Во вторник стало известно, что масштабы помощи затопленному Крымску таковы, что на подъезде к городу образовалась пробка из фур. Об этом в прямом эфире «Русской службы новостей» сообщил специальный корреспондент в Крымске. По словам корреспондента, сейчас местные жители, сотрудники МЧС и волонтёры продолжают разбирать завалы, оставшиеся после схода воды. Также пострадавшие продолжают получать компенсации: их размер зависит от причиненного имуществу ущерба и количества человек в семье.
Мы разгребаем завалы, распределяем пришедшую помощь, убираемся в домах, покупаем необходимые вещи
Гуманитарная кампания в Крымске, где наводнение убило более 170 человек и десятки тысяч оставило без крова, в последние дни стала темой номер один для СМИ. К несчастью, повод для новостей дают не только небывалые масштабы гуманитарной акции добровольцев, но и скандалы: обвинения в «пиаре на крови», использование трагедии для политической борьбы, панических слухов и примеров несостоятельности госслужб.
Волонтеры и вещи
По последним данным, в Крымске помогают бороться с последствиями разрушительного наводнения почти 7 тысяч волонтеров. В пострадавший город уже завезено более 300 тонн гуманитарной помощи, собранной волонтерами по всей стране. Ее так много, что, например, одежду на отдельных пунктах уже просто не разбирают. Зато в других пострадавших населенных пунктах – не столь популярных среди добровольцев Нижнебаканском и Неберджаевском – той же одежды не хватает.
Мощную кампанию по наведению в Крымске порядка и оказанию помощи местным жителям ведут и спасатели, выполняющие основную работу. К разбору завалов и наведению порядка уже привлечено более 10 тысяч человек и почти полторы тысячи единиц техники. Впрочем, по сообщению добровольцев, в спешке прибывшие спасатели и привлеченные к работам курсанты не всегда обеспечены необходимым оборудованием, например, бензопилами и респираторами. Эти средства им покупают гражданские активисты.
Не все понятно, впрочем, и с добровольцами. Распространено мнение, что свободных рук в Крымске нужно как можно больше. Однако журналистка Анна Баскакова, например, утверждает, что МЧС не нуждается в таком количестве дилетантов.
«Спасатели очень просят туда не ехать. Им приходится отвлекаться от спасательных работ и решать проблемы добровольцев, которым нужно обеспечивать еду, одежду, ночлег и так далее», – пишет она в своем блоге. По ее словам, сейчас, пока продолжается спасательная операция, в Крымске нужны только квалифицированные специалисты, зато когда начнется восстановление города, после 1 августа МЧС приглашает всех желающих.
Иную картину описала ВЗГЛЯДу работающая в Крымске журналистка Мария Сергеева. По ее словам, волонтеров в городе не так уж и много (с этим согласны и другие активисты), и занятие они себе находят без труда.
«Волонтеров в реальности мало. На 9 вечера вчерашнего дня было два лагеря. Лагерь «Волонтер» на 50 человек и лагерь Алены Поповой где-то на 30 человек. Завтра должен появиться еще один лагерь. Мы разгребаем завалы, распределяем пришедшую помощь, убираемся в домах, покупаем необходимые вещи», – рассказала она.
Кроме того, роль добровольцев по распределению фур с вещами минимизирована. Распределением занимается городская администрация, которая указывает, что и на какой мобильный пункт выдачи везти. Всего таких пунктов восемь, рассказала Сергеева.
Местные жители тоже реагируют на действия волонтеров по-разному. Кто-то, рассказывает Сергеева, сам активно участвует в разборе завалов, кто-то искренне благодарит добровольцев. «А есть и такие истории: пятеро взрослых мужиков сидят за столом и пытаются руководить волонтерами: мол, вы тут нам обязаны то делать, это делать», – говорит она.
Зато серьезную помощь спасателям гражданские активисты оказывают и в предотвращении паники. «Жители к властям относятся очень настороженно, именно поэтому распространяются постоянно слухи – то о прорыве дамбы, то о каком-то заоблачном количестве жертв», – рассказывает Сергеева.
При этом именно добровольцам удалось накануне успокоить толпу людей, пытавшихся экстренно выбраться из Крымска и устроивших давку на выезде из города после пробежавшего слуха о второй волне.
Деньги
Еще один важный и, пожалуй, наиболее щепетильный вопрос гуманитарной кампании – финансовая помощь. Государство уже начало первые выплаты. По данным Минтруда РФ, уже более 5 тысяч человек получили по 10 тысяч рублей. Вице-губернатор Краснодарского края Иван Перонко, как сообщает РИА «Новости», уже пообещал, что эти первоначальные выплаты на покупку вещей первой необходимости дойдут до всех пострадавших уже до конца недели. Однако, судя по обещаниям, это лишь цветочки.
Ранее Владимир Путин заявил, что каждый пострадавший получит 50 тыс. рублей из регионального и 100 тыс. рублей из федерального бюджетов. А семьи, в которых есть погибшие, получат еще по 2 млн рублей – по миллиону из федерального и регионального бюджетов. В той же пропорции – 50 на 50 – будет оплачено и восстановление уничтоженных домов. По предварительным подсчетам, все это обойдется государству в 250–300 млн рублей.
Подготовка к столь колоссальным тратам, как утверждает краснодарский журналист Валерий Донской, слова которого приводит ИА «Росбалт», уже стала поводом для местных властей искусственно занижать масштабы трагедии.
Приняли участие в сборе денег и представители самых различных общественных организаций. В общей сложности, как рассказал «Комсомольской правде» гражданский активист Данила Линделе, только в Москве было собрано 4,5 млн рублей. В основном эти средства поступали на открытые лично им счета. Однако четверть из них – 1,2 млн рублей – собрали наличными на Воробьевых горах. Организовала эту акцию бывшая помощница депутата Госдумы Ильи Пономарева Мария Баронова. Омрачили эту добровольную кампанию разошедшиеся по социальным сетям слухи о том, что активисты часть денег присвоили в качестве «комиссии». Впрочем, сама Баронова это категорически отрицает и даже объявила о поиске бухгалтера, который помог бы ей в составлении отчетов.
Вообще, как бы участники гуманитарной кампании ни сторонились политики и склок на ее почве, избежать их полностью не удалось. Скандал с деньгами, собранными вышеупомянутой Бароновой, усилился после обнародования очередной серии документального фильма «Срок» Алексея Пивоварова, в которой был продемонстрирован процесс сбора денег на Воробьевых горах. На кадрах отчетливо видно, как активистка перевязывает пачку белой лентой – символом московских политических протестов. С другой стороны, белая лента – не партийный логотип, а с ними проблем оказалось еще больше.
Партии
В нарушении договоренности политического нейтралитета обвинили и лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина, который, один из немногих, организовал раздачу гуманитарной помощи в Крымске, щедро сдобрив ее собственной политической атрибутикой и политическими заявлениями, вплоть до угроз организовать митинг разгневанных крымчан. За это он подвергся всеобщему порицанию как со стороны провластных активистов (в Крымске работают молодогвардейцы «Единой России», депутат Госдумы, единоросс Роберт Шлегель), так и со стороны оппозиционеров.
Впрочем, главный скандал произошел с гуманитарной помощью, собранной «Единой Россией». Старт ему дало сообщение в социальных сетях жительницы Краснодара, пресс-секретаря местного филиала «Билайн» Изабеллы Кулешовой. Она рассказала, что ее знакомая из Кропоткина, владелица мыловаренного предприятия, якобы отправила в Крымск тонну мыла для пострадавших. Однако на въезде в город грузовик заставили открыть и коробки с гигиеническим средством оклеить маркировкой «Единой России». «Сказали, что без таких наклеек гуманитарный груз не пропускают в Крымск!» – пишет девушка.
Эта публикация стала сенсацией, ее быстро расхватали блогеры и журналисты. Скандал разразился, даже несмотря на то, что эти сведения категорически опровергли не только в администрации и «Единой России», но и оппозиционные активисты, работающие в Крымске и подтверждающие, что единороссы никому себя не навязывают. В частности, депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев* в своем блоге утверждает, что молодогвардейцы даже срывают всю агитацию с собственной гуманитарной помощи.
Отметим лишь один любопытный аспект разразившегося скандала. С первых часов катастрофы в Крымске отмечались проблемы с сотовой связью. Вскоре, чтобы дать возможность многочисленным волонтерам и пострадавшим людям связаться с родственниками, у здания горадминистрации были установлены бесплатные телефонные автоматы компании «Мегафон».
Участие в «крымской кампании» принял и «Билайн», предоставивший ряд услуг спасателям и крымчанам. Одна из них – возможность для любого пользователя сети «Билайн» по всей стране перевести деньги со своего счета на счета крымских пользователей. Именно реклама этой акции и многочисленные призывы в ней участвовать размещены на странице автора сенсации о «Единой России» Кулешовой.
Потенциальные трудности
По объему индивидуальных компенсаций пострадавшим в результате стихии ситуация в Крымске сопоставима разве что с лесными пожарами лета 2010 года, когда огонь бушевал в лесах 14 регионов страны. Тогда семьям за каждого погибшего выплачивали по 1 млн рублей, еще по 200 тысяч рублей – за разрушенное жилье, а также бесплатно восстанавливали все сгоревшие дома. Только на строительство ушло более 2 млрд рублей.
Важным фактором в борьбе за то, чтобы деньги доходили до цели, а не оседали в карманах местных чиновников, стали видеокамеры, которые в прямом эфире транслировали возведение жилья. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, камеры будут установлены на всех строительных площадках, где будут возводиться дома: об этом Дмитрию Медведеву доложил на правительственном совещании во вторник глава МЧС Владимир Пучков. Пока же ключевой проблемой является не расходование денег, которые еще только начнут поступать, а попытка чиновников или минимизировать число пострадавших, или каким-то образом манипулировать общественным мнением. Без печальных случаев воровства не обходилось и ранее, и пока ни о какой схеме, которая позволила бы избежать повторения неприятного опыта, сказано не было.
Счетная палата, которая уже после восстановления сгоревших деревень проверяла расходование денег госпомощи, серьезных нарушений не выявила, однако локальные проблемы были. В частности, Выксунский городской суд Нижегородской области (одной из наиболее пострадавших от пожаров) в феврале 2012 года приговорил к 5 годам лишения свободы сотрудницу одного из банков города. Как установил суд, работая в банке, женщина похитила со счетов погорельцев 170 тысяч рублей.
Возникали иные проблемы с распределением средств – не всем их хватило. Доплатами тогда занималась РПЦ, собравшая на эти цели 95 млн рублей, половина из которых была зарезервирована именно в качестве доппомощи для наиболее пострадавших семей.
Как помочь
Сбор гуманитарной помощи для пострадавших в Крымске продолжается и сейчас. Со Смотровой площадки Воробьевых гор 11 июля будут отправляться автобусы с волонтерами. Организаторы уверяют – машин будет столько, сколько потребуется. Также 11 июля на Воробьевых горах продолжится сбор денег для пострадавших.
Подробную информацию об этих и других акциях помощи крымчанам можно узнать по адресам:
http://www.ria.ru/infografika/20120709/695492458.html
Обновляемый список необходимых жителям Крымска вещей
* Признан(а) в РФ иностранным агентом