Недоумение, которое вызвало появившееся накануне сообщение о том, что в чеченских школах преподавать предметы «История религии» и «Основы религии» будут представители духовенства, дошло в пятницу до министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Комментировать эту информацию он, по его словам, пока не готов, но отметил, что «Основы религиозных культур и светской этики» являются светским школьным предметом.
В первую очередь я им показал, как омовение делать, как намаз делать, как вести себя с родителями, с учителями, с директором
«Это светский курс, его должны преподавать учителя, которые не являются священнослужителями», – приводит «Интерфакс» слова Ливанова.
Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов заявил газете ВЗГЛЯД, что не готов пока комментировать эту информацию. В то же время сотрудники администрации республики, с которыми удалось пообщаться корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, разошлись во мнениях: одни говорят, что все преподаватели этих предметов имеют светское образование, а некоторые вдобавок религиозное, по словам же других, некоторые завучи окончили только религиозные учебные заведения.
Завуч одной из чеченских школ Дени Магомадов рассказал газете ВЗГЛЯД, что сам он окончил светское заведение по специальности арабский и английский языки и работал по этой профессии до того, как ему предложили вести курс «История религии». «Некоторые (преподаватели – прим. ВЗГЛЯД) имеют светское образование, а некоторые закончили медресе, а образование получили в своих селах, учились дома. Но им обещали, что устроят на заочное отделение, чтобы они имели какое-то представление о педагогике и т. д.».
Комментируя заявления о том, что школьное образование в России по закону является светским и представители духовенства не должны преподавать, он посетовал на плачевное положение в российских школах. «Это отчаянный шаг. Вы сами знаете, какое положение в наших школах. Был сериал «Школа». Это правда, это по всей России, больной вопрос во всех школах. Что бы ни говорили, я считаю, что это правильный шаг. Должны же предприниматься какие-то действия», – сказал Магомадов.
«Разумный человек поймет. Остальные пускай посмотрят фильм «Школа», – заключил он.
Еще один завуч, с которым удалось пообщаться корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, имеет религиозное образование. Иса Хайдаев окончил исламский институт в Курчалое, где, по его словам, он получил как религиозное, так и педагогическое образование. Прежде чем прийти в школу, работал заместителем имама в одной из мечетей. Критикам, которые ссылаются на Конституцию и федеральное законодательство, он отвечает так: «Те, кто закончил исламские институты или университет, все учились в школах. Я тоже учился в школе, после школы поступил в исламский институт. Почему нельзя? Конечно, можно. Со школы же надо начинать. Ничего против ислама и против закона нет в том, что ты преподаешь арабский в школах. Глава республики разрешил. Глава Российской Федерации разрешил: где христиане, там провести христианские уроки, а где мусульмане, там провести мусульманские уроки».
Иса Хайдаев рассказал также о том, как он начал свой курс. «В первый день моей работы я вел занятия у трех девятых классов, – сказал он. – Там было в общей сложности 75 учеников, девушки и мальчики. Из них только трое знали, как намаз делать. Остальные 72 говорят, что намаз делают, а как делать, как омовение делать – они вообще не знают».
«В первую очередь я им показал, как омовение делать, как намаз делать, как вести себя с родителями, с учителями, с директором, как надо вести себя в школе, как должно быть между учениками, между мальчиками и девочками», – продолжил он.
По словам Исы Хайдаева, во втором полугодии он собирается читать с учениками Коран, для чего преподаст им основы арабского языка.
«Мы будем рассказывать, что такое ваххабизм, экстремизм, что такое таррикат. Это все будем изучать», – отметил он.
«Нам будут давать учебники, по ним мы будем преподавать. И христианство будем изучать – мусульмане должны знать все религии», – сказал завуч.
Напомним, накануне пресс-служба главы и правительства Чечни сообщила, что преподавать предметы «История религии» и «Основы религии», которые вводятся в школах республики, будут представители местного духовенства.
Они будут приняты на работу в общеобразовательные учебные учреждения в качестве завучей школ по воспитательной работе», – говорится в сообщении. Как отметили в пресс-службе, 420 человек, имеющих религиозное образование, «уже прошли необходимую аттестацию для преподавания в школах республики».
Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече с директорами и преподавателями средних учебных заведений республики и с представителями духовенства заявил, что на этих преподавателей «возложена колоссальная ответственность».
«Вам необходимо будет донести до школьников суть истинного ислама. Вы должны понимать, что это огромная ответственность. Если мы сегодня не начнем воспитывать в детях культуру поведения, культивировать в них такие чувства, как гордость, честь, уважение, достоинство, то все наши усилия в будущем окажутся бесполезными», – приводит пресс-служба слова Кадырова.
«Наверное, у них (у имамов в чеченских школах – прим. ВЗГЛЯД) есть педагогическое образование и религиозные знания. Если он не имеет светского образования, конечно, он не имеет права работать», – сказал по этому поводу в интервью газете ВЗГЛЯД председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев.
При этом он отметил, что преподавание ислама в исламских республиках считает важной задачей. «Еще с ельцинских времен мы постоянно говорили, что нам нужно всячески расширять пространство обучения исламу и вообще религии. В советское время система была другая, другая идеология. Я считаю, что во всем, что произошло, виновата та система: люди же не знали, что в себе несет ислам, что в себе несет религия. И когда из-за рубежа приходили миссионеры, которые хотели преподавать «чистый ислам», люди начали им верить. А у них ничего исламского не было. Поэтому мы получили войны и «горячие точки», – считает Бердиев.
«Мы еще тогда просили: давайте мы будем обучать детей, дайте больше времени на телевидении, чтобы мы могли разъяснять, что такое религия, что она в себе несет. Но этого не понимали. До сих пор это все тянулось, потому что по закону мы живем в светском государстве, мулла или священник не имеет права преподавать в школе: религия отделена от государства, школа от церкви. Но Путин прекрасно понимает, что от общества религию отнимать никак нельзя. Поэтому мы нашли такой способ: мы будем готовить учебники, а на их основе светские преподаватели будут обучать детей, что несет в себе религиозная вера. Наверное, Рамзан Кадыров нашел среди преподавателей тех, кто имеет религиозное образование, и, наверное, они будут как раз доносить истинный ислам. Это очень важно», – добавил он.
«Тот, кто родился в мусульманской семье, должен знать основы. А когда он повзрослеет – это уже его право, верить или нет. Ведь когда мы говорим «обучать детей», это не означает, что мы их всех построим и они будут молиться», – заключил Бердиев.
Председатель правления фонда «Право ребенка», член Общественной палаты России Борис Альтшулер, который был членом Общественного совета Минобрнауки во время, когда шло обсуждение нового курса, заявил газете ВЗГЛЯД, что выступает против деления детей по изучаемой религии. «В Чеченской Республике 99% выбрали ислам. Что там будет делать русский ученик? В соседнем Ставропольском крае 99% выбрали православие. Что там будут делать ребятишки из республик Северного Кавказа?» – сказал он газете ВЗГЛЯД. «Кстати, в Чеченской Республике нарушают, вообще-то говоря, правила Минобрнауки, потому что по ним нельзя, чтобы служители культа преподавали эти модули. Но эти правила ведь не закон, они легко нарушаются», – добавил он.
«Это издевательство над детьми и одновременно, конечно, прививка нетолерантности. Надо вводить один предмет: «История мировых религий и этика», – считает Альтшулер.
В марте была обнародована статистика Минобрнауки, согласно которой родители более 2/3 российских школьников отказались углубляться в изучение той или иной религиозной конфессии. Они захотели, чтобы их дети изучали общие курсы религии и этики, дающие представление об основах всех религиозных культур, официально признанных на территории России.
Согласно этим данным, модуль «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся, «Основы православной культуры» – 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» – 20,3%, «Основы исламской культуры» – 5,6%, «Основы буддистской культуры» – 1,2%, «Основы иудейской культуры» – 0,1%.
Опрос газеты ВЗГЛЯД показал, что результаты выбора большинства родителей – 67,3% («Основы светской этики» – 47% и «Основы мировых религиозных культур» – 20,3%) – говорят о том, что российские граждане нацелены на то, чтобы их дети на религиозной ниве копали не столько «вглубь», сколько «вширь».