопределенность с общим состоянием экономики и бюджета, и если, как некоторые опасаются, к концу года произойдет резкое замедление экономического роста, обострятся проблемы с бюджетом, и правительство начнет искать источники экономии, то флот, особенно надводный флот, – это традиционное направление, которое можно «порезать», или если не «порезать», то перенести какие-то элементы программы перевооружения на более поздний срок.
Если ситуация в российской экономике будет более или менее стабильной и предсказуемой, то я бы предположил, что основные пункты этой программы перевооружения будут выполнены. Может быть, какие-то из них – с запозданием на год, два, три, но в общих чертах все будет претворено в жизнь».
«Это давно обсуждавшиеся, важные аспекты развития флота, – отметил он. – В частности, больным вопросом давно уже было восстановление подводных сил на Черном море. Это необходимый элемент нашей обороны, поскольку теоретически для нас могут представлять большую угрозу крупные надводные корабли НАТО, оснащенные крылатыми ракетами и действующие в Черном море. Они легко могут добивать до каких-то населенных пунктов в Центральной России. Когда в разгар войны с Грузией направили эсминец в Черное море, это было довольно нервно воспринято в России. Хотя было ясно, что речь о каком-то вмешательстве США не идет, но все равно, сам факт того, что в Черном море болтается эсминец, который своими крылатыми ракетами добивает до Центрально промышленного района, а сделать с ним мало что можно, был неприятен.
Для России для обеспечения своих флангов восстановление Черноморского и Балтийского флотов довольно важно».
«Задача восстановления присутствия в Средиземном море – не военная, а политическая. Если политическое руководство России ее поставило, она будет реализовываться», – добавил эксперт.
17 апреля Александр Федотенков был назначен заместителем главнокомандующего Военно‑морским флотом. Он продолжает исполнять обязанности командующего ЧФ до середины мая, под его руководством пройдут мероприятия по случаю Дня Победы и 230-й годовщины создания флота, а до конца месяца он передаст дела своему преемнику. На посту командующего Федотенкова сменит вице-адмирал Александр Витко, до этого занимавший должность заместителя командующего Северным флотом.