Общество

Михаил Марков

«Путь антигосударственный»

5 октября 2012, 17:25

Фото: ИТАР-ТАСС

Глава Министерства транспорта Максим Соколов заявил о намерении предложить правительству решение проблемы с дефицитом пилотов в российских авиакомпаниях за счет приглашенных иностранцев, пишут в пятницу «Ведомости».

О том, что в России не хватает пилотов, чиновникам говорили еще 15 лет назад

По данным главы Минтранса, российские перевозчики недосчитываются одной тысячи пилотов. «Результат любого дефицита – возникновение монопольно высоких цен, в данном случае мы говорим о зарплатах летного состава», – сказал министр в интервью газете.

Он добавил, что нововведения стоит начать с изменения 56-й статьи Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов.

Между тем в самих авиакомпаниях предложение Минтранса одобрили. Как заявил изданию представитель «Аэрофлота», у компании дефицит около 150 пилотов. В Трансаэро рассказали, что ежегодно отрасль нуждается в притоке почти 800 новых пилотов, пишет издание.

По мнению гендиректора авиакомпании «Ютэйр» Андрея Мартиросова, привлечение иностранцев не приведет к падению зарплат летного состава, а позволит перевозчикам развиваться.

Однако идею Минтранса не оценил президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжев. Он заявил, что это «антигосударственное предложение».

«Готовить нужно своих. Еще увеличить набор», – подчеркивает он, добавляя, что можно переучивать военных летчиков. Дельдюжев считает, что наплыв иностранцев приведет к потере контроля за качеством персонала и закрытию существующих летных училищ.

Ранее Соколов заявлял, что для сокращения дефицита пилотов в российских авиакомпаниях летные училища в последние годы увеличили прием курсантов.

Также в России планируется принять специальную программу подготовки пилотов для региональной авиации с объемом финансирования 500 млн рублей, сообщал министр.

По данным гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, учебные заведения выпускают 400 пилотов в год, тогда как потребности отрасли – почти тысяча летчиков ежегодно.

О том, нужны ли России иностранные авиаспециалисты, газете ВЗГЛЯД рассказал летчик-испытатель, заслуженный пилот России Михаил Марков.

ВЗГЛЯД: Михаил Михайлович, как вы относитесь к предложению главы Минтранса пригласить на работу иностранных пилотов?

Михаил Марков уверен, что иностранцами проблему с кадрами не решить (фото: 1tv.ru)

Михаил Марков: Это путь антигосударственный. Никакой нормальный иностранный пилот не придет работать в российские компании. Потому что иностранец попросит ему выделить номер в отеле, выплатить суточные. В город они ездить не будут.

О том, что в России не хватает пилотов, чиновникам говорили еще 15 лет назад. На что нам отвечали: да мы специалистов наготовим столько же, сколько в Советском Союзе было.

ВЗГЛЯД: Привлекают ли к работе иностранных пилотов в других странах? 

М. М.: В настоящее время (профессиональный) мир разделен не территориально, а по правилам тестирования свидетельств. Часть пилотов летают по американским правилам, и, соответственно, они могут летать на тех самолетах, с производителями которых у авиационного ведомства США подписаны соглашения.

Что касается европейских свидетельств, то это более сложный уровень. Если оценивать по десятибалльной шкале, то те пилоты, которые имеют американские свидетельства, сдают европейские на шесть баллов.#{interviewsociety}

Но даже при наличии всех свидетельств в коммерческих компаниях, например в Lufthansa, могут сказать: а зачем нам замечательный русский пилот из «Аэрофлота» или американец, у нас у самих и с работой, и с зарплатой все сложно. И вас не возьмут на работу ни в одну из таких компаний.

ВЗГЛЯД: Почему в России вообще запрещено нанимать на работу в авиакомпании иностранцев?

М. М.: Этот запрет действует еще с советских времен. В настоящее время пилотом может быть только гражданин России, потому что пилоты – это те люди, которые получают много секретной информации. Во всех странах, в принципе, тоже так было. Но сейчас приоритеты поменялись. Если раньше на первом месте стояли меры по охране секретов, то сейчас главное – экономические цели.

ВЗГЛЯД: На чем может отразиться появление иностранных пилотов в российских компаниях?

М. М.: Найм иностранцев в первую очередь отразится на ценах на билеты. Если будет, например, пилот из Канады, то летать до Хабаровска можно будет не за 40 тыс. рублей, а за 70 тыс. рублей. Потому что мы канадцам будем платить дороже, чем за топливо.

Могут, конечно, набрать пилотов из Казахстана, которые сейчас лишены права полетов в Европу, потому что они набрали столько минусов, что им пока не рекомендовано летать туда. Однако у них у всех есть американские свидетельства. Но, кроме потенциальной угрозы, в их присутствии в авиакомпаниях я ничего не вижу.

ВЗГЛЯД: На каком уровне обучение пилотов в России?

М. М.: В России в подготовке пилотов существует следующая проблема: дают высшее обязательное образование, за пять лет получается всего 150 часов налета. Это все равно что учиться в политехническом институте и посещать в свободное время аэроклуб. Чтобы воспитать настоящего пилота, нужно 17-летнего пацана посадить в кабину и сделать так, чтобы он к 21 году умел летать и имел необходимые знания. За три года можно подготовить специалистов для компании, еще через пять лет это будет уже нормальный пилот.

Рейтинги качества подготовки никто не устанавливал. Но если вы спросите у каких-нибудь эстонцев, то они скажут, что в России не могут никого подготовить. Но я знаю тех, кто летает в Эстонии, и это школьный уровень. Даже местные говорят, что вызвали с пенсии всех, кто летал в советское время. А обучение пилотов у них проводится по европейским правилам.

ВЗГЛЯД: Какие специалисты сейчас занимаются в России непосредственной подготовкой будущих пилотов?

М. М.: Инструкторы, насколько мне известно, получают 15 тысяч рублей. Кто пойдет работать за такие деньги? Разве будет работать нормальный пилот, который может донести, рассказать, выделить главные приоритеты молодому поколению? В советское время и первоклассные пилоты занимались подготовкой. Просто работа инструктора очень специфическая, нудная, и мало кто способен на ней долго продержаться.

ВЗГЛЯД: Глава Минтранса также заявил, что результат любого дефицита – возникновение монопольно высоких цен, в данном случае мы говорим о зарплатах летного состава. Это действительно так?

М. М.: Это просто подтасовка фактов. Зарплаты пилотов никак не зависят от монополизации.

ВЗГЛЯД: Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию с молодыми кадрами?

М. М.: Прежде всего, нужно, чтобы во главе профильного ведомства находился пилот. Только тогда он сможет принимать реальные решения проблемы. Потому что, сколько бы мы снизу ни кричали, что нужно делать, нас все равно не слышат.

Текст: Елена Сидоренко

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?