Общество

Михаил Блинкин
научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

«Плевать, пьяный или трезвый»

26 апреля 2013, 20:11

Фото: vesti.ru

В пятницу в Москве на Курганской улице произошла трагедия: автомобиль вылетел на остановку и сбил двух женщин. «26 апреля примерно в 12.05 возле дома № 2 на Курганской улице у автомобиля Honda внезапно лопнуло заднее колесо, в результате чего водитель не справился с управлением. Машину выбросило на остановку общественного транспорта, и две женщины попали под нее. Одна погибла на месте, вторая госпитализирована», – сказал газете ВЗГЛЯД представитель столичного главка. По предварительным данным, водитель не был пьян.

Весь просвещенный мир еще в середине XX века провел разделение: улица – не дорога, дорога – не улица

Ранее после серии подобных инцидентов было высказано много инициатив, начиная от ужесточения ответственности для водителей и заканчивая установкой защитных конструкций на остановках, однако пешеходы продолжают гибнуть, находясь даже не на проезжей части. О том, как с этим борются во всем мире, газете ВЗГЛЯД рассказал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

ВЗГЛЯД: Михаил Яковлевич, насколько опасно быть пешеходом в России по сравнению с другими странами?

Михаил Блинкин: По количеству трупов в расчете на 10 тыс. автомобилей в странах с приличным уровнем безопасности этот показатель меньше единицы. Скажем, в Великобритании – 0,5. А в России – 6,5. США среди развитых стран считаются опасной страной, у них аварийность достаточно высокая. А у них этот показатель 1,1. По сравнению с Великобританией мы здесь хуже в 14 раз.

По словам Блинкина, пешеходы гибнут из-за опасного вождения и из-за нерационально организованной дорожной сети (фото: РИА "Новости")

Я уже не говорю о том, что в мировой практике среди всех погибших на дорогах пешеходов – 15–20%. А в России в разных городах это доходит до 40–50%.

ВЗГЛЯД: Водитель, сбивший в пятницу в Москве двух женщин на остановке, был трезв, в качестве причины называют лопнувшее колесо. Можно ли предотвратить подобное трагическое развитие событий?

М. Б.: Наше традиционное положение советской Госавтоинспекции 1936 года, все эти реминисценции «пьяный водитель», «трезвый водитель» – все это от лукавого. Да плевать мне, пьяный или трезвый. Меня интересует один-единственный вопрос: его поведение на дороге было опасным? Вот когда у него опасное поведение – он уже преступник. Если он к тому же пьяный, мы ему добавим по полной программе, пьяных водителей не щадят нигде в мире. Но первичный признак – не пьянство, а опасное поведение. То, что у тебя лопнуло колесо, – тебе, конечно, очень не повезло, парень. Но есть два обстоятельства. На какой скорости ты ехал? Если ты по городской улице ехал 30–40 километров в час и у тебя лопнуло колесо, это, конечно, большая неприятность. Но это твоя неприятность. Ты бы людей не убил. Кроме того, у абсолютного большинства водителей на панели приборов есть показатель падения давления шин. Ты на это не обратил внимания, парень? Представить себе, что на московской улице лежал большой кровельный гвоздь, который проткнул твою шину так, чтобы она лопнула в одну секунду, мне представить трудно.

Во всех случаях имело место то, что англичане называют dangerous driving – опасное вождение, и с точки зрения выбора скорости, и с точки зрения внимания к состоянию своему автомобилю.

ВЗГЛЯД: Могло бы уменьшить число подобных инцидентов более четкое разделение дорог на высокоскоростные участки и улицы, на которых сильно ограничена скорость?

М. Б.: Весь просвещенный мир еще в середине XX века провел разделение: улица – не дорога, дорога – не улица.

По улице – там, где тротуары, дома, остановки общественного транспорта, – автомобили едут медленно. Самое разумное правило, которое существует, – они в разных городах и странах разные – очень низкая скорость на тех элементах сети, которые называются улицами. 30, 40, ну 50 километров в час.

Причем даже дело не в ограничениях скорости – если там 200 метров между светофорами, ты не разгонишься, даже если ты очень большой идиот. И разговоры о том, что на улице надо снять светофор, туннель какой-то выкопать, – бред сумасшедшего.

Дороги – это то, что американцы называют freeway, англичане – motorway, французы – autoroute, немцы – Autobahn и т. д. Это – дорога. На ней пешеходов нет вообще. На дорогу может выехать автобус, но там не будет автобусной остановки. Вот это разделение вошло в правоприменительную, планировочную практику городов и весей более полувека назад. Скажем, в Штатах это было принято на конференции по безопасности дорожного движения, которую проводил Гарри Трумэн в 1946 году.

Это жесткое разделение на те места, где пешеход – хозяин-барин, а автомобиль едет очень медленно, и на дороги, где пешеходов нет вообще, – урбанистическая аксиома всего просвещенного мира. Когда мои знакомые транспортники, урбанисты приезжают, они охреневают: Ленинский проспект – что это такое? Это улица или дорога? Это четырежды улица, там стоят дома, тротуары, люди. Копать там туннели, строить эстакады – это сумасшедший дом, это нельзя!

В Москве есть мало мест, который можно считать дорогой. Третье транспортное кольцо от рубежа Ленинского проспекта до комплекса Москва-сити – нормальная дорога. На обочинах дома не стоят, тротуаров нет, пешеходов нет. А как только мы по Третьему кольцу выезжаем на Беговую улицу – это целый сумасшедший дом, над которым смеются все мои коллеги.

Я говорю на всех обсуждениях, что наши попытки переделать старые городские улицы: Королева, Большая Академическая, Ленинский проспект – в какие-то подобия городских дорог – деньги, выброшенные на ветер. Трафиковые проблемы останутся из-за наличия узких мест – по-другому не сделаешь, это городская улица, – а гуманитарные проблемы станут только хуже. Это тупиковый путь, от которого немедленно надо отказываться.

ВЗГЛЯД: Для пешеходов есть и еще одна опасность – пешеходный переход, особенно там, где дорога имеет две и более полос.

М. Б.: Есть одно правило из мировой практики: зебра на многополосной дороге, не защищенная светофором, – просто провокатор аварий. Если мы делаем зебру, мы должны ставить светофор.

В принципе, в московской администрации об этом знают те, кто отвечает за безопасность. В некоторых самых опасных местах ставят светофоры.

Некоторые остановки в Москве уже защитили гранитными надолбами, как, например, на Зубовской площади. Но ты не защитишь каждую остановку надолбами. Надо решить задачу с опасным поведением. Мне плевать, пьяный или трезвый был этот парень. Благонамеренный водитель ездить на хреновой машине не будет. Почему у тебя колесо пробило? В каком состоянии у тебя резина? Какая у тебя была скорость?

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

На подлете к Москве уничтожили шестой с полуночи беспилотник
Темы дня

«Дело Бутягина» изменит российско-польские отношения

Варшавский суд арестовал российского археолога Александра Бутягина, которого задержали польские спецслужбы по запросу Украины. Киев обвиняет ученого в «уничтожении культурного наследия» во время раскопок в Крыму. В Москве назвали обвинения абсурдными. В экспертной среде отметили научный вклад Бутягина в мировую археологию и предположили ответные шаги Москвы.

Россия открыла путь к последним «крепостям» ВСУ в Донбассе

Российская армия взяла в ходе СВО очередной значимый рубеж – освобожден город Северск, и тем самым открылась прямая дорога на Славянск и Краматорск. Как была проведена эта операция, за что Владимир Путин лично поблагодарил командующего Южной группировкой российских войск и почему происходящее имеет не только военное, но и политическое значение?

Медведев назвал идею референдума Зеленского «средним пальцем» в адрес США

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Долина спела «Три белых коня» хором с публикой

Новости

МОК рекомендовал допустить к турнирам юных спортсменов из России с флагом и гимном

Исполнительный комитет Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал федерациям допускать российских и белорусских спортсменов к юношеским соревнованиям с флагом и гимном.

Bloomberg: Украинские дроны атаковали нефтеплатформу «Лукойла» на Каспии

Украинские беспилотники атаковали нефтедобывающую платформу «Лукойла» на месторождении имени Филановского в Каспийском море, сообщает Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Зеленский допустил вариант голосования по вопросу о будущем Донбасса

Глава киевского режима Владимир Зеленский не исключил возможность организации общенационального голосования, в рамках которого украинцам могут предложить ответить на территориальные вопросы.

Герасимов сообщил о ведении уличных боев за Гуляйполе

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил о штурме Гуляйполя и освобождении ряда населенных пунктов, включая Кучеровку и Куриловку, российскими военными.

Эксперт: Освобождение Северска подчеркнуло печальное положение ВСУ

Освобождение Северска подтверждает правильность избранной армией России тактики и открывает возможности для ее дальнейшего продвижения вглубь Донбасса. Регулярные совещания президента с военными, участие в них командиров с передовой и их подробные доклады дают России важное преимущество, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В четверг Владимир Путин провел совещание о ситуации в зоне спецоперации.

Адмирала США допросили в Конгрессе про убийство выживших в море лодочников

Адмирал Фрэнк Брэдли, командующий операцией ВМС США, оказался в центре скандала после того, как дал приказ уничтожить двух выживших на лодке, подвергшейся атаке американских сил вблизи Тринидада. Он был вызван в Конгресс, где сейчас изучается его дело – действия адмирала вызывают вопросы о соблюдении международного права.

Путин: Планы ВСУ сдержать наступление России в Северске провалились

Президент России Владимир Путин на совещании о ситуации в зоне спецоперации заявил, что украинские военные попытались создать укрепленный район в районе Северска для сдерживания наступления российских войск, однако их расчеты не оправдались.

Риелтор Долиной оказался экспертом по схемам мошенничества с жильем

Риелтор, участвовавший в продаже квартиры Ларисы Долиной Полине Лурье, ранее выступал в СМИ как эксперт по защите от мошеннических схем на рынке недвижимости, сообщает RT.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Белоусов поздравил российских бойцов с освобождением Северска

Министр обороны Андрей Белоусов поздравил личный состав 6-й и 123-й отдельных гвардейских мотострелковых бригад с освобождением населенного пункта Северск в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Победитель «Евровидения-2024» отказался от трофея из-за участия Израиля

Победитель конкурса «Евровидение-2024» Nemo из Швейцарии отказался от своей награды из-за допуска Израиля к участию в состязании.

Захарова обвинила Зеленского и его супругу в преступлениях против детей

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге рассказала о фактах насилия и нарушений в отношении украинских детей, включая акции фонда Елены Зеленской.
Мнения

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов