Приволжский районный суд Казани во вторник вынес приговор двум бывшим сотрудникам отдела полиции «Дальний», где в марте этого года после пыток погиб человек. 25-летний Ильшат Гарифуллин и 37-летний Рамиль Нигматзянов признаны виновными в превышении должностных полномочий, которое привело к смерти задержанного Сергея Назарова, и приговорены к 2,5 и 2 годам колонии-поселения соответственно, передает «Интерфакс».
Бывший участковый отдела полиции «Дальний» Ильшат Гарифуллин (фото: ИТАР-ТАСС) |
По статье «Служебный подлог» (ч. 2 ст. 292 УК РФ) оба фигуранта оправданы.
Перед последним словом Ильшат Гарифуллин перекинулся парой фраз с адвокатом. Попросил прощения у Назарова и попросил условное наказание. «Я готов выплатить компенсацию и прошу назначить для меня условный срок, не связанный с лишением свободы», – сказал на заседании Гарифуллин.
Рамиль Нигматзянов отказался от последнего слова, передает «Комсомольская правда в Казани».
За превышение полномочий и подлог Гарифуллин и Нигматзянов могли получить в общей сложности до 14 лет заключения каждый. В прениях гособвинитель попросил назначить Гарифуллину наказание в виде трех лет шести месяцев в колонии-поселении, а Нигматзянову – три года колонии-поселения.
Кроме того, он попросил частично удовлетворить иск брата погибшего о взыскании компенсации за моральный вред – по 300 тыс. рублей. Как сообщалось, брат погибшего Игорь Назаров запрашивал по 500 тыс. рублей с каждого.
Бывший участковый отдела полиции «Дальний» Рамиль Нигматзянов (фото: ИТАР-ТАСС) |
Адвокат экс-участкового Гарифуллина попросил суд признать вину своего подзащитного лишь в превышении служебных полномочий и при назначении наказания учесть смягчающие обстоятельства – положительные характеристики, ведомственные награды и наличие малолетнего ребенка. «Исправление Гарифуллина возможно без изоляции от общества», – сказал адвокат.
В свою очередь защитник экс-участкового Нигматзянова попросил суд оправдать своего подзащитного полностью, поскольку «содеянное им не образует уголовно наказуемого деяния».
Дело участковых было выделено в отдельное производство, так как в ходе следствия они полностью признали свою вину, заключили досудебное соглашение и ходатайствовали о рассмотрении дела в особом порядке. Однако позднее обвиняемые это ходатайство отозвали. А в Следственном комитете 11 сентября заявили, что на снисхождение им в любом случае рассчитывать не приходится.
«Подсудимые отказались от данных в ходе расследования уголовного дела признательных показаний о том, что 9 марта 2012 года они, не имея достаточных оснований, доставили 52-летнего Сергея Назарова в отдел полиции «Дальний», где сфальсифицировали материалы о совершении им мелкого хулиганства. И теперь уголовное дело не будет слушаться в особом порядке», – заявлял официальный представитель СК Владимир Маркин.
В ведомстве отмечали, что в ходе следствия было допрошено более 200 свидетелей, проведены очные ставки и 87 различных экспертиз, что и легло в основу обвинительного заключения. Именно под давлением совокупности этих улик участковые Гарифуллин и Нигматзянов признали свою вину и подписали досудебное соглашение, которое позволяло бы им получить более мягкий приговор.
Известие о смерти в реанимационном отделении казанской больницы 52-летнего Сергея Назарова потрясло в марте всю страну. В медицинское учреждение мужчина поступил из отдела полиции «Дальний» с диагнозом «разрыв прямой кишки». По утверждению родственников погибшего, перед операцией он успел сказать врачам, что его изнасиловали бутылкой из-под шампанского в помещении ОП «Дальний».
Туда Назаров был доставлен по обвинению в мелком хулиганстве. По версии следствия, 9 марта 2012 года в Казани Гарифуллин, который вел поиск человека, виновного в краже сотового телефона в магазине, совместно с Нигматзяновым доставил 52-летнего Сергея Назарова в отдел полиции «Дальний».
#{smallinfographicleft=368883}В отделе Гарифуллин и Нигматзянов, как полагает следствие, сфальсифицировали материалы, послужившие основанием для составления в отношении задержанного протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей «Мелкое хулиганство».
Подозреваемые полицейские утверждали, что Назаров был доставлен в отдел за нецензурную брань на улице и сам нанес себе повреждения, от которых впоследствии скончался. Однако проведенная экспертиза показала, что Назаров не мог нанести себе смертельные раны самостоятельно.
В издевательствах над Назаровым обвинили шестерых. Дела Гарифуллина и Нигматзянова разбирали отдельно, а остальные четверо экс-полицейских обвиняются в избиении и издевательствах над Назаровым, от которого требовали признаться в краже сотового телефона, что привело к гибели задержанного.
Всем четверым предъявлено обвинение по ст.111 ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и ст. 286 ч. 3 п.п. «а, в» (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, с причинением тяжких последствий) УК РФ.
Причем эти четверо, а также еще несколько экс-сотрудников «Дальнего» обвиняются в неправомерных действиях по отношению к другим задержанным, эти дела также расследуются.
После поднявшегося скандала в Татарстан поехали следователи СК, вскрывающие один за другим факты издевательств над людьми в отделениях полиции, а в прессе появляются все новые свидетельства тех, кто был там искалечен или у кого были убиты родственники.
Генеральная прокуратура создала специальную комиссию для проверки работы всех отделений полиции Республики Татарстан.
Весь личный состав ОП «Дальний» был выведен за штат, его начальник уволен. Генерал-лейтенант полиции Асгат Сафаров, возглавлявший МВД по Татарстану, был отправлен в отставку. Ряд парламентариев спрашивали в стенах Госдумы, не собирается ли в отставку и федеральный министр Рашид Нургалиев, однако на этот вопрос тот ответил отрицательно.