«Своеобразный симметричный ответ»
Одно могу сказать - России необходимо занять твердую позицию. Потому что они вконец обнаглели
Об иске в Страсбург Пааво Салонена против Павла Астахова и правительства РФ сообщают финские СМИ, в частности, портал телерадиовещания Финляндии «Yle».
По мнению Салонена, российский детский омбудсмен и российские власти оскорбили его и грубо нарушили права его самого и его сына Антона. В частности, Салонен утверждает, что Астахов оскорбил его в середине июня в заявлении российским СМИ, в котором подверг критике решения финских судов по делу Риммы Салонен (тогда женщине так и не предоставили право опеки над сыном – прим. ВЗГЛЯД). В том интервью детский омбудсмен, в частности, «затронул вопросы, касающиеся конфиденциальных данных о здоровье Салонена», передает «Интерфакс» со ссылкой на финское информационное агентство.
«Человек в столь высокой должности должен говорить, по моему мнению, правду, и, в конце концов, этому нужно положить конец и это нужно сделать сейчас. Эти дела нужно прекратить и России», – заявил Салонен.
Также, по мнению финна, правительство России виновно в том, что помешало ему и его сыну законным путем покинуть Россию 14 апреля 2009 года. И поэтому он был вынужден прибегнуть к помощи финского дипломата, переправившего мальчика контрабандно через границу в багажнике дипломатической машины.
В МИД Финляндии, по данным «Интерфакса», в курсе иска своего гражданина в ЕСПЧ, однако комментировать ситуацию отказались.
Между тем уже известна реакция Павла Астахова. В четверг детский омбудсмен признался журналистам, что узнал об этой ситуации из СМИ. «Скорее всего, это будет не иск к Астахову, а к правительству России. И, скорее всего, это ответ на то, что ЕСПЧ принял решение рассмотреть дело Риммы Салонен против Финляндии, потому что он принял ее жалобу. Это своеобразный симметричный ответ, как считают финские власти», – приводит слова омбудсмена РИА «Новости».
Уполномоченный также рассказал, что Пааво Салонен не владеет русским языком и вряд ли мог прочитать какие-то высказывания Астахова в нашей прессе.
Кроме того, Астахов заявил, что не намерен менять свою критическую оценку решения финского суда: «Это мое личное мнение, никто не имеет права заставить меня отказаться от него, даже ЕСПЧ», – подчеркнул Астахов.
В целом же он заявил, что не видит смысла в поданном финном обращении в Страсбург, хотя не исключает в будущем новых исков, например, от американской организации Ranch for kids Incorporated, передает «Интерфакс». При этом он считает, что «подать иск к физическому лицу в ЕСПЧ невозможно».
А в официальном заявлении на сайте детского уполномоченного говорится, что «попытки пожаловаться в Европейский суд по правам человека на правительство России и уполномоченного по правам ребенка – странные и нелепые средства решения проблем русскоязычных семей в Финляндии». «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает безусловные гарантии свободы выражения мнения. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение, – говорит Астахов. – У российского правительства, как и любого другого лица, есть право выражать свое отношение к принимаемым в Финляндии решениям. В том числе критиковать их и подвергать сомнению, обжаловать и выражать протест против явно несправедливых действий».
Обращение в ЕСПЧ он назвал «очередным недружелюбным шагом в наших и без того непростых отношениях в сфере семейных и детских проблем, существующих в связи с чрезмерным вмешательством государства в дела русскоязычных семей».
«В очередной раз демонстрируется политика двойных стандартов. Финский дипломат, вывезший Антона Салонена в багажнике своего автомобиля, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, оправдывается финскими властями и МИДом этой страны, а критики его неправомерных действий подвергаются атаке. Одновременно финские власти упорно замалчивают тот факт, что Римма Салонен тоже подала иск против Финляндии в ЕСПЧ и он принят к рассмотрению», – подчеркнул омбудсмен.
#{smallinfographicleft=415988}О том, имеет ли перспективы в Страсбурге Пааво Салонен, газета ВЗГЛЯД попросила также рассказать адвоката международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Ирину Долгову.
«Во-первых, для того, чтобы Европейский суд начал рассматривать эту жалобу, он должен посчитать ее приемлемой и принять к производству, – рассказала она. – Кроме того, я не знаю, чтобы в каких-то выступлениях Астахова звучали факты, искажающие реальную картину. Естественно, он – полномочный представитель ребенка в России и прежде всего он будет отстаивать интересы детей Российской Федерации и, соответственно, права их родителей. Я не думаю, что у противоположной стороны большие шансы выиграть дело против него».
Адвокат также отметила, что ЕСПЧ сложно обвинить в отсутствии объективизма и предвзятости к России (например, в пользу Финляндии – прим. ВЗГЛЯД). «Нет, этого абсолютно нет. Мы сами участвовали в большой программе, ездили в ЕСПЧ, там проводили занятия и с нами, и многими другими группами из России, как раз по рассмотрению жалоб. Если дойдет до рассмотрения по существу, все будет честно и объективно», – заверила юрист.
Что касается иска в ЕСПЧ от Риммы Салонен, который та подала на год раньше мужа, то, по мнению юриста, об очередности рассмотрения двух исков от разных членов семьи говорить пока сложно: «Повторюсь, нужно для начала знать, признали ли ту или иную жалобу приемлемой, приняли ли к производству или нет. Такой строгой очередности тут нет. Наверняка там будут рассматриваться два разных предмета. И если суд посчитает их приемлемыми, то рассмотрит оба иска».
Не один Салонен
Это мое личное мнение, никто не имеет права заставить меня отказаться от него, даже ЕСПЧ
Напомним, что против Павла Астахова со стороны зарубежных родителей подала иск о защите чести и достоинства и американка Тори Хансен, бывшая приемная мать российского мальчика Артема Савельева.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Артем прилетел из Вашингтона в Москву один 8 апреля 2010 года. При нем была только записка, в которой говорилось, что приемная мать отказывается от ребенка, поскольку он якобы психически неуравновешен. Хансен жаловалась, что Астахов назвал ее не «бывшей приемной матерью», а «приемной матерью», хотя она уже некоторое время ею не являлась, тем самым «завуалировано обвинив ее в неисполнении законодательства». Но московский суд отказал американке.
И координатор движения «Русские матери» по Петербургу Инга Рантала, которая так же, как и Римма Салонен, пострадала от действий финских органов опеки, рассказала газете ВЗГЛЯД, что зарубежные родители, за исключением Хансен, на Астахова, вероятно, в суд еще не подавали.
«Одно могу сказать – России необходимо занять твердую позицию. Потому что они вконец обнаглели. И Страсбург им неоднократно делал замечания... А то, что уни уже и к нашему Павлу Алексеевичу Астахову иски подают, – это еще раз говорит о том, что у нас очень слабое правовое поле», – рассказала Рантала.
Она напомнила, что полгода назад ей пришло заключение за подписью финского омбудсмена о том, что ребенка из ее семьи местные власти забрали незаконно. «Это доказывает, что ошибки допускаются и за границей, как со стороны социальных служб, так и со стороны правоохранительных органов. Чтобы у нас не думали, что в России все нарушается, все плохо, а там все хорошо», – отметила Рантала.
«За границей в чем они молодцы? Если это гражданин их страны, то они не ставят под сомнение его невиновность и даже, не зная, что он за человек, все равно пытаются его защитить. У нас же наоборот – сразу начнут говорить, что раз русский, то наверняка неправильно себя вел. И защита снимается сразу», – посетовала координатор движения «Русские матери».
По ее словам, сегодня многие «русские мамы», которые бегут из-за границы, не получают в России защиты: «Суды отказываются принимать заявления на развод и на определение места жительства ребенка в России, что очень нужно для получения им полноценной медицинской помощи, устройства в садик, школу и т.д. А их направляют то в Швецию, то в Норвегию, мол, возвращайтесь обратно и решайте свои проблемы там, где они начались. При этом понятно, что там решение, скорее всего, будет против них. А для наших судов, видимо, такие дела в новинку, они не знают, как себя вести и тем самым «отфутболивают» что русских матерей, что русских детей», – резюмировала Инга Рантала.
Напомним, история семейного конфликта в семье Салонен, вылившегося в итоге в международный скандал, началась в 2008 году, когда Римма Салонен уехала с сыном Антоном из Финляндии в Россию. 12 апреля 2009 года отец мальчика – финн Пааво Салонен – при содействии дипломатов своей страны тайно вывез ребенка в Финляндию в багажнике дипломатического автомобиля, что привело к крупному скандалу между двумя странами.
Следственные органы России возбудили уголовное дело в отношении Пааво Салонена по п.п. «а», «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ («Похищение по предварительному сговору заведомо несовершеннолетнего»). Позднее свое расследование инициировало УФСБ по Петербургу и Ленобласти. Второе дело в отношении финна было возбуждено по ч. 1 ст. 322 УК РФ («Незаконное пересечение государственной границы РФ»).
Летом 2009 года Римму пригласили под предлогом встречи с сыном в Финляндию, где она была арестована и приговорена Уголовным судом города Тампере к 1,5 годам условно за похищение сына, а также к выплате компенсаций на общую сумму в 25 тыс. евро за расходы, понесенные бывшим супругом на доставку ребенка из России. А Пааво Салонен был назначен опекуном ребенка.
Суд разрешил Римме Салонен видеться с сыном дважды в месяц в присутствии представителей полиции, причем при встречах ей запрещено разговаривать по-русски. В октябре 2010 года окружной суд города Турку отказал в удовлетворении кассационной жалобы россиянки и оставил приговор нижестоящей инстанции без изменений. Суд города Пори, куда россиянка обратилась в надежде добиться права на воспитание сына, также отказал в удовлетворении иска.
И, наконец, в июне этого года финский суд вновь отказал Римме Салонен в праве опеки над сыном. Однако позволил встречаться с ним не дважды в месяц, как раньше, а четыре раза. Правда, по словам ее представителя Йохана Бекмана, отец ребенка не выполняет эти условия.
Напомним также, «дело Салонен» – далеко не единственное, где в центре конфликта оказались дети из смешанных русско-финских семей. Газета ВЗГЛЯД также неоднократно сообщала о «деле семьи Рантала», семье Путконен и других.