В пятницу в Петербурге произошла долгожданная встреча российских полярников, которые после многолетних усилий наконец проникли в подледное реликтовое озеро Восток в Антарктиде.
#{image=604783}Встречали ребят как героев. В зале прилета аэропорта «Пулково-2» у дверей, из которых выходят пассажиры, собралась толпа встречающих, людей с телекамерами и микрофонами.
Самолет из Дубая (полярники добирались в Петербург не напрямую: сначала морем, на судне «Академик Федоров» – до Кейптауна, от Кейптауна – самолетом до Дубая, и уже из Дубая летели домой – прим. ВЗГЛЯД) сел в «Пулково-2» на 40 минут раньше запланированного – в 16:35 вместо 17:15, но герои новостей вышли в зал только через час.
Жены и матери полярников весь этот час, пока их мужчины проходили таможенный досмотр и другие бюрократические формальности, не находили себе места – все-таки не виделись не один месяц.
«Не видела сына ровно год», – призналась нам мама одного из членов экспедиции.
Наконец они стали выходить – вместе с другими пассажирами, так что, понять, кто прилетел из Антарктиды, порой было сложно. Один загорелый полярник даже удостоился дружеской подколки от коллеги из Петербурга – мол, ты в Антарктиде был или где?
Периодически из толпы слышалось: «Леша! Иди же, наконец, сюда!» и т. д. А дальше – объятья, поцелуи жен после долгожданной встречи. А руководитель Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) Валерий Лукин, стоявший тут же в группе встречающих, протягивал руку, приветствовал коллегу и тут же давал какие-то ценные указания по поводу дальнейшей работы.
Журналисты быстро окружили Николая Васильева. Заведующий кафедрой бурения скважин петербургского Горного университета был, пожалуй, главным действующим лицом истории с проникновением в реликтовое озеро.
Ученый признался, что в Антарктиде всякое было, и трудностей хватало в том числе. Непонятно было, как бурить, ведь никто еще не бурил в таких условиях и на таких глубинах. Все делалось опытным путем. Да и оборудование (кстати, российского производства) приходилось изготавливать и опробовать в первый раз.
#{image=600672}Полярникам снова задавали вопрос о том, пробу какой воды подарили премьер-министру Владимиру Путину. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 10 февраля министр природных ресурсов Юрий Трутнев передал главе российского правительства первую пробу доисторической воды из подледного озера Восток в Антарктиде.
Путин тогда поинтересовался у Трутнева, пил ли он эту воду. «Нет», – ответил министр. А премьер пошутил: «А было бы любопытно: динозавры пили и Трутнев».
Николай Васильев признался корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что уже устал отвечать на вопрос об этой пробе воды. И руководитель Российской Антарктической экспедиции Валерий Лукин сказал о том же. Но все-таки ответил: «Я устал комментировать это, но могу сказать, что это действительно была вода из озера Восток. Естественно, Путину подарили не воду для исследований, а такой сувенирный образец. Куда он его поставит, на полку в своем кабинете, или куда-то еще, я не знаю, это уже его личный выбор. А пробы воды из озера, предназначенные уже для исследований, как я уже говорил, будут доставлены в Россию позже», – рассказал Лукин.
Далее мы снова направились к группе прилетевших из Антарктиды.
«Впечатления очень радостные, – признался газете ВЗГЛЯД заведующий лабораторией изменения климата и окружающей среды Арктического и Антарктического института и главный гляциолог станции Восток Владимир Липенков. – Все, конечно, было не так просто. Проникновение в озеро было сделано последним рейсом. Произошло это буквально перед самым отъездом, немножко впопыхах, мы очень мало спали, уже нужно было собираться, но очень хорошо, что это все-таки произошло... Не было бы этого рейса, остались бы там эти восемь сантиметров неразбуренными. А мы так бы и уехали в неопределенности».
Липенков напомнил, что полярники уже довольно давно были близки к проникновению в озеро, оставались какие-то десятки метров, но несколько лет назад сломался бур. Достать его так и не удалось. В результате он и сегодня находится там, под толщей льда. После поломки решено было бурить несколько в другом направлении, «обойти» оставленный бур. После чего 5 февраля 2012 года в 20 часов 25 минут на отметке 3 тысячи 769 метров ученые наконец добрались до озера Восток.
Подробно об этом в интервью газете ВЗГЛЯД рассказывал руководитель РАЭ Валерий Лукин. Он, в частности, признался, что россияне боролись не только с буром и капризами природы, но и с мощным давлением со стороны зарубежных конкурентов.
Впрочем, Владимир Липенков рассказал нам, что, находясь в Антарктиде, конкуренции с другими странами не ощущал: «Это наше озеро. И я не думаю, что кто-то еще рискнул бы... Да, в начале 2000-х годов там разбили лагерь американцы, но они занимались только радиолокацией и геоофизикой, речи о бурении не было», – рассказал наш собеседник.
При этом Липенков считает, что по-настоящему большим прорывом в науке нынешнее достижение станет только после того, как его признают все: «Многие спрашивают, что это за открытие, каково его значение. Я думаю, что, если мы просто дошли до озера Восток, этого мало. Нужно из этого науку сделать. То есть, нужны достойные публикации в серьезных международных научных журналах, дальнейшие исследования», – отметил ученый.
Как уже сообщалось, методики исследования озера Восток должны помочь ученым в освоении космоса. Подобный очень чистый лед, вероятно, содержится в полярных шапках Марса. Если в озере Восток найдут какие-то формы жизни, то весьма вероятно, что и на красной планете можно будет ожидать чего-то подобного.
А по верхней части льда над озером можно будет делать выводы о развитии климата на Земле.
«Какие в озере есть формы жизни, мы пока не знаем», – признался Липенков.
А напоследок сказал, что герои, вернувшиеся из Антарктиды, даже не успели отпраздновать знаменательное событие. Ведь уже 6 февраля, то есть почти сразу после того, как бур коснулся воды озера, им нужно было покидать базу – сезон окончился. Они погрузили вещи и сели на судно «Академик Федоров».
Скорее всего, банкет по случаю научного прорыва ждет исследователей уже в Петербурге, предположил наш собеседник.
Алексей Исайкин, еще один полярник, вернувшийся в город с ледяного континента, в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД отметил только, что все очень устали – люди не спали несколько суток: «Определенная гордость есть. К вниманию прессы уже привыкли, хотя такого, как сейчас, пожалуй, еще не было. Значение открытия? Раз люди воспринимают его как большое открытие, значит, так оно и есть».
Новые буровые операции начнутся в Антарктиде в конце ноября 2012 года – тогда будет разбуриваться свежезамороженный ледяной керн. Но основные исследования озера Восток, проникновение в которое некоторые сравнивают с полетом на Луну или на Марс, будут проходить позже, в 2013–2015 годах. Для этих исследований на российских предприятиях уже созданы специальные приборы.