Министр обороны Сергей Шойгу вернул командующим военными округами полномочия, связанные с кадровыми вопросами, сообщил в понедельник на первом еженедельном совещании начальник Генштаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Герасимов.
В его деятельности какой-то военно-стратегической, да и просто разумной логики не было
По его словам, министр утвердил регламент ведомства, которым пересмотрены полномочия руководителей органов военного управления по присвоению военнослужащим воинских званий, назначению их на должности и освобождению от занимаемых воинских должностей, увольнению с военной службы, направлению в командировки.
С 1 января 2012 года по настоящее время решения по указанным вопросам принимал только министр обороны.
«Теперь ситуация меняется. Задача командующих войсками военных округов, начальников главных и центральных управлений, других руководителей, которым вернули данные полномочия, – не допустить перегибов, особенно в кадровых вопросах», – заявил Герасимов, слова которого приводит пресс-служба военного ведомства.
14 января глава военного ведомства Сергей Шойгу провел первое селекторное совещание в Минобороны. Совещания под руководством министра будут проводиться раз в месяц. Еженедельные селекторные совещания будут проводить начальник Генштаба ВС РФ или замминистра обороны, а также командующие военными округами, сообщает ИТАР-ТАСС.
Такой формат работы – в форме селекторных совещаний – Шойгу использовал на посту главы МЧС.
«Командующие округами были наделены полномочиями присваивать звания до капитана включительно и назначать на соответствующие должности, – напомнил в интервью газете ВЗГЛЯД бывший замминистра обороны генерал-полковник Анатолий Ситнов. – На должность командира батальона назначал уже главком, а на должность командира полка назначал министр обороны».
«Есть такое понятие – «греби под себя, когда много нагребешь, будет много удовольствия», – объяснил он, по его мнению, логику решения о перераспределении полномочий в пользу министра. – Всегда было так, что главкомы и командующие округами имели право присваивать ордена во время войны и после войны. У каждого была своя категория».
«То, что складывалось веками и апробировано на практике, разрушать не стоит, – заявил газете ВЗГЛЯД президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. – Нужно изучать и развивать эту систему. А волюнтаристские методы, которые применял Сердюков буквально во всех сферах жизнедеятельности Вооруженных сил, действительно, многое разрушили, они не учитывают нынешнюю ситуацию, не учитывают традиции и, конечно, привели к расшатыванию всей системы, в том числе к системе присвоения званий. Сергей Кужугетович вернулся к тому, что выработано веками, одобрено практикой и военного, и мирного времени, он просто исправил очередной зигзаг Сердюкова и выровнял историческую традиционную линию».
«Кадровые вопросы – широкое понятие. Это и подготовка офицерского состава, а у нас в этом плане многое разрушено. Разрушена система военных училищ, академий. Некоторые профессии, такие как военные финансисты, офицеры-международники, вообще исключены из программ подготовки. С другой стороны, кадровая чехарда состояла и в том, что должности военнослужащих замещали гражданскими. Медики задают вопрос: в госпитале только начальник отделения является военнослужащим. А как он будет расти до этой должности, никто ответа не дал. Сразу становиться начальником отделения после академии – это неправильно. Огульные сокращения офицеров – тоже кадровый беспорядок. Присвоение воинских званий, выдвижения на должности, чередование штабных, командирских, инженерных должностей – все это было развалено. Весь этот комплекс кадровых проблем Герасимов и имел в виду, ставя задачу: не торопиться», – добавил он.
«Трудно объяснить такое решение Сердюкова, – отметил Ивашов. – В его деятельности какой-то военно-стратегической, да и просто разумной логики не было. Он принимал решения, глядя в потолок. В том числе и здесь: хотелось ему больше власти над всеми военнослужащими. Зачем это нужно и кто ему это советовал, сказать сложно. Ни один разумный офицер ему бы этого не посоветовал. Значит, советы шли с другой стороны, с коммерческой».
Генерал обратил внимание, что в зарубежных армиях все кадровые вопросы не замкнуты на министров. «В каждой армии по-своему, но эта градация присутствует везде: какие-то звания присваивает командующий. Я не знаю такой армии, в которой все звания присваивал бы министр обороны, тем более что он гражданский человек», – сказал Ивашов.
«Это абсолютно верно, – прокомментировал решение Сергея Шойгу бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск генерал-полковник Юрий Букреев. – Нужно наделять большими полномочиями командиров на местах. Получение возможности командующим оперативно-стратегических командований и главкомам видов Вооруженных сил присваивать воинские звания и продвигать офицеров по службе повышает авторитет этих органов управления в войсках».
«Сердюков замкнул на себя не только младших офицеров, – отметил он. – Я столкнулся с такой проблемой, когда вопросы назначения солдат и сержантов по контракту отдавались приказу министра обороны. Мне известен случай, когда при оформлении на службу по контракту документы были отправлены в Москву и ходили около полугода, пока должность, на которую определялся этот контрактник, не была сокращена. Это неслыханное дело».
«Трудно сказать, почему Сердюков это делал, – добавил Букреев. – Кадровым органам, по сути, невозможно было работать: все равно они не знают офицеров на местах, возможны и кадровые ошибки. Только командир, который служит на месте, вправе определять профпригодность офицера, продвигая его по службе, включая присвоение воинских званий. И у него в руках должны быть соответствующие моральные стимулы, чтобы поддерживать интерес к службе.
Он отметил, что уследить за кадровыми вопросами, касающимися сотен тысяч офицеров по всей стране, кадровым органам центрального аппарата физически невозможно. «Он не присваивал никому звания, дела залеживались. С приходом Шойгу, если помните, около пятидесяти человек получили высшие офицерские звания, представления на которые более года лежали без движения в Главном управлении кадров», – сказал генерал.
«Сложно, когда все замкнуто на одного человека. Сложно формировать списки, сложно находить время, чтобы пробиться к нему, ведь к министру обороны не так-то просто попасть кадровым органам. И представьте себе человека, которому вроде бы оформили документы на присвоение очередного воинского звания, проходят месяцы, иногда, может, и год, а ему все не присваивают. Такая жизнь в ожидании, конечно, не прибавляет энтузиазма в службе», – подчеркнул он.
25 октября прошлого года Следственный комитет сообщил о возбуждении пяти уголовных дел, позднее объединенных в одно, по фактам мошенничества при продаже недвижимости, земли и акций, принадлежащих ОАО «Оборонсервис». По данным следствия, чиновники Минобороны выбирали из имущественного комплекса Оборонсервиса наиболее привлекательные объекты, участки и акции, вкладывали в недвижимость огромные бюджетные средства, а затем продавали по ценам на сотни миллионов рублей ниже рыночных аффилированным с компанией «Оборонсервис» коммерческим структурам. «При этом многие объекты недвижимости покупались за счет денежных средств, похищенных у самого же Оборонсервиса», – отмечали в СК.
Президент поручил главе военного ведомства Анатолию Сердюкову обеспечить взаимодействие со следствием. Позднее, чтобы взаимодействие было лучше, он отправил Сердюкова в отставку, заменив его Сергеем Шойгу. «Учитывая обстановку, которая сложилась вокруг Министерства обороны, для того чтобы создать условия для объективного расследования всех вопросов, мной принято решение освободить министра обороны Сердюкова от занимаемой должности», – сказал во вторник Путин на встрече с Шойгу в резиденции Ново-Огарево.