По 100 долларов за слежку
Павлюченков расстройством психики и слабоумием не страдал, опасность своих действий осознавать мог
Мосгорсуд в пятницу признал виновным бывшего милиционера Дмитрия Павлюченкова, обвиняемого в убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской в октябре 2006 года, и приговорил его к 11 годам лишения свободы.
«Вина Павлюченкова подтверждается как его показаниями, так и совокупностью доказательств. Павлюченков расстройством психики и слабоумием не страдал, опасность своих действий осознавать мог», – отметил судья Александр Замашнюк.
«Павлюченков действовал умышленно, по найму. Он привлек к слежке своих подчиненных, не осведомленных о преступном умысле. В день он платил за слежку 100–150 долларов, при этом его сотрудник выполнял работу на служебной машине», – говорится в тексте приговора, зачитанного судьей.
Судья пояснил, что наказание назначено, исходя из общих принципов уголовного наказания, которыми он руководствовался в совещательной комнате. Кроме того, суд частично удовлетворил иск детей Анны Политковской – вместо 10 млн рублей Павлюченков должен заплатить 3 млн.
После оглашения приговора зашел конвой, на Павлюченкова надели наручники. Если приговор будет оставлен в силе, то через шесть с небольшим лет осужденный сможет просить об условно-досрочном освобождении.
Выступая в Мосгорсуде с последним словом, Дмитрий Павлюченков заявил, что организовавшая преступление группа пыталась убить и его. «Мне повезло, что я остался жив», – заявил Павлюченков, передает РАПСИ.
Свое выступление он начал с принесения извинений потерпевшим и еще раз раскаялся в содеянном. «Я хотел бы принести извинения за те деяния, которые случились по моей вине. Я раскаиваюсь, что меня в них втянули. Хочу, чтобы мой пример был уроком людям, которые идут работать в МВД, чтобы они не попадали в глупые и страшные ситуации – такие, в которые попал я. Говорить можно много, но от этого не станет легче ни семье Политковской, ни моей семье», – сказал подсудимый.
Затем Павлюченков обратился к семье Политковской: «Хочу попросить человеческого прощения. Насколько это возможно, простите».
Защита осужденного заявила о намерении обжаловать приговор. «Считаю данный приговор незаконным и несправедливым. Суд должен был применить к Павлюченкову ст. 63, которая подразумевает назначение условного наказания», – сказал адвокат осужденного Карен Нерсесян, передает «Интерфакс».
Ранее адвокаты потерпевших заявляли, что, в случае если суд назначит Павлюченкову недостаточно суровое наказание, они обжалуют это решение.
«Мы будем обжаловать рассмотрение дела в особом порядке, – говорила адвокат Анна Ставицкая. – По условиям досудебного соглашения суд не может назначить Павлюченкову наказание больше 13 лет заключения. Как человека меня это не устраивает, как адвоката тоже, но по закону суд ограничен в назначении наказания».
Могут освободить от тюрьмы
Подсудимый опоздал на заседание почти на час. Обвиняемому потребовалась медицинская помощь, перед тем как ему был зачитан приговор. По словам Павлюченкова, еще по пути в суд он почувствовал себя плохо, сопровождающий его сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний сделал ему укол, однако для решения вопроса об участии его в суде нужно официальное освидетельствование врачей, передает «Интерфакс».
Судья объявил перерыв, во время которого врачи должны будут оказать ему помощь и дать заключение о возможности продолжения судебного разбирательства. После осмотра врачи сообщили, что Павлюченков может продолжить участие в процессе.
Отметим, что в мае этого года защита и следствие просили суд изменить меру пресечения, ссылаясь на ухудшение состояния здоровья Дмитрия Павлюченкова. Басманный суд Москвы изменил меру пресечения в отношении Павлюченкова и перевел его под домашний арест.
«Следствие убедилось, что Павлюченкову не могут обеспечить в СИЗО необходимого медобслуживания», – заявлял адвокат Павлюченкова Карен Нерсесян. По его словам, у клиента вторая группа инвалидности, случаются эпилептические припадки и диагностирован гипертонический криз.
Павлюченков имеет ряд тяжелых заболеваний, в том числе и эпилепсию, не исключено, что они могут входить в список диагнозов, освобождающих от заключения
Перед началом заседания адвокат обвиняемого Карен Нерсесян сообщил, что Павлюченков имеет ряд тяжелых заболеваний, в том числе и эпилепсию, не исключено, что они могут входить в список диагнозов, освобождающих от заключения.
Отметим, что такой список действительно существует, он был утвержден в феврале 2004 года. В перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, входят туберкулез, новообразования (злокачественные новообразования IV стадии, острый лейкоз), психические расстройства, болезни эндокринной системы, нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, мочевыводящей системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, анатомические дефекты и прочие.
Сделка со следствием
Как отмечалось, Павлюченков заключил соглашение о сотрудничестве со следствием, которое подразумевает рассмотрение дела в особом порядке – без исследования доказательств и допроса свидетелей. В этом случае суд не сможет назначить обвиняемому максимальное наказание по вменяемым подсудимому статьям УК РФ.
При таком рассмотрении дела Павлюченкову не может быть назначен срок, превышающий две трети от максимального, предусмотренного за инкриминируемые деяния, то есть 13 лет лишения свободы. В ходе прений сторон гособвинитель Гюльчехра Ибрагимова требовала приговорить Павлюченкова к 12 годам заключения в колонии строгого режима с дополнительным ограничением свободы на один год.
В свою очередь потерпевшие попросили Мосгорсуд расторгнуть сделку с правосудием, заключенную с Павлюченковым. Они посчитали неправдоподобной высказанную им версию о заказчиках преступления и его собственной роли в нем. В свою очередь как представитель прокуратуры, так и адвокат обвиняемого считают, что Павлюченков выполнил условия соглашения в полном объеме.
Адвокат Анна Ставицкая отметила, что Павлюченков назвал заказчиками убийства Бориса Березовского и Ахмеда Закаева. Однако потерпевшие считают эту версию неправдоподобной, поскольку следствие признало мотивом преступления возмущение статьями журналистки. «Общеизвестно, что Березовский долгое время проживает в Англии. Сложно представить, что он «заказал» убийство из-за недовольства, вызванного публикациями о нарушении прав человека в России, злоупотреблениях, превышении должностных полномочий», – сказала адвокат.#{crime}
Кроме того, по мнению потерпевших, Павлюченков в своих показаниях преуменьшил собственную роль, заявив, что согласился на предложение Лом-Али Гайтукаева поучаствовать в организации убийства, так как боялся его. «Вызывает сомнения версия, что он пошел на это из-за воображаемой угрозы своей жизни. Долгое время Павлюченков занимался незаконной деятельностью. Он занимал одну из ключевых ролей в преступной группе, был координатором, покупал оружие», – отметила Ставицкая.
Между тем Павлюченков заявил, что полностью выполнил условия соглашения, а его адвокат Карен Нерсесян отметил, что его подзащитный даже перевыполнил их. «Он дал очень важные показания по другим преступлениям. Надеюсь, что в дальнейшем его показания будут играть ключевую роль в раскрытии не менее резонансных преступлений», – сказал адвокат.
При этом имена Закаева и Березовского, по словам защитника, обвиняемый узнал только от организатора преступления – Гайтукаева.
Прокурор Гульчехра Ибрагимова также считает, что обвиняемый выполнил условия досудебного соглашения. «Он назвал имена, ранее неизвестные органам предварительного следствия, подробно рассказал о подготовке преступления, его финансировании, о своей роли в нем, раскрыл ранее неизвестные следствию обстоятельства», – сказала она.
По словам гособвинителя, Павлюченков добровольно рассказал и о других особо тяжких преступлениях, имевших общественный резонанс. В связи с чем Мосгорсуд отказался расторгнуть сделку с правосудием.
Купил оружие для исполнителя
Напомним, убийство журналистки Анны Политковской было совершено около 16.00 7 октября 2006 года, когда она, припарковав машину возле дома на улице Лесной, вошла в лифт, чтобы подняться в свою квартиру. В журналистку было произведено пять выстрелов. После этого киллер вышел из подъезда, сел в ожидавший его у станции метро «Новослободская» автомобиль ВАЗ 21043 и скрылся вместе с соучастниками преступления.
Первый приговор по делу Политковской был вынесен еще 19 февраля 2009 года – тогда присяжные единодушно признали братьев Ибрагима и Джабраила Махмудовых, а также сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова, который тоже проходил по делу, невиновными, что вызвало массу вопросов у экспертов.
25 июня 2009 года Верховный суд РФ удовлетворил кассационное представление прокуратуры и отменил оправдательный приговор, а 5 августа того же года Московский окружной военный суд приступил к повторному рассмотрению дела об убийстве Политковской.
15 ноября 2012 года Генпрокуратура направила уголовное дело в отношении Павлюченкова в суд. Он обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство) и ч. 3 ст. 222 (незаконное хранение оружия) УК России.
По данным СК, в июне – июле 2006 года Лом-Али Гайтукаев «по заказу не установленного следствием лица за денежное вознаграждение с целью совершения убийства Политковской организовал преступную группу».
В ее состав вошли в том числе его знакомые: руководитель оперативного подразделения ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, бывший оперативный сотрудник Сергей Хаджикурбанов и трое братьев Махмудовых. В качестве вознаграждения участникам преступной группы Гайтукаев передал Павлюченкову 150 тыс. долларов.
По версии следствия, роль Павлюченкова заключалась в установлении фактического местонахождения Политковской, распорядка ее дня и маршрутов передвижения. Павлюченков, используя должностное положение руководителя оперативного подразделения, привлек для негласного наблюдения за журналистом подчиненных сотрудников и передавал полученную информацию Гайтукаеву.
По указанию последнего в августе 2006 года Павлюченков приобрел орудие убийства: пистолет с боеприпасами и приспособлением для бесшумной стрельбы, которые передал исполнителю убийства Политковской.
Вину в совершении инкриминируемых преступлений Павлюченков признал полностью. Огнестрельное оружие, обнаруженное на месте совершения убийства, он опознал как оружие, ранее переданное им Рустаму Махмудову.