В среду глава Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромодановский заявил о том, что продолжается разработка новой системы приема иностранцев.
Речь идет о так называемой социальной безопасности. Эта концепция тоже должна присутствовать при принятии миграционных решений
Отвечая на вопросы депутатов на правительственном часе в Госдуме, глава ФМС отметил, что многие иностранцы, торгующие на российских рынках, на самом деле являются гражданами РФ, которые получили гражданство, чтобы работать, сообщает РИА «Новости».
«В большинстве случаев это граждане РФ. Мы поэтому и вышли с предложением о денонсации российско-киргизского соглашения об упрощенном получении гражданства, потому что люди получили гражданство для того, чтобы иметь возможность осуществлять трудовую деятельность», – передает агентство слова Ромодановского.
Помимо этого, Константин Ромодановский рассказал, что существующая система предоставления иностранцам разрешений на временное проживание (РВП) устарела и требует реформы, передает «Интерфакс».
«Мы предлагаем реформировать РВП. Это предполагает введение нескольких категорий таких разрешений, в том числе с правом работы и без него», – заявил Ромодановский в ходе правительственного часа в Госдуме.
По его словам, в настоящее время ФМС изучает возможность введения балльной системы для предоставления разрешений на проживание в России.
«Действующая сейчас система выдачи РВП не отвечает современным условиям и носит консервативный характер. В свою очередь, двойной объем предоставляемых документов затрудняет и осложняет процесс натурализации иностранцев, чинит им в этом препятствия», – заявил глава ФМС.
Ранее глава ФМС отмечал, что баллы будут начисляться за уровень образования мигранта и его способность к адаптации, причем критерии будут меняться с учетом изменений демографической обстановки и условий на рынке труда.
«Одновременно предлагается упрощение въезда и снятие ограничения для работы и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты», – подчеркивал Ромодановский.
Проект концепции определяет основные направления государственной миграционной политики России на период 2012–2025 годов. Как отмечается в документе, согласно всем известным вариантам демографических прогнозов, в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения России заметно усилятся.
Ромодановский сообщил также, что принято решение о денонсации соглашения об упрощенном получении российского гражданства гражданами Киргизии.
«Принципиальное решение (о денонсации) уже принято», – сказал он, добавив, что дальнейшее решение будет принято на парламентском уровне, передает ИТАР-ТАСС.
Комментируя инициативы ведомства по изменению миграционной политики, директор Института демографических исследований, главный редактор портала «Демография.ру» Игорь Белобородов заявил газете ВЗГЛЯД, что введение балльной системы отбора мигрантов в настоящее время просто необходимо.
«Идея о балльной системе отбора мигрантов на самом деле не нова. Еще в 2006 году ее предлагал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Тогда его предложение выглядело революционным для России. И потом уже эту систему предложил Константин Ромодановский.
Считаю, что сейчас в балльной системе просто назрела необходимость. Другое дело, все действия по ее введению принимаются крайне медленно. Однозначно могу сказать только одно: необходимо категориальное разделение мигрантов по принципу полезности, безопасности и необходимости», – сказал Белобородов.
#{ussr}По словам демографа, если обратиться к западному опыту, то в основном он накоплен странах англо-саксонского мира: США, Австралия, Великобритания. «В Америке существовала программа «Зеленой карты», которая разделяла всех приезжих на ряд категорий. «Имело значение воссоединение семей, то есть наличие родственников на территории США, имел значение брачный статус, который касался граждан США, ходатайства работодателя и т. д. Впоследствии эта программа – балльная система – неплохо зарекомендовала себя в Австралии, где было разграничение всех приезжих на ряд категорий. Критерии, по которым потенциальный мигрант должен был набрать баллы, сводились к знанию языка, к профессиональной квалификации. Огромное значение имеет, к какой возрастной группе относится мигрант. Сейчас то же самое относится к Великобритании. Ранее там существовало порядка 80 категорий трудовых мигрантов и иностранных студентов, причем ссылались они на австралийский опыт, впоследствии была введена балльная система, состоящая из пяти уровней. Первый уровень – инвесторы или ученые. Второй – очень квалифицированные работники, куда входили врачи, учителя, инженеры. Третий – работники низкой квалификации, которые тоже требуются в экономической системе, но только те, по которым была какая-то нехватка. Четвертый – студенты. И пятый – временные работники, например для сезонных работ в сельском хозяйстве, спортсмены, работающие по контракту и т. д.».
«Балльная система у нас, естественно, востребована, – продолжил он. – Мы должны регулировать эти потоки. Это слишком абсурдно – регистрировать в стране того же Гуса Хиддинка, который, в принципе, по закону является мигрантом, и приезжего строителя из Таджикистана. Совершенно разный вклад в имидж нашего государства на международной арене, совершенно иная полезность для российского общества в целом. Все это должно быть разграничено. Естественно, что интеллектуальная миграция более востребована, чем миграция представителей примитивного труда. Строители, безусловно, нужны, но с помощью метлы, лопаты и кирпичей сегодня нельзя построить инновационную экономику, к чему нас призывает высшее руководство страны. Соответственно, огромное, даже определяющее значение имеет национальный состав мигрантов. Совершенно очевидно, что украинцу или белорусу на территории Центрального федерального округа – а это основная зона притяжения мигрантов – намного легче интегрироваться, чем тем же представителям Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. У всех у них, безусловно, равные права, все они обладают равным человеческим достоинством, ни о какой дискриминации не может быть речи. Речь идет о так называемой социальной безопасности. Эта концепция тоже должна присутствовать при принятии миграционных решений».
«Естественно, любые решения подобного рода должны учитывать культурный аспект, – отметил Белобородов. – Я допускаю, что по ряду критериев будет намного выгоднее принять программистов из Азербайджана или Индии, нежели тех же программистов, скажем, из Молдавии или Болгарии. Должны учитываться качественный, профессиональный аспект, владение языком, потенциальная интегрируемость в российскую культуру, в принимающее общество. Между прочим, семейное состояние – наличие брака, родственных связей с представителями России – тоже может сыграть определяющую роль».
По мнению эксперта, необходимо сочетание балльной системы и квотирования: «Нам нужно приглашение как можно большего числа программистов и людей интеллектуальных, но должен быть предел. Их нельзя селить, например, локально в какой-то узкой зоне, чтобы это не превращалось в формирование замкнутых общин. Все эти критерии очень важны».
«Если балльная система будет заточена только на профессиональные признаки, например если высокий приоритет будет отдаваться людям экономически активным, то есть трудоспособного возраста и низкой квалификации без учета страны исхода и этнической принадлежности, то это превратит страну в миграционную помойку, мы не достигнем стоящих перед обществом целей, более того, криминализируем общество и, кстати, будем способствовать многочисленным межнациональным конфликтам», – подчеркнул он.
«Сама идея, безусловно, заслуживает адекватного к ней отношения, я думаю, мы на пороге принятия этого решения. Очень хотелось бы, чтобы действующему субъекту хватило управленческой мудрости, чтобы мы приняли эту систему в национальных интересах, а не в интересах, например, коррупционного чиновничества и крупного бизнеса, который не всегда беспокоится о целостности государства и в большей степени заинтересован в извлечении максимальной прибыли любым путем», – заключил Белобородов.