Госкорпорации не будет
Отставание в освоении дальнего космоса – очень тяжелая проблема. Очень печально, что Россия, начиная первой эту работу, оказалась в хвосте
В пятницу в ходе рабочей поездки на Дальний Восток президент России Владимир Путин провел в Благовещенске совещание по развитию космической отрасли, на котором рассматривались два основных аспекта: отказ от созданий космической госкорпорации и отставание России по освоению космоса.
«Еще одна принципиальная задача – мы должны определить структуру управления самой отраслью, которая позволила бы нам достичь поставленных целей. Конечно, у нас соответствующие структуры существуют, но мы в последнее время всегда говорили о необходимости совершенствования этих структур. Давайте поговорим об этом сегодня тоже», – сказал на совещании Путин.
«Работа в этом направлении ведется, прошу доложить, какие есть предложения, чтобы мы могли их обсудить и принять соответствующие решения», – приводит его слова РИА «Новости».
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ОПК, заявил, что специальная межведомственная группа изучила все варианты возможного развития космической отрасли и решила отказаться от идеи создания госкорпорации в этой сфере.
«Первый вариант предполагал создание независимых холдингов в виде АО и сохранение Федерального космического агентства. Второй вариант предполагал соединение всех организаций ракетно-космической промышленности в едином холдинге под условным названием Космопром в виде АО, при этом Федеральное космическое агентство также бы сохранялось. Третий вариант предполагал создание госкорпорации «Роскосмос» по аналогии с госкорпорацией «Росатом» с передачей ей всех функций Федерального космического агентства, при этом само агентство планировалось ликвидировать», – заявил Рогозин.
По его словам, специалисты обосновали отказ необходимостью сохранения и усиления роли Роскосмоса: «При оценке указанных вариантов после сложных дискуссий наша рабочая группа пришла к выводу, что на современном этапе необходимо сохранение и усиление роли федерального органа исполнительной власти – Роскосмоса – и одновременная поэтапная консолидация организаций ракетно-космической промышленности в крупные холдинги в виде АО», – сообщил вице-премьер.
В свою очередь глава Роскосмоса Владимир Поповкин выступил с предложением обсудить совершенствование структуры управления космической отраслью, в частности – создать Совет по космосу при президенте России.
«Есть закон о космической деятельности, который имеет прямое действие, и там говорится, что всей космической деятельностью руководит президент РФ. Мы предлагаем создать Совет по космосу при президенте РФ, который бы мог уточнять и реализовывать основные направления», – сказал Поповкин.
Подводя итог обсуждению вопроса, глава государства не исключил, что в России может быть создано министерство космоса. «В космической отрасли практически все принадлежит государству, либо государство имеет контрольный пакет. В целом я не исключаю этого, прошу Дмитрия Олеговича Рогозина, председателя правительства, подумать над этим еще раз, в принципе, не исключаю, что можно было бы здесь и министерство создать. На первом этапе, конечно, нужно укомплектовать должным образом, это совершенно очевидно», – подчеркнул Владимир Путин.
В ответ на это руководитель космического ведомства предложил увеличить численность сотрудников агентства, приравнять их зарплату к министерской и ввести 50-процентную надбавку всем госслужащим, которые занимаются космической деятельностью.
«Агентство создавалось в 1991 году, в нем было четыре предприятия, 250 человек численностью. Сегодня – 93 предприятия, последние сокращения нас заставили сделать в этом году – 191 человек. Мы по меркам Минтруда подсчитали, что по критериям должно быть 700 человек. Второе, если говорить про агентство, это оплата труда. У нас получается, что руководящий и средний персонал в отрасли получает не ниже 75 тысяч, а в агентстве человек, который курирует предприятие – у него получается 38 тысяч», – сказал Владимир Поповкин.
По его словам, из-за этого очень сложно найти сотрудников, которые соглашаются перейти в Роскосмос. «В то же время Роскосмос выполняет министерские функции, так как он готовит предложения по политике в космической области. Давайте тогда заработную плату сравняем с министерским уровнем, это уже хотя бы в полтора раза выше», – попросил глава Роскосмоса.
Перестановка мебели
«Решение о том, что госкорпорация не годится, совершенно правильное. Насколько известно, было три варианта (два из них озвучил Рогозин – прим ВЗГЛЯД). Лично я склоняюсь к третьему – наиболее взвешенному и подходящему, которое предложили специалисты Сколково, – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – Согласно ему, должно было быть создано мощное космическое агентство с увеличенными функциями управления и две–три крупные промышленные организации-холдинги, которые на конкурентной основе могли бы предоставлять свои услуги как в стране, так и за ее пределами».
По его словам, даже несмотря на отказ создавать госкорпорацию, необходимо проводить реформу космической отрасли, и как можно скорее. «Главное, чтобы сейчас Роскосмос сконцентрировался, собрал то профессиональное сообщество, которое продумывало варианты управления в сфере, и пришли бы к единому варианту», – отметил Моисеев.
Ученый пояснил, что по своим функциям и политическому значению Роскосмос давно заслуживает звания министерства. «Особенно если учесть, что космическая отрасль развивается, и очень быстро, и расширяются, соответственно, всевозможные сферы деятельности», – пояснил он.
«Считаю, что это очень хорошо, что не утвердили создание госкорпораций, – заявил газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш. – Правильно – не нужно заниматься имитацией кипучей деятельности. Нужно делать дело. А Роскосмос этим заниматься не хочет. Смешно: вы живете в лачуге, которая разваливается, а вместо того, чтобы строить новый дом, предлагаете всего лишь сделать перестановку мебели. Причем здесь госкорпорация, когда не ясно, когда лететь, куда лететь и какую технику нужно создавать? А это, в свою очередь, зависит от целей и задач, которые вы ставите в космосе. Если вы летаете только вокруг Земли, вам вполне хватит космического корабля «Союз». А если вы собираетесь лететь в дальний космос, к Марсу – не к Луне, потому что лететь к Луне, что бы там ни говорили – это повторять программу «Аполлон», – тогда надо будет создавать принципиально новые технологии. Тогда это даст импульс развитию науки и техники в стране. А создание госкорпораций – дело десятое.
Министерство космоса, Роскосмос, департамент космоса, управление космоса – какая разница? Главное – чтобы был компетентный управленческий орган, который мог бы профессионально выстраивать космическую политику страны и отвечать за ее реализацию, и чтобы реализация этой космической политики способствовала развитию науки и техники государства и поднятию ее авторитета и престижа, а не делала из страны посмешище – как страны, которая только способна гонять по орбите полувековую советскую технику».
«Я сомневаюсь, что проблемы отрасли может решить бюрократический шаг. Потому что проблема заключается не в бюрократии, а в сути дела», – подтвердил газете ВЗГЛЯД мнение коллеги заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Обидное отставание
Причем здесь госкорпорация, когда не ясно, когда лететь, куда лететь и какую технику нужно создавать?
На совещании по развитию космической отрасли президент России заявил о необходимости опережающего развития прикладных направлений российской космонавтики, в том числе для сокращения отрыва в освоении глубокого космоса.
Путин отметил, что долгое время приоритет отдавался пилотируемым проектам, на которые расходовалось около 50% бюджета космической программы, причем часто в ущерб другим направлениям.
«Мы отстали от мирового уровня в ряде областей. Например, по средствам дистанционного зондирования Земли. Системам персональной спутниковой связи, регистрации и спасения объектов, терпящих бедствия. Заметный отрыв от ведущих космических держав образовался у нас и в технологиях, обеспечивающих программы освоения так называемого глубокого космоса. Конечно, мы должны сохранить все, что накоплено в пилотируемой части, но необходимо подтянуть и другие направления», – потребовал президент.
Глава государства поставил задачу по наращиванию группировки космических аппаратов на орбите, а также по реализации проектов в области ракет-носителей и производства ракетных двигателей, мощность которых на порядки превышает эксплуатирующиеся: «Сегодня российская группировка (спутников) социально-экономического назначения заметно уступает соответствующим группировкам других космических держав. Особый акцент должен быть сделан на развитии технологической базы, обеспечивающей производство космических средств мирового уровня, а также на создании условий для работы предприятий-операторов космических систем прикладного назначения», – сказал Владимир Путин.
По его словам, космодром Восточный в Амурской области, который он посетил в пятницу, полностью должен быть введен в эксплуатацию через семь лет. «Первые пуски ракет намечены на 2015 год, в 2020 году Восточный должен быть введен в эксплуатацию полностью», – сказал Путин.
Он подчеркнул, что у России должна быть своя надежная национальная площадка для решения всего комплекса задач в области космической деятельности.
Глава государства добавил, что объем рынка космических услуг в мире сейчас составляет 300–400 млрд долларов в год, а к 2030 году может увеличиться до 1,5 трлн долларов. «И мы должны в полной мере использовать это окно возможностей», – сказал президент.
По его словам, с 2013 по 2020 годы на космическую деятельность в рамках соответствующих госпрограмм в РФ должно быть выделено порядка 1,6 трлн рублей, при этом акцент должен быть сделан на прикладных научно-технологических направлениях. Президент подчеркнул, что Россия должна сохранить статус ведущей космической державы. «В XXI веке Россия должна сохранить статус ведущей космической державы... Поэтому развитие нашего космического потенциала и впредь будет одним из приоритетов государственной политики. Внимание к этому направлению будем наращивать», – пообещал Путин.
«Отставание в освоении дальнего космоса – очень тяжелая проблема. Очень печально, что Россия, начиная первой эту работу, оказалась в хвосте, – посетовал в интервью газете ВЗГЛЯД научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – Прежде всего здесь подразумевается изучение дальних планет. Американцы за эти десятилетия запустили космические аппараты практически ко всем планетам Солнечной системы. Последний корабль должен лететь к Плутону. У России были две попытки, правда, неудачные. Но это очень важное направление, которое определяет нас как в научном мире, так и политическом. И его, безусловно, необходимо восстанавливать».
Он отметил, что российская космонавтика уже делает первые шаги к сокращению этого отрыва. «Сейчас концентрация идет на Луне. Это направление правильное, потому что Луна – самый перспективный объект для исследования. Но кроме этого нам необходимо повышать надежность аппаратов. Лучше вложить побольше денег, чем потом иметь то, что было с «Фобосом-Грунтом». Еще немаловажно отставание России в производительности труда. При сложившейся ситуации об участии в мировом космическом рынке и речи быть не может, нас оттуда просто выкинут в течение трех–четырех лет», – предупредил Моисеев.
«Задача состоит в том, чтобы создать технику для пилотируемого освоения дальнего космоса, то есть за пределами лунной орбиты. Увы, никакой другой цели за пределами лунной орбиты, кроме Марса, нет. Есть еще промежуточная цель – астероид, ее американцы наметили. Но эта цель уже достаточно сильно потускнела в общем наборе космических приоритетов NASA, потому что, во-первых, оказалось, не так-то и просто найти подходящий астероид, к которому можно полететь. И сейчас NASA предложили компромиссный вариант – притянуть небольшой астероид, вывести его на окололунную орбиту и там его поизучать. А так у Америки стратегическая цель – полет к Марсу, середина 2030-х годов. И они уже над этим работают. Создают сверхтяжелую ракету-носитель SLS (Space Launch System). Создают новые космические корабли, в том числе те, которые могут работать в составе межпланетного комплекса. Они работают над созданием ядерной двигательной установки. Так что, там все в порядке. Они создают новую технику, ставят задачи, решают их, а мы занимаемся тем, что создаем госкорпорации. Ну сколько еще можно из народа делать дураков?» – подвел печальный итог нынешнего состояния дел в отрасли Юрий Караш.