Мелкие хулиганы
Само по себе употребление алкоголя не является угрозой, проблема не в том, что люди пьют, а в том, как они потом себя ведут
По данным за первые месяцы 2013 года, к административной ответственности за пьянство в самолетах и в аэропортах привлечены более 3 тыс. пассажиров. Об этом во вторник сообщил замначальника отдела досмотровых и массовых мероприятий ГУ на транспорте МВД России Юрий Груздев.
«За первые месяцы 2013 года по всей стране за распитие спиртных напитков в самолетах и аэропортах было привлечено более 3 тыс. человек, за мелкое хулиганство – 305», – сказал РИА «Новости» Груздев.
По его словам, только в январе в столичном аэропорту Шереметьево по решению капитана воздушного судна за подобные нарушения было снято 15 пассажиров, в Домодедово – девять. Во Внуково в начале года обошлось без дебоширов.
Груздев отметил, что в минувшем году к ответственности были привлечены более 22 тыс. пьяных пассажиров, еще более 2 тыс. человек – за мелкое хулиганство. «Хочу отметить, что в соответствии с Воздушным кодексом РФ только капитан воздушного судна имеет право принять решение о снятии авиапассажира с рейса. Сотрудники полиции могут не допустить пассажира на рейс, только если тот находится в розыске или если во время предполетного досмотра у него найдут запрещенные предметы и вещества», – сказал он.
На вопрос о возможности применения в качестве профилактических мер так называемого черного списка Груздев отметил, что подобные списки нарушают конституционные права россиян и противоречат федеральному закону о персональных данных. Вместе с тем он отметил, что минимизировать проблему, возможно, удастся с ограничением продажи алкоголя на бортах самолетов и в кафе аэропортов. «На мой взгляд, продажа алкогольной продукции в стерильной зоне аэропорта, а именно в кафе, барах и ресторанах, способствует совершению правонарушений на борту воздушного судна», – сказал представитель МВД.
Он добавил, что целесообразным может стать наделение дополнительными правами авиаперевозчиков: «Полагаю целесообразным наделить авиаперевозчиков правами принимать у граждан алкогольную продукцию, приобретаемую в магазинах беспошлинной торговли, на время полета и ограничить ее продажу на борту воздушного судна», – добавил Груздев.
По словам Груздева, подобные предложения уже озвучивались представителями МВД России на коллегии федерального агентства воздушного транспорта, которая состоялась в Москве в начале марта этого года.
Кроме того, соответствующие предложения МВД направлены в Минтранс России как федеральному органу исполнительной власти и нормативно-правового регулирования в сфере транспорта.
Стали лучше жить
Комментируя озвученную статистику, член Общественной палаты (ОП) России Сергей Марков отметил, что дебоширов не стало больше, просто к ним повысился интерес, а также возросла активность граждан.
«Число людей, которые занимаются такого рода дебошами, не увеличилось, осталось на прежнем уровне. Но уровень этот весьма-весьма высокий. Просто сейчас все эти случаи вызывают у общества больше раздражения. Кроме того, интерес к этой проблеме поддерживают авиакомпании, которые хотят легализовать черные списки пассажиров. Такие списки и так у них ведутся, но без соответствующего закона у компаний нет права отказывать в покупке билета. Если будет принят закон, появится возможность у авиакомпаний не продавать билеты хулиганам», – предположил Марков в интервью газете ВЗГЛЯД.
По его словам, за последние годы также резко выросла общественная активность населения: в частности, многие с удовольствием снимают правонарушения на видеокамеры. «Сейчас сильно возросла общественная активность граждан, появилось много волонтерских организаций. Люди стали снимать на камеры различные правонарушения.
Третий аспект заключается в том, что люди стали больше летать. Увеличилось число рейсов на курорты, которые стали доступны широким слоям населения. Если вы обратите внимание: дебоши происходят именно в салонах для среднего класса», – указал общественник.
Сергей Марков пояснил, что по проблеме уже давно сформировались решения. «Есть жесткая позиция, что нужно вообще запретить употребление алкоголя на борту. Но эта позиция не находит поддержки. А есть мягкая позиция. Поэтому нужно разработать необходимую правовую базу для создания черных списков. Понятно, что в них нельзя включать граждан произвольно. Это должно быть не в компетенции авиакомпаний, должна быть создана какая-то государственная структура, вносить в список дебоширов нужно только по решению суда. А также разрешить бортпроводникам использование спецсредств», – добавил Марков.
Между тем эксперт ОП по защите прав туристов и пассажиров Роман Бобылев отметил, что проблема с пьяными дебошами существует не только в самолетах, но и на других видах транспорта: «Не самолеты влияют на поведение людей, это сами люди такие, которые могут нарушать порядок в других общественных местах. Не стал бы настолько сильно драматизировать ситуацию», – сказал газете ВЗГЛЯД Бобылев.
#{smallinfographicleft=447514}«Сам не раз был очевидцем дебошей на борту самолета. Приходилось участвовать в их пресечении. Понятное дело, что это мероприятие не из приятных, да к тому же подвергается опасности большое количество людей. Как пассажир я какие-то ограничительные или карательные меры приветствую. И более того, считаю, что надо применять к правонарушителям не только административную ответственность, нужно вводить уголовные наказания». «Само по себе употребление алкоголя не является угрозой, проблема не в том, что люди пьют, а в том, как они потом себя ведут», – отметил эксперт.
Он подчеркнул, что черные списки без правой базы будут противоречить законодательству. «Например, закону о защите персональных данных. В конкретной авиакомпании есть информация о дебошире, но они не имеют права передавать эти сведения в другие организации. Есть также регионы, в которые можно добраться только на вертолетах, в этом случае тоже нельзя людей ограничивать в передвижении. В общем, получается, что санкции будут выноситься авиакомпаниями, но они – не государство. Значит, нужно вносить изменения в соответствующее законодательство», – пояснил Роман Бобылев.
Агрессивные полеты
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, одним из первых резонансных инцидентов на борту самолета стал пьяный дебош, устроенный саратовским бизнесменом Сергеем Кабаловым. 25 января на высоте 12 тыс. метров он набросился на бортпроводника самолета, летевшего в Хургаду. Следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 2 ст. 211 УК РФ (покушение на угон воздушного судна).
18 февраля Головинский суд Москвы заочно арестовал Кабалова. А 7 марта он был задержан в Белоруссии, когда пытался выехать из страны, чтобы скрыться в Европе.
В последнее время участились случаи хулиганства пассажиров авиарейсов. Так, ранее в понедельник стало известно, что известный российский спортсмен Александр Емельяненко оштрафован на 700 рублей за пьяный дебош на борту самолета Москва – Барнаул.
Из-за частых инцидентов в самолетах в МВД в настоящее время разрабатывается новая система определения угроз на транспорте, в частности, предлагается разграничить угрозу теракта и исходящую от дебоширов и нарушителей спокойствия, а потом четко прописать, как поступать в тех и других случаях.
Напомним, 27 февраля в суд было направлено уголовное дело в отношении 41-летнего москвича Владимира Попова, ударившего полицейского в аэропорту Домодедово в Москве.
При этом отмечалось, что «это далеко не первое уголовное дело о дебоширах в столичных аэропортах, расследованное Московским следственным отделом на воздушном и водном транспорте». В 2012 году в суд было направлено восемь уголовных дел об оскорблениях и применении насилия к полицейским со стороны подвыпивших авиапассажиров, рассказали там.
Отметим, что частые случаи хулиганства на борту самолета подвигли депутатов внести в Госдуму законопроект об установке в салонах и кабинах пилотов самолетов видеорегистраторов для борьбы с нетрезвыми пассажирами.
Начальник управления транспортной безопасности Росавиации Юрий Сапрыкин в свою очередь рассказывал, что в составе экипажа самолета могут появиться сотрудники, вооруженные электрошокерами и наручниками, чтобы усмирять пьяных пассажиров, которые устраивают дебош на воздушном судне.
Также в связи с участившимися случаями агрессивного поведения пассажиров на борту самолетов в Следственном комитете России предупредили, что подобные выходки предусматривают наказание до 12 лет лишения свободы. А депутаты Госдумы задумались о введении запрета на пронос алкоголя в самолет.