Наказали рублем
Во время полета известный спортсмен нарушал общественный порядок, громко разговаривал, приставал к пассажирам
В понедельник стало известно, что известного российского самбиста Александра Емельяненко оштрафовали на 700 рублей за пьяный дебош в самолете Москва – Барнаул.
«Во время полета известный спортсмен нарушал общественный порядок, громко разговаривал, приставал к пассажирам, провоцировал их на драку, не реагировал на замечания бортпроводников, требовал спиртного, выражался нецензурной бранью, курил в самолете», – сообщили в Барнаульской транспортной прокуратуре, передает РИА «Новости».
Емельяненко признан виновным в мелком хулиганстве и оштрафован на 700 рублей.
Инцидент с Емельяненко произошел в декабре 2012 года на борту самолета «Аэрофлота», летевшего в Барнаул, где у спортсмена был запланирован ряд мероприятий. Проблемы с гостем начались еще по дороге в Барнаул. Он перебрал спиртного и устроил дебош в самолете, передает «Алтапресс».
Как рассказал агентству барнаульский транспортный прокурор Александр Лебедкин, по данному факту Барнаульской транспортной прокуратурой по обращению одного из пассажиров данного рейса проведена проверка, по результатам которой в отношении Емельяненко вынесено постановление о возбуждении административного производства за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам).
В настоящее время постановление прокурора рассмотрено и вступило в законную силу, Александр Емельяненко признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией указанной статьи, в размере 700 рублей.
Ранее сообщалось, что Александр Емельяненко прилетел в Барнаул как почетный гость местного турнира по смешанным единоборствам. Впоследствии в интернете получил распространение видеоролик с этого мероприятия, где Емельяненко, вероятно, в нетрезвом виде напутствует бойцов.
Спустя четыре дня после скандала в столице Алтайского края президент компании по организации турниров по смешанным единоборствам М1 Global Вадим Финкельштейн объявил о расторжении контракта с младшим братом Федора Емельяненко.
Финкельштейн отметил тогда, что «Александр постоянно нарушал условия контракта» и ни он, ни Федор «не несут ответственности за его действия».
Спустя несколько часов после этого Александр Емельяненко объявил, что завершает спортивную карьеру по состоянию здоровья, и ушел в монастырь. Сейчас спортсмен публикует на своей странице в Facebook* фотографии, как он готовит монастырский хлеб.
Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал газете ВЗГЛЯД, что одним из аспектов сложившейся проблемы является то, что в психологию людей, которые внезапно стали зарабатывать большие деньги, проникает вирус превосходства над другими. «У меня есть деньги, а те 290 человек, что летят со мной, – это так, челядь».
Председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности, член Общественной палаты России Дмитрий Галочкин отметил, что такое внимание к проблеме дебоширов связано прежде всего с тем, что видеозаписи инцидентов с их участием стали попадать в интернет.
«Все эти дебоши произвели в обществе резонанс только после многочисленных появлений соответствующих видео в интернете. Соответственно, на все происходящее члены Общественной палаты обратили пристальное внимание. Только в одном «Аэрофлоте» признали, что сотрудникам их компании около 500 раз приходилось сдавать полицейским дебоширов, около 700 человек из-за агрессивного поведения не пустили на борт. И это только в одной авиакомпании, а если посчитать всех?» – сказал газете ВЗГЛЯД Галочкин.
Он отметил, что Госдума и Общественная палата уже ищут эффективные пути решения проблемы. «Наше законодательство – и административное, и уголовное – позволяет очень строго наказывать дебоширов: за более легкое правонарушение –15 суток, а за более тяжкое – и вовсе до 10 лет лишения свободы. Просто многие не понимают, что их действия могут квалифицироваться как терроризм», – сказал Галочкин.
Новые степени угрозы
Между тем МВД разработало новый порядок изменения степени угрозы на объектах транспорта. В этом документе говорится об «актах незаконного вмешательства», которые не носят террористического характера. В соответствии с проектом приказа ввести тот или иной уровень угрозы, а также изменить его имеют право министр внутренних дел, его заместитель, отвечающий за транспортную безопасность, начальник Главного управления на транспорте МВД, а также главы территориальных управлений министерства или их врио, если начальники находятся в отпуске, пишут «Известия».
Достаточно использовать институт государственной сферы безопасности
Проект нового приказа, разработанный в Главном управлении на транспорте МВД, появился на официальном сайте ведомства в прошлую пятницу. Документ был датирован 4 марта и удален спустя несколько часов после опубликования. Правда, многие эксперты в области транспортной безопасности успели его внимательно изучить. В проекте поясняется, что он разработан в соответствии с постановлением правительства от 10 декабря 2008 года «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».
Само постановление правительства предусматривало три уровня безопасности. Первый действует всегда, № 2 и № 3 соответствуют наличию «непосредственной» или «прямой» угрозы объектам транспортной системы.
Самый яркий пример введения второго номера – после теракта в столичном аэропорту Домодедово в январе 2011 года, когда подрыв террориста-смертника унес десятки жизней. Тогда повышенный уровень был введен во всех столичных авиагаванях приказом министра транспорта.
При этом в прошлом году появился новый документ более высокого уровня, регламентирующий подобные меры: в июне был опубликован указ президента о порядке установления уровней террористической опасности. В нем четко прописаны три уровня: «синий» (повышенный), «желтый» (высокий) и «красный» (критический), – которые предусматривают различные меры предосторожности. Срок действия этих мер не превышает 15 суток.
В проекте нового приказа МВД говорится не о террористической угрозе, а лишь об угрозах «актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, не носящих террористический характер». Что скрывается за этой формулировкой, не поясняется, зато четко прописано, у кого есть какие полномочия по введению угрозы или ее отмене. Срок действия угрозы и усиленных мер безопасности ограничен 15 сутками.
Заместитель начальника ГУТ МВД России Дмитрий Кондратьев пояснил, что пока разработан только проект приказа, который впоследствии будет выставлен для общественного обсуждения. По его словам, в ходе обсуждения проекта приказа с другими заинтересованными ведомствами и экспертами МВД планирует конкретизировать угрозы, не связанные с терроризмом. Пока к ним можно отнести блокирование железнодорожных и подъездных путей. Но не исключается, что в список угроз могут попасть и авиадебоширы. «Все предложения будут рассмотрены и учтены», – пояснил Кондратьев.
Также Дмитрий Кондратьев отметил, что сейчас уже идет работа и по другому проекту совместного с Минтрансом приказа о действиях в случае объявления «цветного» уровня угрозы. По мнению депутата Госдумы Максима Шингаркина, упомянутые МВД «акты незаконного вмешательства, не связанные с терроризмом», – это не что иное, как пьяные дебоши в аэропортах и на вокзалах, а также хулиганство на бортах самолетов и в поездах. Но, как отмечает парламентарий, такие выходки носят спонтанный характер, их никак нельзя отнести к запланированным акциям. К последним же относятся именно теракты, которые тщательно готовятся. Депутат подчеркивает, что он неоднократно обращался в правоохранительные органы с просьбой как можно скорее разработать порядок действий в случае объявления террористической угрозы, но пока совместных приказов Минтранс, МВД и ФСБ так и не разработали.
По словам члена ОП России Дмитрия Галочкина, этой новой системой угроз МВД пытается подменить понятия, а проблему можно решить, используя существующие институты, а не создавая новые.
«В России всегда спешат с подменой одних институтов другими. Считаю, что достаточно использовать институт государственной сферы безопасности. В разрешении сложившейся проблемы могут быть максимально задействованы российские сыскные структуры. И если есть необходимость, то стоит просто расширить нормативно-правовую базу и разработать алгоритм действия охранника на борту самолета, увеличить его полномочия во время авиаперелета и не допускать неадекватных людей при посадке. На мой взгляд, с нововведениями спешить не стоит. Надо в рамках действующих институтов подумать над изменением законодательства», – заявил Галочкин.
Член ОП рассказал, что в других странах у служб авиабезопасности очень высокий статус и полномочия их сотрудников. «Мировые судьи в других странах выносят решения о наказании в день задержания дебошира. Его в первый же день заключают под стражу. Там таких правонарушителей просто раздевают до нитки. Авиакомпании сами строго к этому подходят, так как дебоширство может привести к серьезным убыткам», – отметил Галочкин.
Напомним, 27 февраля в суд было направлено уголовное дело в отношении 41-летнего москвича Владимира Попова, ударившего полицейского в аэропорту Домодедово в Москве.
При этом отмечалось, что «это далеко не первое уголовное дело о дебоширах в столичных аэропортах, расследованное Московским следственным отделом на воздушном и водном транспорте». В 2012 году в суд было направлено восемь уголовных дел об оскорблениях и применении насилия к полицейским со стороны подвыпивших авиапассажиров, рассказали там.
Отметим, что частые случаи хулиганства на борту самолета сподвигли депутатов внести в Госдуму законопроект об установке в салонах и кабинах пилотов самолетов видеорегистраторов для борьбы с нетрезвыми пассажирами.
Начальник управления транспортной безопасности Росавиации Юрий Сапрыкин в свою очередь рассказывал, что в составе экипажа самолета могут появиться сотрудники, вооруженные электрошокерами и наручниками, чтобы усмирять пьяных пассажиров, которые устраивают дебош на воздушном судне.
Также в связи с участившимися случаями агрессивного поведения пассажиров на борту самолетов в Следственном комитете России предупредили, что подобные выходки предусматривают наказание до 12 лет лишения свободы. А депутаты Госдумы задумались о введении запрета на пронос алкоголя в самолет.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ