В понедельник стало известно, что британское правительство в течение недели выберет проект, в рамках которого будут создаваться атомные стратегические подводные лодки нового поколения, пишет The Guardian.
Пока подводные лодки остаются одним из самых перспективных оружий на море, они будут совершенствоваться
Издание отмечает, что правительство в рамках разработки следующего поколения стратегических подводных лодок готово предложить контракт на 350 млн фунтов стерлингов (565 млн долларов). Ранее сообщалось, что на первый этап реализации проекта будет выделено около 3 млрд фунтов стерлингов (4,9 млрд долларов).
Причем не все в Британии считают такие расходы целесообразными. В частности, либерал-демократы полагают, что масштабы перевооружения следует уменьшить. Они заявили о важности поиска более доступной альтернативы этому проекту.
Отметим, что к настоящему времени британское правительство уже потратило на проект 900 млн фунтов стерлингов. Эти средства были израсходованы на разработку концепции новой подлодки. По прогнозам специалистов, после утверждения проекта его стоимость возрастет до 25 млрд фунтов стерлингов.
В военном ведомстве считают, что основным вооружением перспективных подлодок останутся баллистические ракеты Trident II, которые используются на АПЛ Vanguard в настоящее время, отмечает The Guardian. Планируется, что новые подлодки должны начать функционировать в 2028 году, заменив на боевом дежурстве АПЛ Vanguard-класса. На новых субмаринах будут устанавливаться новые водо-водяные ядерные реакторы, которые позволят придать лодкам устойчивость и экономичность.
Источники газеты в британском правительстве сказали, что создание новой АПЛ – важный шаг в поддерживании ядерного потенциала вплоть до 2060 года. Уже известно, что контракты будут отданы исключительно британским компаниям, что позволит сохранить и создать около 1,9 тыс. рабочих мест.
Комментируя появившуюся информацию, председатель клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга, капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин заявил в интервью газете ВЗГЛЯД, что любая страна держит в секрете характеристики проектов и зачастую афишированные данные сильно отличаются от тех, что в действительности.
«Как мы интересуемся британскими подлодками, так и они нашими. Любая страна держит в секрете все свои новые наработки и особенно те, которые находятся на стадии проектирования. Поэтому заявленные характеристики, просачивающиеся в СМИ, далеко не всегда совпадают с теми, что есть на самом деле. Это же оружие, поэтому было бы глупо, чтобы одна страна рассказывала другой все данные разрабатываемого проекта», – заметил он.
В то же время эксперт убежден, что российское подводное вооружение ни в чем не уступает ни британскому, ни американскому. «Кто сказал, что британские подлодки сегодня считаются самыми передовыми? Ну, давайте тогда россияне объявят, что мы еще передовее. Прогресс не стоит на месте, и до тех пор, пока у нас будет такое строение мира, когда подводные лодки являются одним из самых перспективных оружий на море, они будут совершенствоваться. Немногие страны могут позволить себе иметь подводные лодки», – подчеркнул моряк-подводник.
Курдин отметил, что в России сейчас наиболее совершенными являются подлодки типа «Ясень». «Наши подводные лодки типа «Ясень» – многоцелевые, ни в чем не уступают ни американским, ни британским современным подлодкам. «Ясени» имеют прекрасное вооружение, отличные характеристики по шумности, являются реальными опасными противниками для иностранных подлодок. И даже наши бывшие враги, а теперь потенциальные союзники, однозначно признают, что «Ясень» – современнейшая подводная лодка с прекрасными характеристиками», – заявил Игорь Курдин.
По словам моряка-подводника, принципиальных отличий между подлодками разных стран нет. «Это пресловутая гонка вооружений, идущая уже не первое столетие. Если Россия делает лодку, которая погружается глубже, чем вражеская, то потом наши соперники тоже стремятся увеличить глубину погружения и главное – глубину применения оружия. Можно погрузиться на тысячу метров, но использовать на такой глубине оружие невозможно. У нас была такая подлодка, к сожалению, уже погибшая, «Комсомолец», установившая мировой рекорд на погружение в 1017 метров, но оружие она могла применять только с 500–600 метров. Пока переплюнуть нас ни одной из стран не удалось», – сказал Курдин.
Он добавил, что есть еще и конструктивные отличия. «В России, как правило, делали двухэшелонные подлодки (два реактора, две турбины, два винта). Американцы делали одноэшелонные. Мы считали, что энергетические установки лучше, чем одна. В США считали, что для военных кораблей это необязательно. А по дизайну все подлодки мало чем отличаются друг от друга или даже от тех, что были построены сто лет назад», – пояснил эксперт.
Эксперт затруднился ответить на вопрос, какой в нашей стране сейчас самый перспективный проект. «Сложно сказать. Дело в том, что подлодки подразделяются по своему назначению. В России ведется три основных направления: многоцелевые лодки, направленные на поиск и слежение за подлодками, авианосно-ударными группами, ракетные подводные крейсеры с баллистическими ракетами, которые составляют одну из частей морских стратегических сил для нанесения ядерных ударов. Третье направление, которое развивается у нас, – неатомные подводные лодки, раньше они были дизель-электрические, например, проект типа «Лада», – заметил Игорь Курдин.
По его словам, в третьем направлении у нас есть определенные успехи, конкурентами же являются в основном Германия и Норвегия. В свое время американцы и англичане отказались от разработки таких подлодок, считая их неперспективными, полагая атомную энергетику самой лучшей для подводных лодок. Потом они признались, что жалеют об отказе от производства неатомных лодок, но уже было поздно. Поэтому на рынке по продаже таких подлодок конкурируют в основном Россия и Германия.
«Сейчас у неатомных лодок появляется принципиально новый двигатель – двигатель Стерлинга. Оборудованные им суда уступают в скорости, глубине погружения атомным, но значительно превосходят их по показателям шумности и дальности обнаружения кораблей противника. Такие подлодки очень эффективны на закрытых морях, таких как Балтийское, Черное. Наши лодки много закупают», – заключил Игорь Курдин.