«Бесконтрольное расходование средств»
В новостях, по радио, по телевизору об этом говорят, а мы этих претензий не видели
«Генеральной прокуратурой проверена некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (фонд «Сколково») и ее дочерние компании, в которых выявлены грубые нарушения законодательства при реализации проекта создания инновационного центра «Сколково», – говорится на сайте надзорного ведомства.
Там пришли к выводу, что «фондом не обеспечены должное организационное руководство и координация деятельности по реализации проекта, что способствовало бесконтрольному расходованию средств, а также причинению ущерба фонду и интересам государства».
Так, «фонду в условиях отсутствующего бюджетного контроля и без утвержденных конкретных целевых показателей его деятельности было выделено около 50 млрд рублей».
А опережающее финансирование и отсутствие порядка инвестирования временно свободных средств привели к тому, что более 22 млрд бюджетных рублей направлялись на приобретение векселей по процентной ставке значительно ниже ставки рефинансирования, а также размещались на депозитах под низкий процент в интересах коммерческого банка.
На сайте Генпрокуратуры приводится целый ряд конкретных нарушений.
Так, 1 марта прошлого года фондом были заключены два договора на создание рекламных видеоматериалов общей стоимостью 54 млн рублей. Хотя, согласно проведенному исследованию, рыночная стоимость выполненных работ не превышает 5 млн рублей. В результате фонду был причинен ущерб на 49 млн рублей.
«Только на консультационные услуги заключено более 200 договоров общей стоимостью 0,6 млрд рублей. При этом выявлены факты завышения стоимости выполненных работ, что причинило ущерб в размере свыше 400 млн рублей», – добавили в надзорном ведомстве.
Признаки фиктивности
Проверка прокуратуры показала, что грантовые средства «с использованием различных теневых финансовых схем направлялись организациям с признаками фиктивности, на счета руководителей грантополучателей, аффилированным компаниям, в том числе находящимся в офшорных юрисдикциях».
«Около 2,1 млрд рублей в нарушение условий грантовых соглашений было отвлечено от научной деятельности и в целях извлечения дохода размещено на депозитных счетах», – отметили в ГП.
Кроме того, вопреки требованиям закона, до установления фондом порядка распределения грантов 102 участникам проекта было выделено 5,7 млрд рублей, что «способствовало предоставлению преференций отдельным из них».
Вдобавок при отрицательном заключении профильного структурного подразделения были выделены гранты четырем участникам на сумму 1,2 млрд рублей.
Наконец, без соответствующей экспертизы дали еще 17 грантов на сумму 3,6 млрд рублей, «по трем из которых члены грантового комитета, в том числе президент фонда, имели личную заинтересованность», отметили в прокуратуре.
В частности, по одному из эпизодов проверки одним из учредителей фирмы, получившей грант на 21,5 млн рублей, стал советник президента фонда. Без разрешительной документации осуществлялось и строительство объектов на территории центра «Сколково». В частности, не были оформлены права на землю.
Угроза на 125 млрд
«Изложенные факты позволили сделать вывод об угрозе нецелевого использования и хищения бюджетных средств в сумме более 125 млрд рублей, планируемых к выделению в рамках государственной целевой подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково», – сообщает Генпрокуратура.
В связи с этим ведомство внесло руководителю фонда представление, где поставлен вопрос о возмещении ущерба, устранении нарушений и их причин, а также привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
В ГП отметили, что фонд уже принял определенные организационные меры, в частности, возместил 15 млн рублей ущерба по договорам на создание рекламных видеоматериалов и прекратил выплаты грантов на сумму более 300 млн рублей.
Двум вице-президентам фонда были объявлены выговоры.
И также по итогам проверки в суды были заявлены иски о взыскании еще 30 млн рублей ущерба.#{crime}
Кроме того, Генпрокуратура попросила министра финансов принять меры к «повышению результативности и соблюдению целевого характера при расходовании фондом выделенных из бюджета средств», а руководителя ФНС – «обратить особое внимание на проведение проверок участников проекта».
В фонде ничего не знают
Источник газеты ВЗГЛЯД в фонде рассказал, что пока там не получали из прокуратуры никаких документов, а потому прокомментировать претензии не могут.
«Вообще, это странная ситуация, что везде в новостях, по радио, по телевизору об этом говорят, а мы этих претензий до сих пор не видели», – сказал источник.
По той же причине он затруднился ответить на вопрос, о каких конкретно лицах идет речь, каким вице-президентам объявлены выговоры.
«У нас жизнь идет своим чередом. Мы готовимся к «Открытым инновациям». Вот, президент Эквадора сегодня был с визитом», – добавил он.
Позже представитель инновационного центра «Сколково» рассказал РИА «Новости», что часть нарушений, обнаруженных в фонде при проверке Генпрокуратурой, уже устранена, а по оставшимся идут дополнительные проверки и экспертизы.
Он напомнил, что проверка «Сколково» проводилась Генпрокуратурой с апреля по август 2013 года на основании принятого в конце 2012 года акта Счетной палаты.
По словам собеседника агентства, «Сколково» и Генеральная прокуратура согласовали план мероприятий по устранению недостатков и совершенствованию контроля.
В свою очередь генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заявил газете ВЗГЛЯД, что у ряда нарушений, которые были выявлены, может быть следующее объяснение:
«Сложно предположить, что проект, находящийся на стадии стартапа, будет сразу выдавать какой-то научный результат, – отметил он. – Что касается конкретных злоупотреблений, в которых уличили некоторых сотрудников фонда, то здесь и комментировать ничего не стоит. Если есть доказательства их вины, конечно, их нужно передавать в суд».
Около 2,1 млрд рублей в нарушение условий грантовых соглашений было отвлечено от научной деятельности
Однако, говоря о нецелевых тратах, эксперт призвал к осторожности.
«Конечно, это бюджетные средства, и отчет по ним должен быть, что называется, кристально чистым. Но сложно от фонда, от которого требуют одновременно и научных результатов, и организации научно-практической работы, да еще и на начальном этапе его деятельности, когда он находится, что называется, в «чистом поле», требовать этих самых результатов», – заметил Мухин.
На неоправданные перенаправления средств он призвал реагировать жестко. Однако, если это было сделано в оперативном порядке и «обоснованно», тогда, по его словам, по этим фактам нужно «принимать уже политическое решение».
Мухин высказал мнение, что дальше могут последовать и уголовные дела, но «все будет зависеть от серьезности итоговых обвинений».
«В целом, думаю, будет произведена необходимая корректировка, виновные будут наказаны и уволены. «Сколково» не первый раз попадает под прицел интереса правоохранительных органов. Этот скандал, думаю, не первый и не последний, но «Сколково» же не закрылось до сих пор», – резюмировал эксперт.
А исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Пакка в разговоре с газетой ВЗГЛЯД отметил, что «Сколково» изначально было в большей степени проектом политическим, а не экономическим.
«И когда принималось решение о его открытии, действительно не были обеспечены должные механизмы регулирования выделяемых денежных потоков. В первую очередь мы хотели показать всему миру, что страна слезает с нефтегазовой иглы и встает на инновационные рельсы, – сказал он. – Выделялись сумасшедшие деньги. А когда есть большие денежные потоки, всегда появляется большое количество интересантов, которые хотят направить их в нужное русло или в свой карман».
При этом Пакка высказал удивление тем, что какие-то деньги, по данным прокуратуры, выделялись грантополучателям без экспертизы.
«Я знаком с механизмом экспертной оценки для того, чтобы стать резидентом «Сколково», – сказал он. – Каждый проект там направляется десяти экспертам, причем в «хаотичном порядке». То есть никто из них не знает названия фирмы, ее контактов и т.д. И если там несколько десятков или сотен экспертов, я с трудом себе представляю, как сделать так, чтобы они были в курсе, что тот или иной проект нужно пропустить».
Пакка также выразил мнение, что так как проект «Сколково» очень важен для страны, уголовные дела по поводу претензий прокуратуры в ближайшее время вряд ли появятся.
«Но многое будет зависеть от телодвижений президента фонда, от того, как он будет реагировать на предписания прокуратуры», – подытожил он.
Не первый раз
Фонд «Сколково» не первый раз привлекает внимание правоохранительных органов.
Так, еще один скандал был связан с именем депутата Госдумы Ильи Пономарева. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в конце августа суд частично удовлетворил иск фонда, взыскав с Пономарева около 2,7 млн рублей.
Вернуть выплаченные фондом деньги требовал у депутата сам глава фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. Он говорил, что деньги были получены нечестным путем. Однако Пономарев заявил, что это были его гонорары за лекции и что они были потрачены на выполнение им работ.
Поводом для проверки незаконного получения парламентарием денег от наукограда послужило обращение лидера ЛДПР Владимира Жириновского в Генпрокуратуру и СК. Жириновский требовал также лишить Пономарева мандата за совмещение депутатской и коммерческой деятельности, однако в этом лидеру ЛДПР было отказано.
А ранее Следственный комитет возбудил дело о растрате в отношении вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова. Следователи считали, что он незаконно передал Пономареву средства фонда.
Напомним также, что в мае ушел в отставку вице-премьер Владислав Сурков, который, в том числе, курировал развитие «Сколково». Незадолго до этого Сурков, выступая в Лондонской школе экономики, заявил, что следствие еще должно доказать, что злоупотребления по проекту «Сколково» имели место, а пока же не стоит говорить о различных подозрениях так громко.
Позже официальный представитель СК Владимир Маркин в ответ на слова Суркова опубликовал статью с достаточно жесткими комментариями вокруг ситуации в «Сколково».