Общество

Михаил Блинкин
научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

«Плевать, пьяный или трезвый»

26 апреля 2013, 20:11

Фото: vesti.ru

В пятницу в Москве на Курганской улице произошла трагедия: автомобиль вылетел на остановку и сбил двух женщин. «26 апреля примерно в 12.05 возле дома № 2 на Курганской улице у автомобиля Honda внезапно лопнуло заднее колесо, в результате чего водитель не справился с управлением. Машину выбросило на остановку общественного транспорта, и две женщины попали под нее. Одна погибла на месте, вторая госпитализирована», – сказал газете ВЗГЛЯД представитель столичного главка. По предварительным данным, водитель не был пьян.

Весь просвещенный мир еще в середине XX века провел разделение: улица – не дорога, дорога – не улица

Ранее после серии подобных инцидентов было высказано много инициатив, начиная от ужесточения ответственности для водителей и заканчивая установкой защитных конструкций на остановках, однако пешеходы продолжают гибнуть, находясь даже не на проезжей части. О том, как с этим борются во всем мире, газете ВЗГЛЯД рассказал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

ВЗГЛЯД: Михаил Яковлевич, насколько опасно быть пешеходом в России по сравнению с другими странами?

Михаил Блинкин: По количеству трупов в расчете на 10 тыс. автомобилей в странах с приличным уровнем безопасности этот показатель меньше единицы. Скажем, в Великобритании – 0,5. А в России – 6,5. США среди развитых стран считаются опасной страной, у них аварийность достаточно высокая. А у них этот показатель 1,1. По сравнению с Великобританией мы здесь хуже в 14 раз.

По словам Блинкина, пешеходы гибнут из-за опасного вождения и из-за нерационально организованной дорожной сети (фото: РИА "Новости")

Я уже не говорю о том, что в мировой практике среди всех погибших на дорогах пешеходов – 15–20%. А в России в разных городах это доходит до 40–50%.

ВЗГЛЯД: Водитель, сбивший в пятницу в Москве двух женщин на остановке, был трезв, в качестве причины называют лопнувшее колесо. Можно ли предотвратить подобное трагическое развитие событий?

М. Б.: Наше традиционное положение советской Госавтоинспекции 1936 года, все эти реминисценции «пьяный водитель», «трезвый водитель» – все это от лукавого. Да плевать мне, пьяный или трезвый. Меня интересует один-единственный вопрос: его поведение на дороге было опасным? Вот когда у него опасное поведение – он уже преступник. Если он к тому же пьяный, мы ему добавим по полной программе, пьяных водителей не щадят нигде в мире. Но первичный признак – не пьянство, а опасное поведение. То, что у тебя лопнуло колесо, – тебе, конечно, очень не повезло, парень. Но есть два обстоятельства. На какой скорости ты ехал? Если ты по городской улице ехал 30–40 километров в час и у тебя лопнуло колесо, это, конечно, большая неприятность. Но это твоя неприятность. Ты бы людей не убил. Кроме того, у абсолютного большинства водителей на панели приборов есть показатель падения давления шин. Ты на это не обратил внимания, парень? Представить себе, что на московской улице лежал большой кровельный гвоздь, который проткнул твою шину так, чтобы она лопнула в одну секунду, мне представить трудно.

Во всех случаях имело место то, что англичане называют dangerous driving – опасное вождение, и с точки зрения выбора скорости, и с точки зрения внимания к состоянию своему автомобилю.

ВЗГЛЯД: Могло бы уменьшить число подобных инцидентов более четкое разделение дорог на высокоскоростные участки и улицы, на которых сильно ограничена скорость?

М. Б.: Весь просвещенный мир еще в середине XX века провел разделение: улица – не дорога, дорога – не улица.

По улице – там, где тротуары, дома, остановки общественного транспорта, – автомобили едут медленно. Самое разумное правило, которое существует, – они в разных городах и странах разные – очень низкая скорость на тех элементах сети, которые называются улицами. 30, 40, ну 50 километров в час.

Причем даже дело не в ограничениях скорости – если там 200 метров между светофорами, ты не разгонишься, даже если ты очень большой идиот. И разговоры о том, что на улице надо снять светофор, туннель какой-то выкопать, – бред сумасшедшего.

Дороги – это то, что американцы называют freeway, англичане – motorway, французы – autoroute, немцы – Autobahn и т. д. Это – дорога. На ней пешеходов нет вообще. На дорогу может выехать автобус, но там не будет автобусной остановки. Вот это разделение вошло в правоприменительную, планировочную практику городов и весей более полувека назад. Скажем, в Штатах это было принято на конференции по безопасности дорожного движения, которую проводил Гарри Трумэн в 1946 году.

Это жесткое разделение на те места, где пешеход – хозяин-барин, а автомобиль едет очень медленно, и на дороги, где пешеходов нет вообще, – урбанистическая аксиома всего просвещенного мира. Когда мои знакомые транспортники, урбанисты приезжают, они охреневают: Ленинский проспект – что это такое? Это улица или дорога? Это четырежды улица, там стоят дома, тротуары, люди. Копать там туннели, строить эстакады – это сумасшедший дом, это нельзя!

В Москве есть мало мест, который можно считать дорогой. Третье транспортное кольцо от рубежа Ленинского проспекта до комплекса Москва-сити – нормальная дорога. На обочинах дома не стоят, тротуаров нет, пешеходов нет. А как только мы по Третьему кольцу выезжаем на Беговую улицу – это целый сумасшедший дом, над которым смеются все мои коллеги.

Я говорю на всех обсуждениях, что наши попытки переделать старые городские улицы: Королева, Большая Академическая, Ленинский проспект – в какие-то подобия городских дорог – деньги, выброшенные на ветер. Трафиковые проблемы останутся из-за наличия узких мест – по-другому не сделаешь, это городская улица, – а гуманитарные проблемы станут только хуже. Это тупиковый путь, от которого немедленно надо отказываться.

ВЗГЛЯД: Для пешеходов есть и еще одна опасность – пешеходный переход, особенно там, где дорога имеет две и более полос.

М. Б.: Есть одно правило из мировой практики: зебра на многополосной дороге, не защищенная светофором, – просто провокатор аварий. Если мы делаем зебру, мы должны ставить светофор.

В принципе, в московской администрации об этом знают те, кто отвечает за безопасность. В некоторых самых опасных местах ставят светофоры.

Некоторые остановки в Москве уже защитили гранитными надолбами, как, например, на Зубовской площади. Но ты не защитишь каждую остановку надолбами. Надо решить задачу с опасным поведением. Мне плевать, пьяный или трезвый был этот парень. Благонамеренный водитель ездить на хреновой машине не будет. Почему у тебя колесо пробило? В каком состоянии у тебя резина? Какая у тебя была скорость?

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?