«Все без исключения»
Сейчас не придумаем нового названия, но эту систему надо возродить
Президент Владимир Путин провел в среду совещание по развитию системы физического воспитания детей и подростков, в ходе которого раскритиковал работу по физвоспитанию подрастающего поколения. Путин потребовал привлекать к физкультуре всех детей вне зависимости от состояния здоровья, а также разрабатывать для них специальные корректирующие программы.
«В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих», – заявил Путин, передает РИА «Новости».
По его словам, среди причин такой ситуации – социальные проблемы, состояние здравоохранения и положение дел в семьях. «И, конечно, мы должны решать все эти проблемы последовательно», – подчеркнул президент.
Он отметил, что сейчас около 83% общеобразовательных учреждений имеют спортивные залы, из них более 42% нуждаются в усовершенствовании и реконструкции.
«Современный оснащенный спортзал должен быть в каждом учебном заведении. Решить эту задачу нужно в ближайшие годы», – сказал Путин, обратив внимание, что много детей «отсиживаются на скамейке во время уроков физкультуры».
«Заниматься должны все, все без исключения», – резюмировал президент, пояснив, что для детей, у которых есть ограничения по здоровью, должны разрабатываться специальные корректирующие программы.
Физкультура на обочине
Глава государства отметил, что ситуация с массовым, особенно детским спортом все еще кардинально не изменилась. «В этой сфере мы серьезно отстаем от очень многих стран, наших соседей. Физическая культура по-прежнему остается на обочине образовательного и воспитательного процесса, проигрывает в конкуренции за досуг детей и подростков, уступая место телевизору, компьютеру и так называемому «сидячему образу жизни», – заявил Путин.
По его словам, все шаги в области повышения качества физкультуры должны быть направлены на сохранение здоровья нации, гармоничное физическое развитие россиян. «Дети должны стать сильными, должны быть здоровыми, любить спорт и иметь возможности им заниматься, уметь постоять за себя, за своих близких, за свою семью и, в конечном итоге, за свое Отечество», – заключил Путин.
По мнению Путина, качество организации физического воспитания должно обязательно учитываться при оценке эффективности работы учебных заведений.
«Начинать нужно с ключевых участников этого процесса: руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием, – предусмотреть для них меры поощрения и в то же самое время ответственности», – сказал Путин на совещании по развитию системы физического воспитания. «Обязательно учитывать результаты физподготовки при оценке эффективности работы учебных заведений», – добавил он.
Глава государства при этом отметил, что у руководителей общеобразовательных учреждений должны быть соответствующие возможности.
«Нам нужно ликвидировать кадровый дефицит, обновить методическую базу, решить проблемы материально-технического обеспечения», – сказал Путин.
Глава государства заявил также о необходимости разработать меры стимулирования для бизнеса, который занимается поддержкой детского спорта и физкультуры.
«Поддержка детского спорта и физической культуры, безусловно, важная сфера для приложения благотворительных усилий для гражданских инициатив. Нужно поощрять бизнес к такого рода деятельности. Прошу правительство предусмотреть соответствующие меры стимулирования», – сказал Путин на совещании по развитию системы физического воспитания детей и подростков.
В вуз по нормам ГТО
В качестве одной из мер, стимулирующих стремление у молодежи к здоровому образу жизни, Путин предложил воссоздание в России физкультурного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») в современном формате, а сдачу нормативов учитывать при поступлении в вузы.
«Думаю, что вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых лет, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО, его нормативы сдавали люди разных возрастов, это был реально работающий механизм. В значительной степени он затерся, но он работал. Эту систему нужно возродить», – сказал президент.
Дети должны стать сильными, должны быть здоровыми, любить спорт и иметь возможности им заниматься
«Более того, считаю, что оценка уровня физической подготовки школьника, сдавшего нормативы по этому комплексу, о котором я сказал, обязательно должна быть отражена в документе об образовании и учитываться при поступлении в вузы», – добавил Путин.
«Назвать его можно по-разному. Здесь меньше всего хотелось бы пользоваться какими-то бюрократическими аббревиатурами. Сейчас не придумаем нового названия, но эту систему надо возродить, и я просил бы включиться в эту работу по поиску самого названия», – сказал Путин и поручил Минобрнауки и Минспорта предметно заняться этим вопросом.
«В такую работу должен быть включен и совет по развитию физкультуры и спорта. На одном из его заседаний подробно рассмотрим подготовленные предложения, в том числе поступившие от граждан и общественных организаций», – сообщил президент.
Он отметил, что нормативы ГТО должны быть гибкими. «Нормативы нужно сейчас вводить, но они должны быть гибкими, и они должны соответствовать уровню физического развития ребенка, да и вообще человека. Нельзя завышать эти требования, чтобы до инфаркта никого не доводить, но должна быть система ориентиров», – заявил Путин.
Напомним, вопрос о возвращении норм ГТО был поднят в январе на встрече Путина с представителями студенческих спортивных клубов.
«Нужна здоровая нация»
Физкультурный комплекс ГТО – программа физподготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР. Существовала с 1931-го по 1991 год, охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Сдача нормативов подтверждалась особыми значками. Чтобы получить значок, нужно было выполнить заданный набор требований, например пробежать на скорость стометровку, отжаться определённое количество раз, прыгнуть с вышки в воду, метнуть гранату.
«Идея возрождения ГТО обсуждалась еще в 2003 году. Это посыл обществу, что спорт – это здоровый образ жизни, соответствие мировым стандартам успешности», – заявил первый замглавы комитета Совета Федерации по социальной политике, известный спортсмен Вячеслав Фетисов.
Он подчеркнул, что спорт является серьезной альтернативой для тех вредных привычек, от которых сегодня страдает молодежь. По словам сенатора, занятия спортом с раннего возраста формируют к 12 годам стойкое неприятие и к алкоголю, и к наркотикам. «Нам нужна здоровая нация, и так мы построим здоровую экономику, добьемся успехов в поставленных задачах», – считает Фетисов.
В Общественной палате инициативы также поддерживают. Член ОП Дмитрий Галочкин считает, что возвращение норм ГТО поможет сформировать мобилизационный резерв из молодых людей, готовых защищать свою страну.
«Во-первых, есть хороший наработанный опыт еще советских времен. Существовала серьезная материальная база, в том числе спортивная. И молодежь занималась спортом, в том числе это был элемент подготовки к службе в армии. Во-вторых, мы понимаем, что в России очень важно опираться на мобилизационный резерв, потому что у нас в армии, помимо срочной службы и помимо офицерского состава, должен быть еще военкоматовский мобилизационный резерв», – сказал Галочкин, по мнению которого, года недостаточно для того, чтобы призывники стали настоящими солдатами.
По мнению члена ОП Ирины Плещеевой, программу физкультурной подготовки ГТО нужно возрождать, так как она позволяет развивать в подрастающем поколении стремление к успеху, но при этом ее необходимо модернизировать.
«Считаю, что, в принципе, эта идея неплохая, не нужно отрекаться от всего старого. ГТО формирует стремление к успеху. Я в школе еще застала комплекс ГТО и помню плакаты с надписью «от значка ГТО к олимпийской медали», и это еще в школьном возрасте будоражило мою душу», – сказала Плещеева.
Она добавила, что сейчас нужно модернизировать систему ГТО, так как не только школьники, но и преподаватели говорили, что современные ученики не всегда могут выполнить те или иные нормативы. Плещеева также считает, что преподаватели должны «не слепо требовать результатов, а делать акцент на индивидуальности каждого ребенка, чтобы не травмировать психику детей, которые не справляются с нормативами».