Российская оборонная промышленность проиграла очередной тендер на поставку техники Индии, уступив американскому производителю. В понедельник газета Times of India сообщила, что индийское оборонное ведомство отдало предпочтение американским тяжелым военно-транспортным вертолетам CH-47 Chinook компании Boeing, а не российским Ми-26Т2.
Я охотно верю, что эксплуатационные издержки российских вертолетов выше, чем у американцев, но то, что даже закупочная цена выше, настораживает
По итогам полевых испытаний обеих машин индийские военные выбрали американский вертолет как более дешевый. «Chinook оказался дешевле как по цене машины, так и по стоимости ее последующего обслуживания», – сказал источник издания в министерстве обороны Индии.
Как сообщил источник РИА «Новости», близкий к российскому ВПК, российская сторона пока не получала никакого официального заявления от индийской стороны об итогах конкурса.
Вертолет CH-47 Chinook эксплуатируется с начала 1962 года. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира. Стоимость одной машины составляет 29,9 млн долларов.
Ми-26 производится с 1980 года и является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолетом. Модификация Ми-26Т2 рассчитана на круглосуточное боевое применение. Главное отличие новой модификации от базовой версии – в наличии интегрированного комплекса бортового электронного оборудования. Его применение позволило создать удобную кабину пилотов, оснащенную многофункциональными жидкокристаллическими цветными дисплеями, в том числе позволяющими контролировать груз, перевозимый на внешней подвеске. Вертолет оснащен новым автопилотом. Эти и другие новшества позволили сократить его экипаж с шести до двух–трех человек.
Вертолет CH-47 Chinook эксплуатируется с начала 1962 года. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира. Стоимость одной машины составляет 29,9 млн долларов (фото: Reuters) |
В феврале этого года генеральный директор ОАО «Росвертол» Борис Слюсарь заявил «Российской газете», что в течение года планируется развернуть массовое производство Ми-26Т2. Впрочем, на тендер машина была выставлена еще в прошлом году. Стоимость Ми-26Т2 на сайте производителя не указана, в целом в открытых источниках на Ми-26 в зависимости от модификации указываются цены от 20 до 25 млн долларов. Что, как легко заметить, ниже американского аналога, так что к сообщению индийской прессы можно отнестись с некоторой долей скепсиса.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко признался в интервью газете ВЗГЛЯД, что сообщение о том, что «Чинук» оказался дешевле российского вертолета, стало для него неожиданностью. «Я охотно верю, что эксплуатационные издержки российских вертолетов выше, чем у американцев, но то, что даже закупочная цена выше, настораживает», – сказал он, добавив, что следует дождаться появления официальной информации на этот счет.
Директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин также сомневается в том, что продажная цена Ми-26 больше, чем у CH-47. «Вряд ли можно говорить о большей дешевизне американского вертолета, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – По эксплуатации – вполне возможно, поскольку наш, наверное, более прожорлив. Но в то же время очевидно, что по стоимости труда американские вертолеты по обслуживанию всегда были дороже, поскольку требуют больше регламентных работ, они, скажем так, более нежные в эксплуатации, это общепризнано».
«Может быть, под их задачи не требуется Ми-26, – предположил он. – Наш вертолет все-таки больше, чем «Чинук», это целое футбольное поле. Ми-26 в свое время разрабатывался под специфические задачи – для доставки стратегических боеприпасов в труднодоступные районы. А у «Чинука» задачи более прикладные. Думаю, что дело в этом».
«Кроме того, известна нынешняя позиция индийского руководства: они взяли курс на развитие отношений с Соединенными Штатами и делают это демонстративно, подчас в ущерб российско-индийским отношениям. Такова нынешняя большая политика», – заключил Козюлин.
Напомним, ранее ВВС Индии объявили о решении по другому тендеру, в котором участвовала продукция российской оборонной промышленности. По результатам испытаний индийцы отказались от закупки российских Ми-28Н и приняли решение приобрести 22 американских ударных вертолета AH-64D Аpache Longbow компании Boeing на сумму около 1 млрд 400 млн долларов.
«Испытания подтвердили, что вертолеты AH-64D Аpache Longbow отвечают требованиям индийских ВВС. Сумма этого нового масштабного контракта с США на их поставку составит около 1,4 млрд долларов, – отметил представитель оборонного ведомства. – Он будет подписан после завершения переговоров с Boeing по коммерческим вопросам».
#{smallinfographicleft=500883}«Мы решили не выбирать Ми-28 по техническим причинам. Наши эксперты считают, что Ми-28 не отвечает требованиям тендера по 20 позициям, в то время как «Апач» показывает лучшие результаты», – комментировали результаты испытаний в минобороны Индии.
В прошлом году российская промышленность проиграла другой индийский тендер – на поставку 126 истребителей. В конкурсе приняли участие российские МиГ-35 (производитель – РСК «МиГ»), шведские Gripen (SAAB), европейские Eurofighter Typhoon (консорциум), французские Rafale (Dassault), а также американские F/A-18 (Boeing) и F-16 (Lockheed Martin).
По некоторой информации, на первом этапе испытаний лучшие результаты из шести самолетов показал именно МиГ-35. Остальные истребители столкнулись с проблемами запуска двигателей в разреженной атмосфере авиабазы, где проводились испытания. Индийские ВВС могли бы объявить победителем испытаний МиГ-35, однако вместо этого попросили производителей внести изменения в конструкцию топливных систем самолетов. В итоге тендер выиграл многоцелевой истребитель четвертого поколения Rafale («Рафаль») французской компании Dassault.
Ранее сообщалось, что Индия отказалась от МиГ-35 из-за недостатков радара, которому не удалось достичь захвата цели в заявленных диапазонах, и несоответствия характеристик двигателя заявленным критериям эффективности. РСК «МиГ» была готова улучшить свое предложение, но ее аргументы не были приняты во внимание.
Россия также проиграла тендер на поставку военно-транспортных самолетов: вместо Ил-76 индийские военные предпочли закупить шесть американских С-130J-30 Super Hercules за 1 млрд долларов, притом что российские самолеты обошлись бы дешевле.
В настоящее время в Индии проводится также тендер на закупку многоцелевого легкого вертолета, в котором участвует российский Ка-226. На вооружении Индии уже стоят российские вертолеты, в том числе новые военно-транспортные Ми-17В5.
Индия считается крупнейшим мировым импортером вооружений. В этом году на закупку вооружения правительство этой страны выделило 9,4 млрд долларов, причем большая часть этих денег (7,7 млрд) идет на закупку российского вооружения. Индийские контракты составляют в общей сложности 60% от российского военного экспорта. В этом году Россия поставляет Индии 40 вертолетов Ми-17В-5, 21 истребитель Су-30МКИ (лицензионная сборка по контракту 2000 года), 12 истребителей Су-30МКИ (по контракту 2007 года), девять палубных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Самым крупным контрактом по ценовому параметру станет передача ВМС Индии авианосца «Викрамадитья» в декабре этого года. Стоимость корабля составит 2,34 млрд долларов.
В последнее время Индия диверсифицировала свои военно-технические связи. Россия больше не монополист на этом рынке. Этот факт даже закреплен в индийском законодательстве, предписывающем не покупать вооружения и военную технику у одного поставщика. Именно этим сегодня активно пользуются европейские, американские и израильские компании, предлагая Дели технику дорогую, но очень технологичную. Кроме того, переняв тактику России, Запад все чаще предлагает не только саму ее покупку, но и налаживание лицензионного производства в Индии.
За последние несколько лет США поставили Индии оружия более чем на 8 млрд долларов. Лоббируя американское вооружение, заместитель министра обороны США Эштон Картер заявил в прошлом месяце в Нью-Дели, что Вашингтон «готов стать на долгое время поставщиком в Индию самых высококачественных технологий». В настоящее время индийские ВВС готовятся к получению от США по уже подписанным контрактам 10 тяжелых транспортных самолетов С-17 Globemaster 111, шести средних C-130 Super Hercules и восьми морских противолодочных самолетов P-8I. Стороны продолжают переговоры о дополнительных поставках еще шести С-130 и четырех P-8I.