Премьер Дмитрий Медведев в пятницу провел совещание по безопасности дорожного движения. В связи с ростом числа страшных аварий, унесших многие человеческие жизни и произошедших по вине пьяных водителей, представители общественности и власти, в том числе высшее руководство страны, вновь заговорили о необходимости повышения мер наказания для тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии.
Штраф должен быть таким, чтобы водитель понимал, насколько для него и его близких это будет являться тяжелой ношей
В пятницу эти меры были озвучены. В частности, предполагается, что водителя, севшего за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, будут штрафовать на стоимость среднего авто по России и лишать прав на срок до трех лет. Об этом уже по итогам совещания сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, передает ИТАР-ТАСС.
«За нахождение в нетрезвом состоянии за рулем нужно значительно увеличить административные штрафы, они должны быть, по мнению экспертов, настолько значимыми, чтобы составлять среднюю стоимость автомобиля на рынке», – заявил Шувалов.
Кроме того, за однократное вождение в нетрезвом состоянии, помимо штрафа, предлагается лишение прав на определенный срок, примерно до трех лет», – добавил он.
По словам вице-премьера, штраф должен быть таким, чтобы «водитель, семья водителя чувствовали материально неблагоприятные последствия и сам водитель понимал, насколько для него и его близких штраф будет являться тяжелой ношей».
Как уточнил Шувалов, правительство будет обсуждать, сделать ли сумму штрафа одинаковой для всей территории страны или дать регионам право самостоятельно устанавливать ее размер в пределах нижней и верхней границ, определяемых правительством.
«За повторное нарушение, то есть вождение автомобиля в нетрезвом виде, предлагается ввести уже уголовную ответственность, которая будет сопряжена с очень высоким штрафом и лишением права водить автомобиль в течение определенного времени», – сообщил Шувалов.
По его словам, правительство также не поддерживает идею дифференциации степени алкогольного опьянения. «Большинство участников совещания поддержали полный запрет по содержанию алкоголя в крови», – пояснил он. В то же время первый зампред правительства заметил, что это предложения, которые будут прорабатываться еще в течение ближайших трех недель до внесения законопроекта в Госдуму.
В то же время Шувалов отметил, что идея лишать водительских прав пожизненно за вождение в состоянии алкогольного опьянения не была окончательно поддержана на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева.
«Были высказаны предложения о возможности лишения водительских прав пожизненно, но пока нет единогласного, единодушного одобрения этой идеи», – заявил первый вице-премьер.
Он подчеркнул, что поскольку речь идет об ужесточении в том числе уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде, то «у людей все же должна быть возможность искупить свою вину и быть в состоянии вернуть это право».
Кроме того, он отметил, что жизнь усложняется, во многих регионах России трудно выжить без автомобиля. «Тем не менее каждый раз, когда люди садятся за руль в нетрезвом состоянии, они должны понимать, что это в высшей степени неблагоприятно с точки зрения материальных последствий, это обязательное лишение права пользоваться автомобилем в течение определенного срока», – сказал вице-премьер.
Гораздо более серьезное наказание грозит водителям, которые стали виновниками смертельных ДТП. Председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сообщила, что правительство, Госдума и общественные организации выступили с совместными инициативами, предполагающими повышение до 15 лет срока заключения за аварии в состоянии опьянения с двумя и более погибшими, передает «Интерфакс».
«Первое: нужно установить нижний порог ответственности, мы предлагаем от пяти лет, – сказала Яровая. – Предлагаем рассмотреть вопрос диапазона ответственности от 5 до 15 лет по составу об умышленном управлении транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшем гибель двух и более лиц».
За другие нарушения, совершенные водителем в состоянии алкогольного опьянения, предлагается ввести дифференцированную ответственность.
«Наверное, имеет смысл дифференцировать: нижний предел санкций – 500 рублей, а верхний предел – 50 тыс. рублей», – сказала Яровая.
«Вообще, предложение по скоростному режиму, по выезду на встречную полосу – также установить дифференцированную ответственность, а по состоянию алкогольного опьянения – вообще установить прогрессивную шкалу», – уточнила Яровая.#{smallinfographicleft=555161}
На совещании речь шла не только о наказаниях для пьяных водителей, но и о профилактике подобных правонарушений.
Как сообщила Яровая, Госдума и российские министерства и ведомства предлагают ввести обязательное наркотестирование для получения водительских прав.
«Сегодня мы подготовили законопроект по наркотестированию. Я хотела бы особо обратить внимание всех участников совещания именно на этот момент. У нас молодые водители, статистика показывает, что эта категория – 21–26 лет», – сказала Яровая.
Она отметила, что приобретение справки о том, что человек, претендующий на получение водительских прав, не состоит на учете в наркодиспансере, ни о чем не говорит. «Наркотестирование будет минимальной мерой безопасности. Более того, на наш взгляд, если будет подтвержден факт употребления наркотиков, лицо сможет проходить повторное освидетельствование и претендовать на право управления транспортным средством только через шесть месяцев», – сказала Яровая.
В свою очередь сам глава правительства выступил за внесение в законодательство поправок, предполагающих прохождение водителями медицинского освидетельствования каждые пять лет.
«Правительство в августе внесло в Госдуму законопроект, который содержит поправки в закон о безопасности дорожного движения. Я думаю, что их придется дополнить поправками, которые должны появиться в результате работы, которая уже ведется в Госдуме, и нашего сегодняшнего совещания», – сказал Медведев.
Глава правительства добавил: «Речь идет, в частности, о медицинском обязательном освидетельствовании водителей не реже одного раза в пять лет. Это, наверное, тоже правильно хотя бы для общего контроля над ситуацией».
В интервью газете ВЗГЛЯД заместитель председателя движения автомобилистов России Леонид Ольшанский заявил, что «касаемо проверки здоровья автолюбителей осмотр раз в пять лет – оптимальный вариант». «Раз в году – уже перебор», – считает он.
«Если вспомнить, что мы приносим многочисленные справки из наркологического диспансера, из психоневрологического диспансера, то мы должны надеяться, что психи и наркоманы не пройдут сквозь сито», – сказал Ольшанский.
«В правительственных автобазах здоровье водителя проверяют дважды в день: утром, перед выездом, и вечером, перед постановкой машины в бокс. И проверяют не на состояние алкогольного или наркотического опьянения, а на состояние здоровье в целом: дышите – не дышите, откройте рот, скажите «А», давление, пульс», – рассказывает он.
«Если хоть какой-то показатель отклоняется от нормы (трезвый, а давление подскочило, поругался с женой), водитель идет играть в шашки в шоферскую комнату, но ни в коем случае не садится за руль», – отмечает собеседник газеты.
«Здоровье имеет колоссальное значение для того, чтобы грамотно управлять автомобилем и не допустить даже мельчайшего дорожного происшествия. Кроме того, здоровье – это же не только наличие повышенной температуры, простуды, но и общее физиологическое состояние водителя: выспался он или нет перед дорогой, к примеру», – считает Ольшанский.
Премьер-министр также поручил Минтрансу подготовить дополнительные правила, которые регламентируют вопросы, связанные с автомобильными перевозками детей, а Минобрнауки – программы по подготовке преподавателей автошкол и инструкторов по вождению.
«По стандартам современной жизни машина нужна любой семье, но как ведется обучение? Мы тоже знаем, оно и раньше велось известно как, а сейчас превратилось в абсолютную формальность, которая просто покупается или как минимум практически никак не оценивается», – заявил Медведев.
Он подчеркнул, что автошколы не имеют современных площадок и тренажеров, а инструкторы по вождению не готовятся.
«Надо разработать программы подготовки преподавателей автошкол и инструкторов по вождению. Этим Министерство образования и науки должно заняться, а Министерство транспорта должно подготовить правила, которые регламентируют перевозки детей, обеспечивают дополнительный контроль за перевозкой пассажиров и грузов», – подчеркнул премьер-министр.
По данным ГИБДД, до 2010 года количество ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, и число погибших в них ежегодно снижалось. Однако в 2011 году данные показатели возросли на 3,4% и 7,6% соответственно.
Доля таких происшествий в общем объеме ДТП по итогам 2011 года составила 7,2%.
По итогам четырех месяцев 2012 года число происшествий с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, выросло уже на 15%. При этом число погибших снизилось на 11,4%.
Доля этих происшествий в общем массиве составила 5,7%, а доля погибших в них – 5,4%.
Количество ДТП, после совершения которых водители отказались от медицинского освидетельствования (что, скорее всего, говорит о том, что водители были пьяны), имеет тенденцию роста. С 2007 года по текущий период 2012 года число ДТП с их участием возросло более чем в 1,8 раза, число погибших в них – в три раза (с 54 до 169). Доля данных происшествий возросла в два раза (с 0,8 до 1,6).
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, вопрос об ужесточении ответственности за ДТП, совершенные водителями в состоянии алкогольного опьянения, был поднят после трагедии в Москве. 22 сентября на западе столицы водитель Александр Максимов, находившийся в нетрезвом состоянии, сбил насмерть семь человек, стоявших на остановке. В числе жертв – пятеро подростков, воспитанников интерната, ставших победителями Московского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Мы вместе!». Причем известно, что в 2010 году Максимова уже лишали водительских прав за езду в нетрезвом состоянии. Через две недели в анализах водителя специалисты нашли не только алкоголь, но и следы марихуаны.
24 сентября президент России Владимир Путин заявил, что санкции за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения придется ужесточать.
«За некоторые вещи нужно просто карать. К сожалению, по-другому не получается... Если этого не делать, то такие трагедии будут происходить повсеместно», – сказал тогда глава государства.