Общество

Михаил Блинкин
научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

«Плевать, пьяный или трезвый»

26 апреля 2013, 20:11

Фото: vesti.ru

В пятницу в Москве на Курганской улице произошла трагедия: автомобиль вылетел на остановку и сбил двух женщин. «26 апреля примерно в 12.05 возле дома № 2 на Курганской улице у автомобиля Honda внезапно лопнуло заднее колесо, в результате чего водитель не справился с управлением. Машину выбросило на остановку общественного транспорта, и две женщины попали под нее. Одна погибла на месте, вторая госпитализирована», – сказал газете ВЗГЛЯД представитель столичного главка. По предварительным данным, водитель не был пьян.

Весь просвещенный мир еще в середине XX века провел разделение: улица – не дорога, дорога – не улица

Ранее после серии подобных инцидентов было высказано много инициатив, начиная от ужесточения ответственности для водителей и заканчивая установкой защитных конструкций на остановках, однако пешеходы продолжают гибнуть, находясь даже не на проезжей части. О том, как с этим борются во всем мире, газете ВЗГЛЯД рассказал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

ВЗГЛЯД: Михаил Яковлевич, насколько опасно быть пешеходом в России по сравнению с другими странами?

Михаил Блинкин: По количеству трупов в расчете на 10 тыс. автомобилей в странах с приличным уровнем безопасности этот показатель меньше единицы. Скажем, в Великобритании – 0,5. А в России – 6,5. США среди развитых стран считаются опасной страной, у них аварийность достаточно высокая. А у них этот показатель 1,1. По сравнению с Великобританией мы здесь хуже в 14 раз.

По словам Блинкина, пешеходы гибнут из-за опасного вождения и из-за нерационально организованной дорожной сети (фото: РИА "Новости")

Я уже не говорю о том, что в мировой практике среди всех погибших на дорогах пешеходов – 15–20%. А в России в разных городах это доходит до 40–50%.

ВЗГЛЯД: Водитель, сбивший в пятницу в Москве двух женщин на остановке, был трезв, в качестве причины называют лопнувшее колесо. Можно ли предотвратить подобное трагическое развитие событий?

М. Б.: Наше традиционное положение советской Госавтоинспекции 1936 года, все эти реминисценции «пьяный водитель», «трезвый водитель» – все это от лукавого. Да плевать мне, пьяный или трезвый. Меня интересует один-единственный вопрос: его поведение на дороге было опасным? Вот когда у него опасное поведение – он уже преступник. Если он к тому же пьяный, мы ему добавим по полной программе, пьяных водителей не щадят нигде в мире. Но первичный признак – не пьянство, а опасное поведение. То, что у тебя лопнуло колесо, – тебе, конечно, очень не повезло, парень. Но есть два обстоятельства. На какой скорости ты ехал? Если ты по городской улице ехал 30–40 километров в час и у тебя лопнуло колесо, это, конечно, большая неприятность. Но это твоя неприятность. Ты бы людей не убил. Кроме того, у абсолютного большинства водителей на панели приборов есть показатель падения давления шин. Ты на это не обратил внимания, парень? Представить себе, что на московской улице лежал большой кровельный гвоздь, который проткнул твою шину так, чтобы она лопнула в одну секунду, мне представить трудно.

Во всех случаях имело место то, что англичане называют dangerous driving – опасное вождение, и с точки зрения выбора скорости, и с точки зрения внимания к состоянию своему автомобилю.

ВЗГЛЯД: Могло бы уменьшить число подобных инцидентов более четкое разделение дорог на высокоскоростные участки и улицы, на которых сильно ограничена скорость?

М. Б.: Весь просвещенный мир еще в середине XX века провел разделение: улица – не дорога, дорога – не улица.

По улице – там, где тротуары, дома, остановки общественного транспорта, – автомобили едут медленно. Самое разумное правило, которое существует, – они в разных городах и странах разные – очень низкая скорость на тех элементах сети, которые называются улицами. 30, 40, ну 50 километров в час.

Причем даже дело не в ограничениях скорости – если там 200 метров между светофорами, ты не разгонишься, даже если ты очень большой идиот. И разговоры о том, что на улице надо снять светофор, туннель какой-то выкопать, – бред сумасшедшего.

Дороги – это то, что американцы называют freeway, англичане – motorway, французы – autoroute, немцы – Autobahn и т. д. Это – дорога. На ней пешеходов нет вообще. На дорогу может выехать автобус, но там не будет автобусной остановки. Вот это разделение вошло в правоприменительную, планировочную практику городов и весей более полувека назад. Скажем, в Штатах это было принято на конференции по безопасности дорожного движения, которую проводил Гарри Трумэн в 1946 году.

Это жесткое разделение на те места, где пешеход – хозяин-барин, а автомобиль едет очень медленно, и на дороги, где пешеходов нет вообще, – урбанистическая аксиома всего просвещенного мира. Когда мои знакомые транспортники, урбанисты приезжают, они охреневают: Ленинский проспект – что это такое? Это улица или дорога? Это четырежды улица, там стоят дома, тротуары, люди. Копать там туннели, строить эстакады – это сумасшедший дом, это нельзя!

В Москве есть мало мест, который можно считать дорогой. Третье транспортное кольцо от рубежа Ленинского проспекта до комплекса Москва-сити – нормальная дорога. На обочинах дома не стоят, тротуаров нет, пешеходов нет. А как только мы по Третьему кольцу выезжаем на Беговую улицу – это целый сумасшедший дом, над которым смеются все мои коллеги.

Я говорю на всех обсуждениях, что наши попытки переделать старые городские улицы: Королева, Большая Академическая, Ленинский проспект – в какие-то подобия городских дорог – деньги, выброшенные на ветер. Трафиковые проблемы останутся из-за наличия узких мест – по-другому не сделаешь, это городская улица, – а гуманитарные проблемы станут только хуже. Это тупиковый путь, от которого немедленно надо отказываться.

ВЗГЛЯД: Для пешеходов есть и еще одна опасность – пешеходный переход, особенно там, где дорога имеет две и более полос.

М. Б.: Есть одно правило из мировой практики: зебра на многополосной дороге, не защищенная светофором, – просто провокатор аварий. Если мы делаем зебру, мы должны ставить светофор.

В принципе, в московской администрации об этом знают те, кто отвечает за безопасность. В некоторых самых опасных местах ставят светофоры.

Некоторые остановки в Москве уже защитили гранитными надолбами, как, например, на Зубовской площади. Но ты не защитишь каждую остановку надолбами. Надо решить задачу с опасным поведением. Мне плевать, пьяный или трезвый был этот парень. Благонамеренный водитель ездить на хреновой машине не будет. Почему у тебя колесо пробило? В каком состоянии у тебя резина? Какая у тебя была скорость?

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?