«Примирение состоялось»
В четверг на встрече с главными редакторами российских СМИ глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов** заявили о примирении после конфликта, разгоревшегося накануне.
Ну и позорище для НГ и Муратова в частности. Значит, увоза в лес не было? И не было угроз убийством?
«Я хотел бы начать с того, чтобы принести Дмитрию Андреевичу (Муратову) извинения за тот эмоциональный срыв, который допустил на совещании», – сказал Бастрыкин, передает РИА «Новости».
«Для меня повестка дня исчерпана. Примирение состоялось», – заявил на встрече Муратов.
Бастрыкин и Муратов поблагодарили друг друга за понимание и обменялись рукопожатием.
«Я хотел бы, прежде всего, объясниться, почему я молчал: потому что меня три дня не было в Москве», – сообщил Бастрыкин, отметив, что он ознакомился с открытым письмом Муратова.
«День начался не очень удачно – мне не всегда попадаются все газеты, но тут попалась в Ipad информация с той формулировкой, которая имела место быть», – сообщил Бастрыкин о публикации в «Новой газете».
«У нас сейчас действительно состоялась предварительная встреча, где я попытался объяснить свое эмоциональное состояние. Оно было непростым. За три месяца у нас в Дагестане погибли два следователя, молодых парня, и в Нальчик я полетел с главной целью – посетить семью нашего погибшего следователя», – сказал глава СКР.
Сергей Соколов (фото: ИТАР-ТАСС) |
Он сказал, что пригласил шеф-редактора «Новой газеты» Сергея Соколова в Нальчик присутствовать на совещании, на котором, в частности, рассматривалось дело о массовом убийстве в станице Кущевская.
По словам Бастрыкина, на совещании, в частности, можно было из первых рук получить информацию о судебном решении в отношении Сергея Цеповяза, которого суд приговорил к штрафу в размере 150 тыс. рублей по статье об укрывательстве особо тяжкого преступления.
«Я как человек тоже его не понимаю, это решение, но есть закон. И с точки зрения закона есть процедура обжалования приговора и так далее», – заявил Бастрыкин.
И хотя конфликт объявлен исчерпанным, Бастрыкин, судя по сообщениям информационных агентств, не приносил никаких извинений за угрозы, якобы высказанные в адрес Соколова в лесу, куда, как писал Муратов, глава комитета вывез журналиста. Ведь именно эта коллизия была главной частью обвинений «Новой газеты» в адрес Бастрыкина, а вовсе не его эмоциональное состояние на официальном совещании, где присутствовал Соколов.
«Грубо угрожали жизни моего заместителя»
Дмитрий Муратов (фото: РИА «Новости») |
Накануне в «Новой газете» было опубликовано открытое письмо главного редактора издания Дмитрия Муратова, который утверждал в нем, что Бастрыкин пригласил шеф-редактора издания Сергея Соколова в поездку на Северный Кавказ, где в ходе ведомственного совещания в Нальчике между ними произошла словесная перепалка.
Муратов отмечает, что по возвращении самолетом в Москву поздним вечером Соколов был усажен в машину охраной Бастрыкина и «отвезен без объяснения причин в подмосковный лесок», передает «Интерфакс».
Муратов утверждает: «Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя. И даже удачно пошутили, заметив, что сами же это дело и будете вести».
В письме Муратов потребовал от Бастрыкина объяснений и гарантий безопасности для Соколова. Последний, как стало известно позже от главреда «Новой газеты», выехал за границу.
«Кто лгал – Соколов или Бастрыкин?»
Ведущий «Эха Москвы» Матвей Ганапольский уже заявил, что это замирение «требует объяснений».
«Что означает «Муратов и Бастрыкин пожали друг другу руки и сказали, что конфликт исчерпан»?! – написал он на своей странице в Facebook* литерами верхнего регистра. – Мы сутки требовали объяснений от Следственного комитета, который нагло молчал. Мы подписывали письмо от хартии журналистов, наши журналисты пикетировали СКП, их сажали в автозак (имеется в виду задержание нескольких журналистов за незаконный митинг у здания СК – прим. ВЗГЛЯД)! И вдруг «пожали руки»???»
«Я сегодня в эфире звонил в СКП и требовал ответа, а там бросали трубку! Я хочу знать, так кто кого кинул, кто врал?! Были ли угрозы? Возили ли человека в лес? Кто лгал – Соколов или Бастрыкин? Кто-то ведь лгал, и это нельзя закрыть рукопожатием, – продолжил он. – То, что было до этого, – это чудовищно, но эта «мировая» беспрецедентна. Я хочу знать, кто кого использовал. Если использовали меня и моих коллег для решения каких-то закулисных вопросов, то пусть никто в дальнейшем не ждет лично от меня никакой поддержки».
На странице «Новой газеты» в Facebook читатели активно комментируют ситуацию.
«Ну и позорище для НГ и Муратова в частности. Значит, увоза в лес не было? И не было угроз убийством? Сказали А, говорите Б. Ни в одной цивилизованной стране этого не поймут. Охренеть. Просто нет слов», – пишет одна из читательниц.
«Очевидно, газета преследует просто свои личные цели. Да уж. Цинизм. Наверное, пожали руки, поцеловались и выпили шампанского. Больше НГ не читаю. Конъюнктурщики», – пишет другой пользователь сети.
«Если угрозы в лесу были, то этого мало. Если эти «извинения» принимаются как достаточные, то, выходит, история с лесом – просто выдумка? Тогда где объяснения от НГ?» – пишет читатель.
Напомним, ранее в четверг в интервью газете «Известия» руководитель СК Александр Бастрыкин назвал «глупостями и инсинуациями» заявления Муратова о том, что вывозил в лес Соколова и угрожал там ему расправой.
Бастрыкин отметил, что ситуация с вывозом кого-то в лес – «просто бред воспаленного мозга». В четверг, уже после сообщений о примирении Бастрыкина и Соколова, пресс-секретарь газеты Надежда Прусенкова заявила, что пока неизвестно, когда шеф-редактор вернется в Россию.
«Мы изначально не стояли на том, что нам нужна война со Следственным комитетом. Мы требовали гарантий безопасности, и то, что мы услышали, нас удовлетворило. Считаем этот конфликт исчерпанным, извинения мы приняли», – сказала Прусенкова.
Она отметила, что Бастрыкин по телефону принес свои извинения Соколову и заверил, что тому ничего не угрожает.
Также в четверг свою позицию по этому поводу высказал издатель и совладелец «Новой газеты», предприниматель Александр Лебедев.
«В лесу ли, на обочине – это не имеет значения, это фигура речи. Обеспечили безопасность журналиста и его семьи. Все зафиксировали, депонировав у независимых СМИ. Попытались обсудить проблему, извинившись за «эмоциональный перебор». Неофициально предложили это же другой стороне. Расшифровали часть официальной «беседы» в Нальчике – увидели слова «ваша гадская газета», «пшел вон!», – написал Лебедев в своем блоге.
«Редакция решила официально пока никуда не обращаться (а куда – в сам СКР? к властям?) – стороны ведь еще могут счесть это недоразумением, эмоциями и т. д. И перейти к совместной работе по расследованию в том числе коррупции и мошенничеств в банковской сфере – у нас накопилось много важных материалов, а у СКР результатов пока кот наплакал», – объяснил он.
При этом Лебедев отметил, что в письме Муратова нет выдумки: «Речи не может быть о том, что что-то придумано. Основная позиция озвучивается главредом «Новой» Д. А. Муратовым, издатель с ней полностью согласен».
«Кто это ему (Бастрыкину – прим. ВЗГЛЯД) насоветовал – назначить встречу с главредами для компромисса, а не свары, но перед встречей в «Известиях» обвинить «Новую газету» во лжи? Умно, снимаю шапо», – добавил Лебедев в постскриптуме.
Уже после появления сообщений о примирении предприниматель написал в своем Facebook, что, на его взгляд, «Новая газета» и Следственный комитет нашли единственно правильный компромисс».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом