В понедельник в Московском гарнизонном военном суде начались прения сторон по громкому делу бывшего начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-майора медицинской службы Александра Белевитина и его заместителя – полковника Алексея Никитина, обвиняемых в получении взяток на общую сумму 180 тыс. евро при закупках томографов.
Хотел купить для больниц только лучшее оборудование, и ему это удалось
Гособвинитель предложил приговорить Белевитина к 12 годам колонии строгого режима со штрафом в 1 млн рублей, а Никитина – к семи с половиной годам строгого режима со штрафом в 300 тыс. рублей.
«Обоих подсудимых предложено лишить воинских званий, права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях и организациях, сроком на три и два года соответственно.
Заявленный к подсудимым из Минобороны России иск на общую сумму свыше 51 млн рублей предложено удовлетворить», – говорится в сообщении Главной военной прокуратуры.
В отношении заместителя Белевитина Алексея Никитина прокуратура отказалась от обвинения в превышении должностных полномочий и просила признать его виновным в получении взятки.
В то же время прокурор не стал просить лишать подсудимых госнаград и научных званий, передает ИТАР-ТАСС.
Как отметил прокурор, гособвинение просит принять во внимание, что Никитин частично возместил причиненный ущерб на сумму 700 тыс. рублей.
«При вынесении приговора Никитину гособвинение просит учесть то, что он находился в подчинении у Белевитина, способствовал его изобличению, частично признал свою вину», – сказал представитель обвинения. По его словам, Никитин указал в своих показаниях, что Белевитин получал взятки, которые «он лично передавал ему в руки».
Прокурор сообщил, что Белевитин, признавший изначально свою вину и после задержания начавший разговаривать со следователями, при избрании ему меры пресечения и в ходе судебного разбирательства отказался от своих ранних показаний и отверг все обвинения. «Следствие расценивает это как попытку избежать наказания», – сказал прокурор.
Он отметил, что вина подсудимых подтверждается совокупностью доказательств.
«На протяжении процесса мы выслушивали высокопарные слова о том, как он радеет за свою работу, и человек, случайно попавший в зал суда, мог бы быть возмущен, настаивая на том, что его надо наградить, о нем нужно слагать песни. Мы не отрицаем его заслуг, но сегодня его судят за действия, которые принесли ущерб государству при закупке томографов», – сказал прокурор. Он добавил, что действия Белевитина являются коррупцией, которая позорит военные органы и государство.
В свою очередь адвокат Белевитина Надежда Дубанская в своем выступлении в суде предложила оправдать подсудимого по всем статьям.
По мнению защиты, обвинение Белевитина в коррупции надуманно и необоснованно. Кроме того, Дубанская обратила внимание суда на то, что многие доказательства, на которые ссылается обвинение, добыты незаконным путем. В частности, речь идет о телефонных разговорах Белевитина, а также о прослушивающем устройстве, установленном в автозаке, где он перевозился с другими обвиняемыми.
Касаясь закупки медоборудования, Дубанская отметила, что ее подзащитный хотел приобрести только «лучшее оборудование и ему это удалось».
Также в своем выступлении адвокат отметила неоднократное нарушение прав Белевитина сотрудниками следствия. В частности, она пояснила суду, что патроны, найденные в домашнем сейфе генерала, принадлежат его тестю, который много раз ставил следствие в известность об этом. Но все его слова были проигнорированы.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Александр Белевитин и Алексей Никитин были задержаны 1 июня прошлого года.
Подчиненный Белевитина Алексей Никитин в итоге способствовал разоблачению своего начальника (фото: РИА "Новости") |
Во время заседания об избрании подозреваемым меры пресечения были озвучены подробности дела. Следователь на заседании в Московском гарнизонном военном суде заявил, что в материалах дела есть оперативные аудиозаписи, на которых Белевитин обсуждает с другим фигурантом дела Алексеем Никитиным возможность убийства главного свидетеля по делу по фамилии Вилькин. Также он уточнил, что Белевитин подозревается в получении в апреле 2010 года 4,7 млн рублей. Взятка через посредника была передана от гражданина Индии, представителя корпорации «Дин Интернейшнл», при подготовке поставки магниторезонансного томографа на сумму 120 млн рублей.
К расследованию данного преступления привлекались специалисты представительств таких известных компаний, как Philips Medical Systems, Siemens AG, General Electric. Результатом работы военных следователей стали 54 тома уголовного дела, которые были направлены в суд.
Незадолго до задержания высокопоставленных военных это уголовное дело «анонсировал» главный военный прокурор Сергей Фридинский. «Главное военно-медицинское управление и управление госзаказа Минобороны по договоренности с поставщиком закупили высокотехнологичное медицинское оборудование для войск по цене, в 3,5 раза превышающей их реальную стоимость. Более 17 млн рублей уже возвращено государству, завершается проверка по другим эпизодам преступной деятельности чиновников», – рассказывал он в интервью «Российской газете». По его словам, заказывающие органы Минобороны создают предпосылки к нарушению закона при ценообразовании продукции, размещении заказов, проведении конкурсов, отборе исполнителей. «Примером тому – хищения сотен миллионов бюджетных средств должностными лицами 13-го, 21-го и 29-го НИИ и другими», – заметил Фридинский.
Отметим, в конце прошлого года следователи возбудили аналогичное уголовное дело в связи с закупками оборудования для военных госпиталей сотрудниками Минобороны и Главного военного клинического госпиталя имени Н. Н. Бурденко. «Установлено, что в мае 2010 года сотрудники Главного военно-медицинского управления Минобороны и упомянутого госпиталя заключили с одним из ООО госконтракт на поставку комплекта эндоскопической видеокапсулы. Стоимость ее была определена без анализа рынка, без проведения мониторинга и надлежащего экономического обоснования и составила почти 7 млн рублей», – заявили в Генпрокуратуре.
#{crime}«Согласно заключению специалистов Федеральной службы по оборонному заказу, реальная стоимость такой капсулы составляет около 4 млн рублей. Таким образом, государству был причинен особо крупный ущерб в размере свыше 3 млн рублей», – говорится в сообщении.
А в июне этого года был арестован начальник военно-медицинского управления Главного командования Внутренних войск МВД РФ Юрий Сабанин. Он подозревается в получении взятки в 3,5 млн рублей.
По данным следствия, в 2010 году предприниматель, чья компания специализируется на продаже медицинского оборудования, выиграл конкурс на поставку во Внутренние войска мобильных военных госпиталей. После этого к коммерсанту обратился Сабанин и потребовал выплатить ему 3,5% от суммы стомиллионного контракта за покровительство и возможность в дальнейшем заключать государственные контракты, считает следствие.
Первую часть в размере миллиона рублей Сабанин получил в январе 2012 года, а 20 июня около 17 часов при получении остальной части взятки – 2,5 млн рублей – был задержан в терапевтическом корпусе Главного клинического госпиталя МВД России, дислоцированного в Балашихе, сообщили в СК.
Напомним, в 2010–2011 годах немалый резонанс вызвал скандал с закупками медоборудования для гражданских лечебных заведений. Многочисленные сообщения в СМИ о махинациях, связанных с государственными закупками медицинского оборудования, стали появляться в первой половине прошлого года. К теме было привлечено особое внимание, когда президент Медведев поручил разобраться в странном ценообразовании при закупках томографов: цены на эти приборы в Ростовской области доходили до 90 млн рублей, а в Самарской и Курской областях – до 50 млн. При этом реальная цена томографа начинается от 16 млн рублей. В Калининграде томографы покупались выше рыночной стоимости на 19 млн рублей. Медведев назвал это «абсолютно циничным, хамским воровством» и потребовал привлечь виновных к ответственности.
В результате проведенной проверки были выявлены случаи существенного – до двух–трех раз – завышения цены по сравнению с ценой производителей. В среднем на одном 64-срезовом компьютерном томографе цены завышались более чем на 30 млн рублей. В Москве и регионах были проведены проверки, по результатам которых были возбуждены десятки уголовных дел.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в интервью газете ВЗГЛЯД обратил внимание на то, что при аналогичных махинациях военным претворять их в жизнь гораздо проще, поскольку военный бюджет в значительной мере является закрытой информацией.
«Белевитин получился самым высоким чиновником, привлеченным к ответственности по делу о закупке томографов, хотя я уверен, что это была системная операция, которая у коррупционеров-бизнесменов называется «тема», – сказал он. – Вопрос состоял только в том, как вывести из этой истории высших должностных лиц. Потому что понятно, что без санкции министерства такие операции не проходят. Это подтверждают в том числе эксперты. Главный военный медик стал фигурой, которой отчитались. Возможно, кому-то понадобилась его должность, были какие-то иные причины».
Эксперт обратил внимание, что наиболее коррумпированные сферы в военном ведомстве – строительство и медицина, именно здесь возбуждается больше всего уголовных дел. «Много работы с западными партнерами, закупки оборудования и материалов, – пояснил он. – В гражданском строительстве размер откатов достигает 40%, думаю, что в военном строительстве это число гораздо больше. А что касается медицины, то мы уже видели, как разница в ценах на оборудование может достигать 100%. Это показал пример бывшего начальника департамента здравоохранения Москвы, который, когда пришел, в 10 раз дешевле закупил все оборудование. То же самое, только дешевле».