В четверг замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков сообщил, что до конца этого года будет завершено строительство двух арсеналов нового типа.
Причины, по которым взлетали на воздух склады: несоблюдение мер пожарной безопасности, низкая обеспеченность и небольшая численность пожарных команд
«У нас контракты на строительство новых арсеналов подписаны, и в 2013 году из оставшихся 13 арсеналов семь будут сданы под ключ. Два арсенала – Моздок и Кедровка – будут введены в строй до конца текущего года», – сказал генерал, слова которого приводит РИА «Новости».
Булгаков напомнил, что утвержденная ведомственная программа Минобороны предусматривает строительство 15 новейших современных арсеналов. Завершающие шесть арсеналов Минобороны рассчитывает достроить в 2014 году, а в 2015 году будет доводить их параметры до предусмотренных соответствующими требованиями. «1 января 2015 года будем иметь 15 арсеналов, соответствующих всем параметрам и решениям», – сказал замминистра.
Согласно данным Булгакова, штатная численность военнослужащих на каждом из арсеналов составит 375. «При этом 172 офицерские должности (на все 15 арсеналов) были введены приказом только сегодня», – добавил он.
Бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск генерал-полковник Юрий Букреев обратил внимание на названные Булгаковым цифры. «Хоть какие арсеналы построй – главное, какие люди на них работают. 375 человек, в том числе 172 офицера, – это хороший штат, хорошо, что они так строятся», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Ранее Булгаков анонсировал масштабную программу по строительству арсеналов нового типа, на которую до 2015 года планируется потратить 90 миллиардов рублей. По его словам, «на 35 арсеналах в РФ не будет ни одной площадки открытого хранения боеприпасов, ракет и взрывчатых веществ». К 1 января 2015 года военные намерены закрыть имеющиеся 150 объектов хранения боеприпасов. Планируется вывести все арсеналы, базы и склады за черту населенных пунктов на 35 совершенно новых объектов хранения. На них только в этом году были построены 145 современных бетонных хранилищ. В них есть системы пожаротушения, поддерживается температурно-влажностный режим. Начато строительство еще 1200 хранилищ трех типов. В них разместят 6642 вагона боеприпасов. На все это будет затрачено 90 млрд рублей в течение трех лет.
На 1 января 2014 года в вооруженных силах должно остаться 3 млн тонн боеприпасов 1-й и 2-й категорий. То есть не должно остаться ни одного снаряда, не соответствующего установленным для него срокам хранения.
Больше не будут взрывать
Как сообщил Булгаков в четверг, на данный момент на арсеналах, складах и базах остаются 1 млн 100 тыс. тонн старых боеприпасов, подлежащих утилизации.
«В 2013 году утилизация боеприпасов будет происходить только промышленным способом. Ни один военнослужащий ни на одном полигоне заниматься подрывом боеприпасов не будет», – сказал Булгаков.
Генерал напомнил, что к моменту распада СССР на 180 арсеналах, базах и складах Минобороны хранилось 15 млн тонн боеприпасов. К началу 2010 года хранившиеся боеприпасы пришли в критическое состояние, и продлевать сроки хранения оказалось больше невозможным. В связи с этим было принято решение об их утилизации методом подрыва. Что, в свою очередь, неоднократно приводило к трагедиям.
Взрыв за взрывом
Только в течение этого года происходили ЧП с пожарами и взрывами на арсеналах, а также на полигонах при работах по утилизации в Нижегородской области, Приморье, Новосибирской и Оренбургской областях.
В 2011 году взрывы и пожары происходили порой с разницей в неделю: 26 мая ЧП случилось на 99-м арсенале Минобороны близ башкирского поселка Урман. Пострадали 12 человек. 2 июня пожар, сопровождавшийся разрывами снарядов, произошел на 102-м арсенале под Ижевском, пострадали около 100 человек. Не менее показательна и недавняя трагедия на полигоне Мулино, где во время выгрузки боеприпасов, подлежащих уничтожению, произошел взрыв. Погибли военнослужащие срочной службы.#{weapon}
В интервью газете ВЗГЛЯД бывший начальник вооружения Вооруженных сил России, бывший замминистра обороны генерал-полковник Анатолий Ситнов заявлял, что «нынешняя система – «быстренько все взорвем и от этого избавимся» – создает ряд проблем». «Во-первых, она уничтожает народные запасы: металл, взрывчатые вещества и т. д. Во-вторых, если взрывать на одном месте до 500 килограммов взрывчатого вещества, идет оседание пород, складывается местность, там, где были реки и подземные ручьи, начинается подтопление. Это же все надо знать», – сказал он.
В предыдущие годы по приказу министра обороны Анатолия Сердюкова на 65 полигонах была организована масштабная утилизация методом подрыва, небезопасная с точки зрения экологии и даже человеческих жизней, зато эффективная по количеству уничтоженного. Специалисты в один голос говорили, что военнослужащих по призыву нельзя близко подпускать к таким работам, и заниматься этим должны профессионалы, но в министерстве, видно, решили прибегнуть к более экономному способу.
Только в прошлом году военные утилизировали 1 341 200 тонн боеприпасов. Для этого потребовалось 255 групп подрыва. К работам привлекались 12,6 тыс. военнослужащих и 1,7 тыс. единиц автомобильной техники. На арсеналах, базах и складах было разобрано 148 тыс. тонн боеприпасов. Дмитрий Булгаков замечал по этому поводу, что если бы эту работу поручили промышленности, то на это ей потребовалось бы 19 лет.
«Откуда пожары»
«Причины, по которым взлетали на воздух склады, – несоблюдение мер пожарной безопасности, низкая обеспеченность и небольшая численность пожарных команд, – считает Юрий Букреев. – На арсеналах хранятся боеприпасы в двух состояниях: большая часть хранится в не окончательно снаряженном виде – вместо взрывателей туда вкручены пробки, заглушки. Такой снаряд не взорвется, даже если его уронить. Они могут взорваться только при пожаре или из-за грозовых разрядов. Других причин не может быть.
А часть снарядов – в окончательно снаряженном виде, с ввернутыми взрывателями. Такие припасы представляют опасность при несоблюдении мер безопасности при неквалифицированном с ними обращении: помимо пожаров они боятся падений, ударов».
«Откуда пожары? Прежде всего, из-за слабой технической оснащенности техническими средствами, – отмечает он. – В прошлые годы арсеналы располагались, как правило, или в степи, или в лесу. Каждый арсенал имел охранную пожарную полосу. Она имеет большую протяженность – несколько десятков километров – и должна регулярно опахиваться. Но даже в советский период эта норма не выдерживалась. Тракторов не было, всегда выкручивались, брали у колхозов трактора с плугами, чтобы опахать. Если лесной пожар происходил, или где-то трава заполыхала, пожары перекидывались на арсенал, и случались такие происшествия.
Вторая причина – работа неквалифицированных лиц, допущенных на территорию склада, и бесконтрольность их работы. Там может быть допущено курение, промасленная бумага, тряпки и т.д.
Кроме того, как правило, часть боеприпасов хранилась на улице в штабелях, потому что нормы содержания боеприпасов были достаточно высокими, и подземных укрытий никогда не хватало. Одной из частых причин бывало и неисправное техническое состояние грозозащиты», – заключил генерал.